Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 5 октября 2016 г. N К-27/05
Резолютивная часть решения объявлена "03" октября2016 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "05" октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:<_>
Члены комиссии: <_>
<_> |
|
|
|
|
|
при участии представителяОбластного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат" <_> (доверенность от 22.09.2016 N1086),
в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Восток Трейд" (заявлено устное ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Восток Трейд" <_>на действия государственного заказчика -Областного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат"<_> при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка овощей(измененияизвещения о проведении электронного аукционаN 0378200003016000092от 16.09.2016), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Восток Трейд"(далее- ООО "Восток Трейд", Заявитель)от26.09.2016 года (вход. N 01/5-1657)на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат"(далее- ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат", Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка овощей (изменения извещения о проведении электронного аукционаN 0378200003016000092от 16.09.2016).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе ООО "Восток Трейд" указано следующее:
1. Заявитель считает, что в ч. 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено, что остаточный срок годности товара, на дату поставки товара, должен составлять не менее 2 (Два) месяцев, вместе с тем Срок годности товара и использования его по прямому назначению со дня его изготовления, на момент поставки должен составлять не менее 12 (Двенадцать) месяцев от срока, указанного на упаковке. Таким образом, Заказчик, указывая в документации о закупке недостоверную информацию, нарушает требования действующего законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, установленные в соответствиистехническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и лишь в случае отсутствия таких стандартов вправе использовать иные показатели,требования и обозначения, обосновав их соответствующим образом.Исходя из положений ч. 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком указано, что у предполагаемой к поставке товара - морковь столовая размер корнеплодов по длине должен быть не менее 10 см. Однако соответствующее обоснование такого требования в документации о проведении электронного аукциона отсутствует.
Следовательно, по мнению Заявителя, Заказчик необоснованно установив дополнительные требования допустил ограничение круга участников закупки.
На основании вышеизложенного, Заявительпросит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу ООО "Восток Трейд" от 29.09.2016 исх. N 1114, в которых указано следующее.
Норма Закона о контрактной системе носят императивный характер, а значит, подлежат обязательному применению при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для нужд государственных учреждений. Следовательно, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, при рассмотрении заявок Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.
При формировании извещения, документации, а также обоснование начальной максимальной цены контракта и проекта контракта должностное лицо Заказчика, отвечающие за заключение контракта руководствовался нормами Закона о контрактной системе.
Заказчик считает, что при описании объекта закупки (ч. 2 Документации) речь идет об остаточном сроке годности, тогда как в п. 4.10 проекта контракта Заказчиком установлены требования к сроку годности товара. В данном случае, со стороны Заказчика нет нарушений требований законодательства о закупке.
По второму пункту жалобы, Заказчик поясняет следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также ГОСТом 32284-2013 (который носит рекомендательный характер в части показателей по калибровке) Заказчик определил показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным Заказчиком требованиям. При этом Заказчик указал максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Таким образом, Заказчик считает, что описание объекта закупки сформировано в полном соответствии ст. 33 Закона о контрактной системе связанных с определением соответствия поставляемого товара и не несет за собой причин отклонения заявок участников, а также ограничения круга поставщиков.
Заказчик просит Комиссию Еврейского УФАС России признать жалобу ООО "Восток Трейд" необоснованной.
В заседании представитель Заказчикадоводы, изложенные в возражениях на жалобу поддержал в полном объеме
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, государственный заказчик - ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат" при осуществлении закупки обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
14 сентября 2016 годадиректором ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат" О.А. Василенкоиздан приказ N 288-одоб осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку овощей для нужд ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат".
16 сентября 2016 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ruЗаказчиком размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0378200003016000092, документация об электронном аукционе для определения поставщика и заключения с ним контракта на поставку овощей для ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат" (далее - Документации).
В извещении содержится следующая информация:
Начальная (максимальная) цена контракта:813 152, 00руб.
Дата и время начала подачи заявок: 15.09.2016 16:43.
Дата и время окончания подачи заявок: 26.09.2016 17:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 30.09.2016.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1. Если заказчик устанавливает в документации требования к остаточному сроку годности товаров, то такой срок целесообразно определить периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо конкретной датой, до которой эти товары должны сохранять пригодность.
Согласно Гражданскому кодексу РФ сроком годности признается "срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению".
Заказчиком в п. 4.10 проекта государственного контракта указано, что срок годности товара и использования его по прямому назначениюсо дня его изготовления, на момент поставки должен составлять не менее 12 месяцев от срока, указанного на упаковке.
В части 2 Документации "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено требования к остаточному сроку годности, а именно остаточный срок годности товара, на дату поставки товара, должен составлять не менее двух месяцев.
Исходя из вышеизложенного, в п. 4.10 проекта государственного контракта Заказчиком указан срок годности товара, тогда как в ч. 2 Документации указана информация об остаточном сроке годности.
Кроме того, в стандарте распространяющиеся на свежую столовую морковь предназначенную для поставки предприятиям розничной торговой сети и общественного питания и реализации в розничной торговой сети (ГОСТ 32284-2013)нет указания на конкретный срок годности столовой моркови.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что доводы изложенные в п. 1 жалобы необоснованны.
2. Заказчиком в ч. 2 "Описание объекта закупки" Документации установлены характеристики товара (овощей), в том числе:
ОКПД 2 |
Наименование объекта закупки |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
01.13.41.110 |
Морковь столовая |
Морковь столовая свежая. Должна быть высшего и (или) первого сорта. Морковь высшего сорта должна быть мытой, первого сорта - мытой или очищенной от земли сухим способом. Корнеплоды свежие, целые, здоровые, чистые, не увядшие, не треснувшие, не одревесневшие, без признаков прорастаний, без повреждений сельскохозяйственными вредителями, без излишней внешней влажности, типичной для ботанического сорта формы и окраски, с длиной оставшихся черешков не более 2,0 см или без них, но без повреждения плечиков головки корнеплодов. Корнеплоды должны быть гладкими, свежими на вид, правильной формы, не побитыми, без трещин, не подмороженными, без боковых корешков, без зеленоватых или лиловатых головок. Допускаются корнеплоды с зарубцевавшимися (покрытыми эпидермисом) неглубокими (2-3 мм) природными трещинами в корковой части, образовавшимися в процессе формирования корнеплода и (или) корнеплоды с незначительными наростами, образовавшимися в результате развития боковых корешков, существенно не портящими внешний вид корнеплода; корнеплоды с поломанными осевыми корешками. Размер корнеплодов по длине - не менее 10 СМ. Запах и вкус: свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и привкуса. |
кг |
3000 |
Согласно ГОСТу 32284-2013 (данный стандарт распространяется на свежую столовую морковь предназначенную для поставки предприятиям розничной торговой сети и общественного питания и реализации в розничной торговой сети). В данном ГОСТе указаны требования, обеспечивающие безопасность свежей моркови для жизни и здоровья людей (п. 5.4, обязательные требования к качеству - п. 5.3, в части маркировки - п. 7).
В разделе 5 ГОСТа 32284-2013 указаны технические требования, в том числе:
5.1. Морковь должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и быть подготовлена и расфасована (сорта высший и первый) в потребительскую тару по технологической инструкции с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами государства, принявшего стандарт.
5.2. Морковь высшего сорта должна быть мытой, первого и второго сортов - мытой или очищенной от земли сухим способом.
5.3. Качество моркови должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1, в том числе указано:
Наименование показателя |
Характеристика и норма для товарного сорта |
||
высший |
первый |
второй |
|
Размер корнеплодов по длине (без черешков), см, не менее |
10,0 |
10,0 |
Не нормируется |
Заказчиком в ч. 2 Документации "Описание объекта закупки" указано, что морковь должна быть высшего и (или) первого сорта.
Таким образом, Заказчиком требование, что размер корнеплодов (морковь) по длине должен составлять не менее 10 см. (ч. 2 "Описание объекта закупки" Документации) соответствует требованиям и нормам, указанным в Таблице N 1 ГОСТа 32284-2013, и, следовательно данное требование установлено законно.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.09.2016 на участие в данном электронном аукционе подано две заявки, содержание которых определено в соответствии с Техническим заданием документации. Обе заявки Аукционной комиссией допущены до участия в электронном аукционе.
Также при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком направлены запросы по ценовому предложению. В запросе приведены требования, предъявляемые к товару и условиям поставки товара, которые полностью соответствовали Техническому заданию электронного аукциона. На данные запросы поступило три коммерческих предложения.
Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что формирование начальной (максимальной) цены контракта производилось на основе трех коммерческих предложений от различных компаний-поставщиков, что противоречит доводам заявителя о невозможности осуществления поставки товара (морковь столовая), указанного в ч.2 Документации "Описание объекта закупки".
Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что установление данных стандартов Заказчиком подобным образом ущемляет права и нарушает равенство сторон участников или создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, доводы жалобы не нашли своего подтверждения, а так же факт ограничения количества участников закупки не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И ЛА:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Восток Трейд" на действия государственного заказчика -Областного государственного бюджетного учреждения"Биробиджанский психоневрологический интернат"при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка овощей(изменения извещения о проведении электронного аукционаN 0378200003016000092от 16.09.2016)признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 5 октября 2016 г. N К-27/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2016