Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 01.09.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии,руководитель Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В.- член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России;
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Министерства по строительству, транспорта и дорожного хозяйства Республики Калмыкия - Ошланова Н.В. (доверенность б/н от 29.08.2016), Каталаева Э.Б. (доверенность б/н от 16.06.2016г.), Бураева С.А. (доверенность б/н от 02.08.2016г.);
от Уполномоченного органа -Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия - Максимов Л.Ю., (доверенность N ЭБ-05-8-00646 от 01.03.2016г.);
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест",
УСТАНОВИЛА:
23.08.2016 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия Заказчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в которой обжалуются положения документации электронного аукциона на право заключения государственного контракта на "Выполнение строительно-монтажных работ по 1 этапу объекта: "Строительство 60 - квартирного жилого дома (1 этап -40 квартир, 2 этап -20 квартир) по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, 1 микрорайон, севернее жилого дома N 50" (реестровый номер N 01052000002160001018)".
Согласно жалобе следует, что документация электронного аукциона не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Уведомлением от 24.08.2016 г. рассмотрение жалобы назначено на 14 часов 30 минут 29.08.2016 г., а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест".
В связи с изучением материалов дела Комиссия, объявила перерыв на 30 августа 2016 года на 14 часов 00 минут.
30 августа 2016 года состоялось рассмотрение дела по жалобе ООО "Стройинвест".
1. По доводу Заявителя о том, что, возлагая дополнительные требования к обеспечению исполнения контракта, не предусмотрено законодательством о контрактной системе Заказчик ущемляет законные права участников закупки и противоречит положениям ст.96 Закона о контрактной системе, Комиссией признается не обоснованный по следующим основаниям:
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, установила.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 08.08.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105200000216001018о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта "Выполнение строительно-монтажных работ по 1 этапу объекта: "Строительство 60 - квартирного жилого дома (1 этап -40 квартир, 2 этап -20 квартир) по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, 1 микрорайон, севернее жилого дома N 50".
Заказчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия; уполномоченный орган - Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия; оператор электронной площадки - ООО "РТС-тендер".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, установлены Заказчиком в п. ИУЗ 26 раздела 2 "Информационной карты" документации электронного аукциона.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 11.3раздела 3 "Проект контракта" документации электронного аукциона установлено, что - в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Порядком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуются в течении 10 (десяти) дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Контракта на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в данном разделе Контракта.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Таким образом, требование, установленное в п. 11.3 раздела 3 "Проект контракта" документации электронного аукциона, не противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При таких обстоятельствах, довод ООО "Стройинвест" о незаконном установлении требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта не обоснован.
2. Довод Заявителя, о том, чтов проекте контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения конкурсной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии, Комиссией признается не обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системы, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 16.1 проекта контракта Настоящий контракт вступает в силу с момента размещения на официальном сайте РФ в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" подписанного Заказчиком и действует до 31.12.2016 года.
Таким образом, положения аукционной документации Заказчика позволяют установить конкретный минимальный срок банковской гарантии, следовательно, достаточным условием соблюдения ст.96 Закона о контрактной системе является предоставление банковской гарантии со сроком, наступающим не ранее одного месяца.
На основании изложенного, довод ООО "Стройинвест" признается не обоснованным.
3. По доводу Заявителя о том, что Заказчик установил одностороннее расторжение контракта без указания перечня случаев такого отказа не соответствует нормам действующего законодательства, Комиссией признается не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.8 ст.95 Закона о контрактной системы, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.9 ст.95 Закона о контрактной системы, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность, что и установил в п.10.3 проекта государственного контракта.
На основании изложенного, Комиссия довод о том, что Заказчик устанавливая условие одностороннего расторжения контракта без указания перечня случаев отказа не соответствует нормам действующего законодательства, признается не обоснованным, т.к. Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данный перечень не предусматривается.
4. Довод Заявителя о том, что Заказчик применяет в проекте государственного контракта положение об ответственности сторон при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых, применил Постановление N1063, а именно ставку рефинансирования Центрального банка РФ вместо ключевой ставки Банка России, Комиссией признается не обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Частью 7 статьи 34 Закона предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Аналогичный порядок определения размера пени предусмотрен в пункте 6 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Вместе с этим, постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 г. N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России" установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 г. N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Учитывая указанные нормативные акты, Комиссия не находит нарушений Закона в действиях заказчика, связанных с установлением в проекте контракта условий ответственности сторон.
5. В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была проведена внеплановая проверка данной закупки и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Анализ документации показал, что в п. 17 Раздела 2 Информационной карты Заказчиком установлено в том числе и:
"Дополнительные требования, предъявляемые к участнику закупки:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных(работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также в п. 18 "Информационной карты" Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки, в том числе ко второй части заявки следующие документы и сведения:
"Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), Контракта (Контрактов) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, Заказчик не полностью указал выдержку п. 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 а именно: при этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Общая стоимость ранее исполненного контракта/контрактов (договора/договоров) должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, Контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, действия Заказчика, не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" -необоснованной.
2. Признать Заказчика Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Калмыкия нарушившим п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на итоги аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 30 августа 2016 г. N 08-10-103
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016