Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 08.08.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Гахаев Д.В. - председатель Комиссии, Врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Дорджиев Б.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - МКУ "Управление строительства г.Элисты" - Домбринов М.Г. (Распоряжение N 478-р от 16.10.12г.);
от Уполномоченного органа - Администрация города Элисты - Уланов М.В., (доверенность N ОН-3295/01-28 от 02.08.2016г.);
в отсутствии представителя заявителя ООО "Юридическое агентство "Глобал";
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Юридическое агентство "Глобал";
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 29.07.2016г. поступила жалоба от ООО "Юридическое агентство "Глобал" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия Заказчика МКУ "Управление строительства города Элисты" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта "Выполнение работ по объекту Строительство современной школы на 1000 мест в г.Элиста Республики Калмыкия" (реестровый номер N 0105300000716000071).
Заявитель указывает, что положение аукционной документации размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 01 августа 2016 г. рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 00 минут 04.08.2016 г., а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Юридическое агентство "Глобал".
В связи с изучением материалов дела, Комиссия объявила перерыв на 05 августа 2016 года в 14 часов 30 минут.
05 августа 2016 года состоялось рассмотрение жалобы "Юридическое агентство "Глобал".
Представитель государственного заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
1. 15.07.2016 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300000716000071 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта "Выполнение работ по объекту Строительство современной школы на 1000 мест в г.Элиста Республики Калмыкия" (реестровый номер N 0105300000716000071). Начальная (максимальная) цена контракта - 598 240 720 (пятьсот девяносто восемь миллионов двести сорок тысяч семьсот двадцать) рублей 00 копеек.
Заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Элисты", Уполномоченный орган - Администрация города Элисты.
Дата и время срока окончания подачи заявок (время местное) - 01.08.2016 г. 09:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 02.08.2016 года.
1. Довод заявителя, о том, что документация размещена в формате PDF, что запрещает копировать участникам закупки текстовые фрагменты из документов, отклоняется.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно ч. 5 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации N 646/21н от 14.12.2010 г., утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В п. 2 Положения перечислена информация, подлежащая размещению на официальном сайте в обязательном порядке.
В соответствии с п. 3 Положения следует, что такая информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта без взимания платы и иных ограничений именно для ознакомления.
Аналогичные требования содержатся в ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 7 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей.
Вместе с тем, в п. 8 Положения установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, из указанных норм Положения следует, что основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц. Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования и печати фрагментов текста не установлено.
Документация электронного аукциона на право заключения контракта на строительство современной школы на 1000 мест в г. Элиста Республики Калмыкия, размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и доступна для ознакомления без взимания платы, что соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.
2. Довод о том, что, в документации отсутствует в полном объеме проектная документация, в т.ч. нет сметных расчетов, Комиссией отклоняется в виду следующих обстоятельств.
Федеральным законом от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены требования к содержанию документации электронного аукциона, в частности, в п. 1 ч. 1 ст. 64 указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Также, документация электронного аукциона может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 3 ч. 1 ст. 33).
Во исполнение требований ст. 33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" МКУ "Управление строительства г. Элисты" в состав документации электронного аукциона включены - сводный сметный расчет, проектно-сметная документация, в которых указаны виды и объемы работ, а также чертежи и планы.
Более того, в документации электронного аукциона, установлены требования к перечню товаров используемых при выполнении работ, с указанием технических характеристик, путем использования минимальных и максимальных значений.
Комиссия также отмечает, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок Заказчика, поступило 3 (три) заявки участников, что свидетельствует о том, что документация Заказчика позволяет сформировать цену контракта.
На основании изложенного, Комиссия считает, что вышеприведенные документы (сводный сметный расчет, проектно-сметная документация), позволяют определить объем и виды работ, и сформировать предложение о цене контракта.
Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А22-2266/2014.
3. Довод касаемо, того что Заказчиком, в позиции "извещатель пожарный дымовой" установлены требования только для одного производителя, что нарушает Закон о контрактной системы, Комиссией отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системы, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системы, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии, представитель заказчика пояснил, что указанные в разделе "Техническое задание" аукционной документации требования к используемым при выполнении работ материалам, установлены в соответствии с требованиям ст.33 Закона о контрактной системы и обусловлены потребностями заказчика.
Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
4. По мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании документации об Аукционе в позиции "заклепки с полукруглой головкой" не указал единицы измерения.
Как поясняет Заказчик, по позиции "заклепки с полукруглой головкой", допущена техническая ошибка (опечатка), а именно, не указаны единицы измерения длины и диаметра.
При описании данного материала, необходимо использовать единицу измерения "миллиметры".
На заседании Комиссии установлено что в позиции "заклепки с полукруглой головкой" Заказчик не указал единицы измерения.
По позиции краска масляная земляная марки МА-0115 Заказчик поясняет, что также допущена техническая ошибка (опечатка), имелось в виду краска масляная земляная марки МА-015.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Однако, Комиссия отмечает, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок Заказчика, поступило три заявки от потенциальных участников закупки, по данным позициям заявки были допущены.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч.4 ст. 34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о закупках, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о закупках, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании ч.8 ст.34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Письмами Минэкономразвития России от 08.10.2014 N Д28и-2129 и ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14. "Размер штрафа, пеней в контракте должен быть определен в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила). Так, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств в п. 4 Правил предусмотрены различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
На момент составления проекта контракта еще неизвестна цена контракта, которую предложит участник. Таким образом, включая в данный проект конкретный размер штрафа, заказчик не вправе будет его изменить с учетом цены, предложенной участником.
В связи с этим считаем целесообразным устанавливать в проекте контракта:
- штраф, размер которого поставлен под отлагательное условие. При этом необходимо указать все возможные значения размеров этого штрафа, определенные в Правилах для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех пороговых значений, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта;
- порядок и формулы расчета пеней в соответствии с Правилами.
Включение в проект контракта только ссылки на Правила не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, Заказчик не включил в проект контракта все возможные пороговые значения штрафа, а также не указал формулы расчета пеней, что является нарушением ч.7, ч.8 ст.34 Закона о закупках.
5. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1,п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Кроме того, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из вышеперечисленных норм действующего законодательства следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов, его качественные и количественные характеристики в соответствии с собственными потребностями.
Данная позиция подтверждена практикой Арбитражных судов и решениями ФАС России и ее территориальных органов.
Для выполнения требований ст. 33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" МКУ "Управление строительства г. Элисты" в состав документации электронного аукциона включены требования к используемым при выполнении работ материалам.
Так, в приложении к документации электронного аукциона "Требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, размерам используемых материалов, оборудования, комплектующих изделий, конструкций и систем" установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, путем использования минимальных и максимальных значений, а именно:
По позиции "Ацетилен растворенный технический марки А" указано - объемная доля ацетилена более 99,2%.
Заказчик на заседании пояснил, что МКУ "Управление строительство г. Элисты" в документации к требованиям материалов по данной позиции не установлено требование о соответствии данного материала ГОСТУ. При указании участником закупки характеристики "объемная доля ацетилена более 99,2%" в соответствии с ГОСТ, он будет признан соответствующим требованиям документации электронного аукциона, так как положения ГОСТ 5457-75 в части рассматриваемой характеристики, соответствуют требованиям заказчика.
На основании изложенного, Заказчик не использовав установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, в позиции "Ацетилен растворенный технический марки А" требование о соответствии ГОСТу нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы.
В свою очередь, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02 августа 2016 года, поступило 3 (три) заявки, единая комиссия Заказчика по позиции "Ацетилен растворенный технический марки А" заявки допущены.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решая вопрос о применении административной процедуры, предусмотренной ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части выдачи предписания об устранении выявленных нарушений считает, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
В этой связи, Комиссия Калмыцкого УФАС России руководствуясь п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г., не выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая агентство "Глобал" - частично обоснованной, в части позиций "Заклепки с полукруглой головкой", где в описании характеристик отсутствуют показатели единицы измерения, в позиции "Краски масляные земляные марки МА-0115".
2. Признать заказчика МКУ Управление строительства города Элисты нарушившим ч.7, ч.8 ст.34, п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на итоги аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу, для вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Гахаев Д.В.
Члены комиссии Дорджиев Б.М.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 5 августа 2016 г. N 08-10-87
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016