Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 19.08.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Гахаев Д.В. - председатель Комиссии, врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Дорджиев Б.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от заявителя - Калмыцкий филиал ПАО СК "Росгосстрах" в Республике Калмыкия - Мирзиев Евгений Лузинович (доверенность Nб/н от 18.04.2016г.),
от заказчика ФКУ "ЦХ и СО МВД России по Республике Калмыкия" - Боддырева Джемма Пюрвеевна (доверенность N28/126 от 21.03.2016г.), Буринов Вячеслав Алексеевич (доверенность N28/124 от 21.03.2016г.),
от участников САО "ВСК" Конушев Мерген Сергеевич (доверенность N0130-Д от 16.01.2016г.),
от победителя закупки - представителя Нижне-Волжского филиала ООО СК "Согласие" Сармуткин Юрий Викторович (доверенность N1411/Д/1 от 15.04.2016г.)
рассмотрев в открытом заседании жалобу САО "ВСК",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 12.08.2016 г. поступила жалоба от ПАО Страховая компания "Росгосстрах" (далее - Заявитель, ПАО СК"Росгосстрах"), принимающего участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) с реестровым номером N0805100000116000111, опубликованное и размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08.07.2016г. Начальная (максимальная) цена контракта -2 199 785 (два миллиона сто девяносто девять тысяч семьсот восемьдесят пять) рублей 56 копеек. Дата начала приема заявок: 01.08.2016г. 08:00 (в/м). Дата вскрытия конвертов с заявками: 01.08.2016г., дата рассмотрении и оценки заявок на участие в открытом конкурсе: 04.08.2016г. Дата публикации протокола N0805100000116000111 -2 рассмотрения и оценок конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе: 05.08.2016г. в 18:02 (в/м).
Заявитель в своей жалобе указывает, что "ПАО СК "Росгосстрах" принял участие в конкурсе ОСАГО для ФКУ "ЦХ и СО МВД России по РК", подав заявку с предложением по цене контракта в размере 1 696 785, 57 руб. Согласно протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 04.08.2016г. N0805100000116000111-2, победителем было признано ООО "СК "Согласие". Между тем, заявитель считает, что конкурсной комиссией заказчика незаконно и необоснованно допущена к участию в конкурсе заявка ООО "СК "Согласие" (порядковый номер "1"), так как в ней неверно произведен расчет цены контракта в размере 1 518 164, 55 руб. При этом, заявитель считает "свою заявку соответствующей конкурсной документации и действующему законодательству и просит выдать ФКУ "ЦХ и СО МВД по РК" предписание об устранении допущенных нарушений".
Уведомлением от 12.08.2016г. рассмотрение жалобы ПАО СК "Росгосстрах" по существу было назначено на 16.08.2016г. в 14 часов 30 минут.
В связи с более полным изучением представленных материалов, Комиссией Калмыцкого УФАС России был объявлен перерыв до 17.08.2016г. 14 часов 30 минут.
17.08.2016г. в 15 часов 30 минут заседание было продолжено в том же составе.
На начало рассмотрения жалобы по существу заявлений, ходатайств от сторон не поступало.
Представитель заявителя на рассмотрении жалобу по существу доводы жалобы поддержал, просил Комиссию удовлетворить доводы жалобы, выдать заказчику предписание по допущенным нарушениям.
Представитель САО "ВСК" также поддержал заявителя, просил признать жалобу обоснованной, действия комиссии нарушившими требования Закона РФ о контрактной системе.
Представитель заказчика возражала относительно доводов жалобы, согласно письменным пояснениям, просила жалобу признать необоснованной.
Представитель ООО СК "Согласие" с жалобой также не согласился, считает, что заявка соответствует требованиям конкурсной документации и действующего законодательства.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводам о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. 08.07.2016 года Заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД России по Республике Калмыкия" (далее- Заказчик, ФКУ "ЦХ и СО МВД России по РК") на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещены извещение N0805100000116000111 при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 199 785 (два миллиона сто девяносто девять тысяч семьсот восемьдесят пять) рублей 56 копеек.
2. Относительно доводов жалобы.
Заявитель считает, что конкурсная комиссия необоснованно допустила заявку ООО СК "Согласие" и признала его победителем, так как в заявке ООО СК "Согласие" неверно рассчитана предложенная цена по контракту.
Объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд ФКУ "ЦХ и СО МВД России по РК". Указанная закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон об ОСАГО) и Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указание N 3384-У).
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона об ОСАГО предусмотрено, что страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У.
Согласно Приложению N 1 к Указанию Банка России для транспортных средств юридических лиц категории "В", "Д" и "тракторы, самоходные машины" установлены минимальное и максимальное значение базового страхового тарифа.
Согласно Приложению N 4 к Указанию Банка России размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением N 1 к настоящему Указанию.
Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т) в рассматриваемом случае осуществляется по формуле Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно конкурсной документации заявки на участие в конкурсе по критерию "Цена контракта" значимость 60%, оцениваются по формуле, установленной Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
В Информационной карты раздела 3 конкурсной документации заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Одним из критериев указан стоимостной критерий- "Цена контракта". В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 05.08.2016 подано четыре заявки - САО "ВСК" (Ставропольский филиал), АО "СОГАЗ" (Астраханский филиал), ПАО СК "Росгосстрах" (Калмыцкий филиал), ООО СК "Согласие" (Нижне-Волжский филиал). Все перечисленные организации допущены к участию в Конкурсе и признаны его участниками. Победителем Конкурса признано ООО СК "Согласие" (Нижне-Волжский филиал) с предложением по цене контракта - 1 518 164,55 рублей. САО "ВСК" (заявитель) предложил - 1 660 530,07 руб., ПАО СК "Росгосстрах" - 1 696 785,57 руб., АО "СОГАЗ" - 1 581 172,24 руб.
Согласно положениям конкурсной документации установлено, что при расчете цены контракта заказчик руководствовался Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положение Банка России от 19.09.2014г. N431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Указанием Банка России от 19.09.201г. N3384-У, Указанием Банка России от 20.03.2015г. N3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19.09.2014г.N3384-У".
Согласно п.п.3 Примечания к Указанию Банка России установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204 ("Вестник Банка России" от 8 октября 2014 года N 93).
Однако п. 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России от 19.09.2014г. N431-П, ред. 24.05.2015г.) при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системы обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных п.1.11 настоящих Правил. В соответствии с таблицей применения коэффициента КБМ, утвержденной Указанием Банка России от 19.09.2014г. N3384-У, в случаях отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО, коэффициент КБМ применяется с понижающим значением.
В соответствии с конкурсной документации, заказчиком указаны все сведения, необходимые для расчета страховой премии ОСАГО. Комиссией установлено, что представленная заявка участника конкурса - ООО СК "Согласие" подана по форме, установленной конкурсной документацией, содержит указание на стоимостное предложение в отношении объекта закупки - 1 518 164,55 руб., что не превышает начальную (максимальную) цену контракта, а также все необходимые документы и сведения, установленные конкурсной документацией.
Тем самым, ООО СК "Согласие" произвело расчет цены контракта на основании сведений из предыдущих договоров, а у конкурсной комиссии заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО СК "Согласие" не соответствующей.
Более того, на заседании Комиссии, заявителем и другими участниками закупки не отрицался тот факт, что в конкурсной документации содержались все необходимые сведения для расчета страховой премии ОСАГО всего автопарка заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссия Калмыцкого УФАС России установила следующее:
Предметом Конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования содержатся в п. 12 Раздела 3 "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации.
В конкурсной документации содержатся сведения о транспортных средствах, подлежащих страхованию. Так, Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта в Разделе 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", с учетом сведений о транспортных средствах, были определены коэффициенты страховых тарифов применительно к каждому транспортному средству, в частности значение коэффициента наличия или отсутствия страховых выплат для всех транспортных средств был установлен коэффициент 1.
При этом, в конкурсной документации ссылки на возможность применения участниками измененных КБМ отсутствуют. Инструкция по заполнению заявки, обозначенная в конкурсной документации также не конкретизирует, как необходимо указать КБМ при заполнении заявки объектов страхования.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 05.08.2016г. подано четыре заявки - ООО СК "Согласие" (Нижне-Волжский филиал), САО "ВСК" (Ставропольский филиал), АО "СОГАЗ" (Астраханский филиал) и ПАО СК "Росгосстрах" (Калмыцкий филиал). Все перечисленные организации допущены к участию в Конкурсе и признаны его участниками.
Однако, проанализировав представленные конкурсные заявки, Комиссия установила, что значения коэффициента "наличия или отсутствия страховых выплат" - коэффициент КБМ во всех поступивших заявках отличный от 1. Так, например, по позиции 33 - транспортное средство Fiat DUCATO государственный регистрационный номер Ф557ХК08RUS VIN Z7G244000BS037413 указан коэффициент 1. В заявке ООО СК "Согласие" (Нижне-Волжский филиал) по данной позиции указан коэффициент 0,7, в конкурсных заявках САО "ВСК" (Ставропольский филиал), АО "СОГАЗ" (Астраханский филиал) и ПАО СК "Росгосстрах" (Калмыцкий филиал) были указаны коэффициенты 0,8.
Таким образом, заявки ООО СК "Согласие", САО "ВСК" (Ставропольский филиал), АО "СОГАЗ" (Астраханский филиал) и ПАО СК "Росгосстрах" (Калмыцкий филиал) не соответствовали Конкурсной документации и подлежали отклонению.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом Единая комиссия ФКУ "ЦХ и СО МВД России по Республике Калмыкия ", допустив к участию в Конкурсе заявки ООО СК "Согласие" (Нижне-Волжский филиал), САО "ВСК" (Ставропольский филиал), АО "СОГАЗ" (Астраханский филиал) и ПАО СК "Росгосстрах" (Калмыцкий филиал) совершила нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Росгосстрах" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ФКУ "ЦХ и СО МВД России по РК" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) с реестровым номером N0805100000116000111 нарушившим ч.3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать ввиду того, что ранее согласно решения от 19.08.2016г. N 08-10-92 по данному нарушению предписание было выдано.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Гахаев Д.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Дорджиев Б.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 17 августа 2016 г. N 08-10-94
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2016