Резолютивная часть решения объявлена "22" сентября2016 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "27" сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
-<_> |
- <_>
- <_>; |
|
- <_> |
- <_> |
при участии:
- от Заказчика: представителяобластного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат" <_> (доверенность от 22.09.2016 N1086),
- от Заявителя: <_> (<_>ООО <_>), <_>(доверенность от 22.07.2016),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью <_> (679000, РФ, ЕАО, г. Биробиджан, ул.Бумагина 8а, 25) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат"(679016, РФ, ЕАО, г. Биробиджан, Медгородок,28) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка картофеля(извещение N 0378200003016000087 от 08.09.2016), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью <_>(далее- ООО <_>, Заявитель)от15.09.2016 года (вход. N 01/5-1609)на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат"(далее- ОГБУ "Биробиджанский психонтернат", Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка картофеля (извещение N 0378200003016000087 от 08.09.2016).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе ООО "<_>" указано следующее:
"1. Согласно информации, содержащейся в плане-графике закупок, размещенном заказчиком в единой контрактной системе (номер в едином реестре планов- графиков закупок 44201603782000030001) заказ с уникальным реестровым номером: П44201603782000030001000086 был опубликован 08.09.2016. Согласно законодательства о контрактной системе извещение о закупке может быть размещено в единой информационной не раньше десятидневного срока с даты публикации заказа в плане-графике закупок. Однако, в нарушение норм действующего законодательства, Заказчиком было размещено извещение о закупке в день ее включения и публикации, т.е. 08.09.2016. Своими действиями Заказчик не только допускает грубые нарушения законодательства о контрактной системе, но и законодательства о защите конкуренции.
2. В своем извещении, в разделе "Условия контракта", в строке "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" Заказчик указал следующее: Срок исполнения контракта: год 2016 месяц Ноябрь. Срок исполнения отдельных этапов контракта: не установлено.Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Поставка, разгрузка и занос товара в склад Заказчикаосуществляется силами Поставщика в полном объёме, с момента заключения Контрактано не позднее 15.10.2016 на продуктовый склад, время работы с 08.00 до 15.00 часов. При этом в ч. 4 "Проект контракта" документации о проведении электронного аукциона, в п. 2.6 указанно, что Товар, не заказанный Заказчиком в порядке, установленном пунктом 4.1 настоящего контракта, приемке и оплате не подлежит. Согласно п. 4.1 Поставка Заказчику Товара, указанного в спецификации (приложение N1), осуществляется Поставщиком партиями на основании заявки Заказчика, поданной не позднее, чем за 5 календарных дней до момента поставки. Таким образом, размещая в единой информационной системе недостоверную информацию, Заказчик. Допускает нарушения законодательства о контрактной системе.
3.Исходя из положений ч. 2 "Описание объекта закупки" Заказчикомуказанно, что предполагаемый к поставке товар должен соответствовать ГОСТ 7176-85или ГОСТ Р 51808-2013, а также "Картофель должен соответствовать следующимтребованиям: Картофель свежий, урожай 2016 года, клубни средних размеров не менее 70мм". В указанных Заказчиком ГОСТ 7176-85 и ГОСТ Р 51808-2013 размер клубней по наибольшему поперечному диаметру должен быть не менее 45 мм. Таким образом,Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать,при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями,предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании (ст. 33 Закона о контрактной системе), и лишь в случае отсутствиятаких стандартов вправе использовать иные показатели, требования и обозначения, обосновав ихсоответствующим образом. Кроме того, в указанных ГОСТ 7176-85 и ГОСТ Р 51808-2013отсутствуют положения о сроках годности картофеля. Исходя из норм ГОСТ 7176-85 иГОСТ Р 51808-2013 и иных стандартов качества, предъявляемых к картофелю срокгодности прямо зависит от условий хранения (температурный режим, влажность иосвещенность). Следовательно, Заказчик необоснованно установив дополнительные требованиядопустил ограничение круга участников закупки".
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу, в которых указано следующее:
"При формировании извещения, документации, а также обоснование начальной максимальной цены контракта и проекта контракта должностное лицо Заказчика, отвечающие за заключение контракта руководствовался Закона о контрактной системе.
1. Извещение о проведении электронного аукциона (ст. 63 Закона о контрактной системе)
2. Документация об электронном аукционе (ст. 64 Закона о контрактной системе);
3. Описание объекта закупки (ст. 33 Закона о контрактной системе);
4. Проект контракта (ст. 70 Закона о контрактной системе а, также ст. 3, Закона о контрактной системе)".
21.09.2016 в адрес Еврейского УФАС поступили дополнения к возражению на жалобу, в которых было указано следующие:
"В соответствии с ч. 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком были установлены характеристики объекта закупки где были указаны ГОСТы (ГОСТ 7176-85 или ГОСТ Р 51808-2013), что не противоречит характеристике к требуемому товару т.к.:
а) ГОСТ 7176-85 с 1 июля 2003 г. до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, т.е. данный стандарт обязателен к исполнению только в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (т.е. Заказчиков). Указанный в описании объекта закупки ГОСТ носит рекомендательный характер, в том числе к калибровке требуемого к поставке товара и был установлен Заказчиком только в рамках определения характеристики товара и не каким образом не являлся параметром ограничивший круг поставщиков.
б) ГОСТ Р 51808-2013 по калибровке товара не является обязательным за исключением случаев когда товар поставляется для магазинов розничной торговли с массой нетто в упаковке не более 5 кг. В связи свыше указанным Заказчик не имеет права отклонять заявки участников по несоответствию указанных параметров в заявке участника на соответствие по госту Р 51808-2013 но Заказчик имеет право установить минимальные требования к товару по калибровке. Т.е. Заказчик, устанавливая примерные размеры товара, имел на это право. Обязательное соответствие стандарту ГОСТ Р 51808-2013 распространяется на свежий продовольственный картофель ранних и поздних сроков созревания ботанических сортов вида "SolanumtuberasumL". иего гибридов, предназначенный для поставки предприятиям розничной сети и общественного питания и реализации в розничной торговой сети. Напомню о том, что ОГБУ "Психоневрологический интернат" является социальным учреждением и может применять вышеуказанные ГОСТЫ в описании объекта закупки кроме требований Госта к калибровке картофеля указанного в Госте. Таким образом подтверждаем о том что описание объекта закупки сформулировано в полном соответствии ст. 33 Закона о контрактной системе. И не несет за собой причин отклонения заявок участников, а также ограничения круга поставщиков.
2. Указывая в жалобе о недостоверной информации якобы указанной в п. 2.6,4.1 поясняем следующие:
Заказчиком в проекте контракта в ч. 3 п. 3.1указана следующая информация
(ч. 3Сроки поставки пункт 3.1. Поставка, разгрузка и занос товара в склад Заказчика осуществляется силами и за счет средств Поставщика в полном объёме, с момента заключения настоящего Контракта но не позднее 15.10.2016 г. на продуктовый склад Заказчика по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Медгородок, 28., время работы склада с 08.00 до 15.00 часов). Т.е. товар должен быть поставлен не позднее 15.09.2016г., а в п. 4.1ч. 4 проекта контракта "Порядок поставки и приемки товара" Заказчиком уточняется порядок подачи заявки от Заказчика на поставку товара и порядок приемки указанного в заявке товара по качественным и количественным характеристикам. Пункт 2.6 ч. 2 Контракта указывает что товар, поставленный не в соответствии с заявкой Заказчика в соответствии с п. 4.1 Контракта приемке и оплате не подлежит, но если же Заказчик принял такой товар, то этот товар подлежит оплате по ценам, установленным настоящим Контрактом. О какой недостоверной информации написано в жалобе Заявителя ООО <_>Заказчику не понятно.
Запросов на разъяснение положений документации Заказчику не поступало".
В заседании представители Заявителя доводы изложенные в жалобе поддержали в полом объеме, а так же пояснили следующее: имея возможность поставлять картофель, ознакомившись с документацией по данному электронному аукциону поняли, что не сможем принять в нем участие, так как Заказчиком согласно ГОСТу были установлены ограничения по калибровке картофеля - не более 70 мм.
Так же представитель Заказчика возражения на жалобу поддержал в полном объеме, пояснил следующее:данные размеры картофеля установили в связи с тем, что срок хранения картофеля рассчитывается на 1 год, к концу года мелкий картофель невозможно чистить картофелечисткой, так как он усыхает. В Техническом задании не указано, что технические характеристики товара неизменны.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, государственный заказчик - ОГБУ "Биробиджанский психонтернат" при осуществлении закупки обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
08 сентября 2016 года<_> ОГБУ "Биробиджанский психонтернат" <_>издан приказ об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку картофеля для нужд ОГБУ "Биробиджанский психонтернат" N 287-од.
08 сентября 2016 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ruЗаказчиком размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0378200003016000087, документация об электронном аукционе для определения поставщика и заключения с ним контракта на поставку картофеля для ОГБУ "Биробиджанский психонтернат" (далее - Документации).
В извещении содержится следующая информация:
Начальная (максимальная) цена контракта:1 400 000 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 08.09.2016 16:34.
Дата и время окончания подачи заявок: 16.09.2016 17:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 22.09.2016.
1. Доводы изложенные в первом абзаце жалобы необоснованны по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 99Закона о контрактной системе предусмотрено, что в соответствии с данным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют не только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, органы управления государственными внебюджетными фондами, но и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Анализ содержания указанной статьи свидетельствует о том, что законодатель, регулируя связанную с контролем в сфере закупок деятельность государственных органов, предусматривает разные виды контроля в зависимости от его объекта.
В соответствии с п. п. "а" п. 2 ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок.
Таким образом, рассмотрение вопроса о соответствии информации содержащейся в планах-графиках закупокне относится к компетенции Еврейского УФАС России, и, как следствие, довод Заявителя онарушении норм действующего законодательства, в том что Заказчиком было размещено извещение о закупке в день ее включения и публикации в плане-графике, не может быть рассмотрен Комиссией.
2. В извещении в разделе сроки поставки товара или завершение работы либо график оказания услуг указано следующее: срок исполнения контракта: год 2016 месяц Ноябрь; срок исполнения отдельных этапов контракта: не установлено; периодичность поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг): Поставка, разгрузка и занос товара в склад Заказчика осуществляется силами поставщика в полном объеме, с момента заключения контракта но не позднее 15.10.2016 на продуктовый склад, время работы с 08.00 до 15.00.
В п. 2.6 ч. 2 проекта контракта указано, что товар незаказанный Заказчиком в порядке, установленном п. 4.1 настоящего контракта, приемке и оплате не подлежит. Если же Заказчик принял такой товар, то этот товар подлежит оплате по ценам, установленным настоящим Контрактом.
Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что поставка Заказчику товара, указанного в спецификации (приложении N1), осуществляется Поставщиком партиями на основании заявки Заказчика, поданной не позднее чем за 5 календарных дней до момента поставки.
Частью 3 п. 3.1 проекта контракта Заказчиком установлено, что поставка, разгрузка и занос товара в склад Заказчика осуществляется силами и за счет средств Поставщика в полном объёме, с момента заключения настоящего Контракта, но не позднее 15.10.2016 г. на продуктовый склад Заказчика по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Медгородок, 28, время работы склада с 08.00 до 15.00 часов.
Доводы изложенные Заявителем необоснованны, так как в р. 3 проекта контракта установлены сроки поставки, а в р. 4 установлены порядок поставки и приемки товара. В пункте 4.1 р. 4 проекта контракта Заказчик уточняет порядок подачи заявки на поставку товара и порядок приемки указанного в заявке товара.
3. Согласно ч. 2 документации "Описание объекта закупки" установлены следующие характеристики товара: Картофель свежий, срок заготовки - должен быть в соответствии с ГОСТ 7176-85 или ГОСТ Р 51808-2013.
Картофель должен соответствовать следующим требованиям: Картофель свежий, урожай 2016 года, клубни средних размеров не менее 70 мм. Внешний вид - клубни целые, сухие незагрязненные, здоровые, не проросшие, не увядшие;
Запах и вкус - свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и привкуса.
Картофель должен быть упакован в ящичные поддоны или тканевые мешки или сетчатые мешки согласно ГОСТу соответствующего вида упаковки.
Количество потребительского товара в упаковке - не более 50 кг.
По ГОСТу 7176-85.
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п.1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ( далее - Закон о техническом регулировании".
В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Указанный в описании объекта закупки ГОСТ 7176-85 носит рекомендательный характер и не является параметром ограничивающим круг участников закупки. Таким образом, Заказчик установив размер клубней - не менее 70 мм, не нарушил требования антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе.
По ГОСТу Р 51808-2013.
Согласно р. 1 ГОСТа Р 51808-2013 распространяется на свежий продовольственный картофель ранних и поздних сроков созревания ботанических сортов вида Solanumtuberosum L. и его гибридов, предназначенный для поставки предприятиям розничной торговой сети и общественного питания и реализации в розничной торговой сети.
В соответствии п.п. 4.4.2 п. 4.4 р. 4 установлено, что требования к калибровке продовольственного картофеля не являются обязательными. Однако в потребительских упаковочных единицах массой нетто не более 5 кг разница между размерами самого мелкого и самого крупного клубня по наибольшему поперечному диаметру не должна превышать 30 мм.
Таким образом, ОГБУ "Биробиджанский психоинтренат" имеет право применять стандарты данного ГОСТа, за исключением требования к калибровке картофеля.
Так как Заказчик правомерно описал объект закупки, не нарушив правила его описания, установленные в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку при формировании Технического задания заказчик включил в документацию такие требования к товару, которые отвечают его потребностям.
Необоснованность доводов жалобы ООО <_>подтверждается тем, что для расчета начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком изучены три коммерческих предложения от разных исполнителей (АО <_>; ИП <_>; ИП <_>), которые готовы выполнить работы в соответствии с Техническим заданием, установленным Заказчиком.
Кроме того, по данному электронному аукциону поступило 3 заявки на участие, содержание которых определено в соответствии с Техническим заданием документации.
Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что установление данных стандартов Заказчиком подобным образом ущемляет права и нарушает равенство сторон участников или создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, доводы жалобы не нашли своего подтверждения, а так же факт ограничения количества участников закупки не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И ЛА:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью <_>на действия государственного заказчика -областного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат"при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка картофеля(извещение N0378200003016000087 от 08.09.2016)признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 27 сентября 2016 г. N К-26-05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2016