Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 06.09.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии,руководитель Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В.- член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России;
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика -МКОУ "Комсомольская гимназия им.Б.Басангова"- Нимгиров В.С. (доверенность б/н от 31.08.2016), Самбаев Б.Б. (доверенность б/н от 31.08.2016г.);
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест",
УСТАНОВИЛА:
26.08.2016 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия Заказчика МКОУ "Комсомольская гимназия им.Б.Басангова" в которой обжалуются положения документации электронного аукциона на право заключения государственного контракта на "Выполнение работ по строительству блока начальных классов на 125 учащихся МКОУ Комсомольская гимназия им.Б.Басангова, расположенной по адресу: РК, Черноземельский район, п.Комсомольский, Аллея Памяти, 1" (реестровый номер N 0305300014916000001)".
Согласно жалобе следует, что документация электронного аукциона не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Уведомлением от 30.08.2016 г. рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 00 минут 01.09.2016 г., а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест".
В связи с поступившим ходатайством от Заказчика о переносе сроков заседания комиссии, объявила перерыв на 02 сентября 2016 года на 14 часов 00 минут.
02сентября 2016 года состоялось рассмотрение дела по жалобе ООО "Стройинвест".
Заказчик не согласился с доводами ООО "Стройинвест" представил устные и письменные объяснения.
1. По доводу Заявителя о том, что Заказчик не указал перечень пунктов СРО, которым должен обладать участник закупки, Комиссией отклоняется, по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 12.08.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0305300014916000001 о проведенииэлектронного аукциона на право заключения государственного контракта на "Выполнение работ по строительству блока начальных классов на 125 учащихся МКОУ Комсомольская гимназия им.Б.Басангова, расположенной по адресу: РК, Черноземельский район, п.Комсомольский, Аллея Памяти, 1".
Заказчик - МКОУ Комсомольская гимназия им.Б.Басангова; оператор электронной площадки -http://www.etp.zakazrf.ru.
В соответствии ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 названного Федерального закона.
В пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчик в соответствии с названными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации в извещении о проведении закупки, пункте 14.1 информационной карты электронного аукциона (раздел 4 аукционной документации) указывает, что заявка должна содержать в том числе и копию свидетельства о допуске к работам по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (с изменениями от 23 июня 2010г., 26 мая 2011г.)). Свидетельство о допуске должно включать разрешенные виды работ, позволяющие выполнить все виды работ являющимися объектом закупки.
Законодательство о контрактной системе не обязывает Заказчика указывать в документации о закупке конкретные виды работ влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно сложившиеся практики ФАС России и территориальных органов ФАС России, установление требований, о наличии у участников закупки свидетельств СРО к конкретным видам работ, признается как нарушений требований Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах,довод ООО "Стройиндустрии" не обоснован.
2. По доводу Заявителя о том, что, Заказчиком не соблюдены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 от участника закупки требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Заказчиком, в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности41.20.30.000 "Работы по возведению жилых зданий", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 29813537.00рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
В п. 5.1 "Требования участникам электронного аукциона "Информационной карты" Заказчиком установлено в том числе и:
"Дополнительные требования, предъявляемые к участнику закупки:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N99".
Также в п. 12.2 "Информационной карты" Заказчиком установлено в том числе:
"Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), Контракта (Контрактов) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Общая стоимость ранее исполненного контракта/контрактов (договора/договоров) должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, Контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Вместе с тем, Заказчиком, в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Таким образом, действия Заказчика, не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По доводу Заявителя, о том, что положение проекта государственного контракта о предоставлении исполнителем по контракту счет-фактуры неправомерно, поскольку исполнителем по контракту может являться лицо применяющее упрощённую систему налогообложения, Комиссией отклоняется по следующему основанию.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системы, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Анализ документации Заказчика, показал, что согласно п.2.1 ст.2 Цена работ, раздела 3 Проекта контракта Цена всех Работ по настоящему Контракту определена на основании сметы (Приложение N 2) и составляет _____ (_____) рублей, в том числе НДС 18 % ______ (____). (Если НДС не облагается, указывать: "НДС не облагается на основании письма ИФНС об упрощенной системе налогообложения и делать ссылку на нормативный акт, определяющий освобождение от уплаты НДС" - этот текст удалить).
В случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, цена Контракта, подлежащая уплате физическому лицу, будет уменьшена на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.
К тому же Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что действующее законодательство РФ не запрещает оформление счет-фактур при расчетах с лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденные от уплаты данного налога, применяющими упрощённую систему налогообложения, в том числе с указанием в счет-фактуре "Без НДС". В указанном случае подрядчик в соответствии с правилами заполнения счет-фактуры, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, должен будет оформить счет-фактуру с внесением в графы 7 и 8 записи: "Без НДС".
Таким образом, довод ООО "Стройинвест" не обоснован.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была проведена внеплановая проверка данной закупки и установлено следующее.
Согласно ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системы, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системы, Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству блока начальных классов на 125 учащихся МКОУ Комсомольская гимназия им.Б.Басангова, расположенного по адресу: Черноземельский район, п.Комсомольский, ул.Аллея Памяти, 1.
Анализ проекта государственного контракта показал, что контракт не содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, тем самым действия Заказчика МКОУ Комсомольская гимназия им.Б.Басангова,нарушает ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системы.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решая вопрос о применении административной процедуры, предусмотренной ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части выдачи предписания об устранении выявленных нарушений считает, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" -частично обоснованной, в части не установления группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждение участниками закупок соответствия требованиям п.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
2. Признать Заказчика МКОУ Комсомольская гимназия им.Б.Басангова нарушившимп. 2 ч. 1 ст.64,ч.5 ст.110.2Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на итоги аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 2 сентября 2016 г. N 08-10-106
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2016