Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии:
Матаева Ш.А.- помощника руководителя Управления, заместителя председателя Комиссии;
членов Комиссии:
Фомичевой Е.К. - заместителя начальника отдела проверок и контроля закупок Управления,
Пучниной Е.В. - главного государственного инспектора отдела обжалования закупок Управления;
при участии представителяШереметьевской таможни:Платоновой О.О., Завгороднего В.А. (по доверенности); ООО "Столичный институт иностранных языков" Дарвиной Л.В;
рассмотрев обращениеООО "Столичный институт иностранных языков" (далее - Заявитель) на действия Шереметьевской таможни (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса: "Повышение квалификации по программе "Английский язык" (извещение 0373100067116000044на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) (далее -Конкурс)) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение ООО "Столичный институт иностранных языков", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно отклонившей заявку Заявителя от участия в Конкурсе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о проведении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 01.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 561 254,40рубля;
3) дата и время окончания подачи заявок- 22.06.2016 09:00;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) допущено к участию в конкурсе 4 заявки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 27.06.2016;
7) Победителем конкурса признано Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" с предложением по цене контракта 522 000,00 рублей.
1. Согласно доводам жалобы в пункте 39 Информационной картыКонкурсной документацииЗаказчиком установлено требование, к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также государственную аккредитацию образовательной деятельности, что нарушает права и законные интересы Заявителя, кроме того заявка Заявителя отклонена по причине отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе,конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2статьи 51 Закона о контрактной системе Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Комиссия, изучив Конкурсную документы и материалы, представленные на заседании комиссии, установила, Заказчиком в Информационной карте Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у участника действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N966 "О лицензировании образовательной деятельности", Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также наличие государственной аккредитации образовательной деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".
Согласно протоколу оценкии рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 28.06.2016 N ПВК 1 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "отсутствуютдокументы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ".
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012.
N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 Федерального закона от 29.12.2012.
N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012.
N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - переданные полномочия), относится,в том числе и лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Комиссией установлено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Следовательно, законодательством не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Таким образом действия конкурсной комиссии отклонившей заявку ООО "Столичный институт иностранных языков" являются нарушением части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
2. В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
"1) Цена контракта - Значимость критерия: 40%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 40 %.
3) Квалификация участников закупки - Значимость критерия: 20 %".
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели:
- Содержание учебной программы, в том числе предметное наполнение, соответствие целям обучения, обозначенным в техническом задании. Оптимальное соотношение объемов теоретических и практических занятий от 0 до 40 баллов
- Методики и технологии проведения учебных занятий, включая тестирование обучаемых (процедуры промежуточного и итогового контроля) от 0 до 30 баллов
- Использования современных методических и информационных учебных технологий, обеспечение слушателей необходимым комплектом учебно-методических материаловот 0 до 20 баллов
- Наличие собственного аудиторного фонда, материально-технической базы, обеспечивающих необходимый уровень организации учебного процесса от 0 до 10 баллов
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному показателю, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
По критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели: "Квалификация и опыт работы преподавательского состава участника конкурса" и "Деловая репутация участника конкурса", "Опыт работыв сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих".
Количество баллов по показателю "Квалификация и опыт работы преподавательского состава участника конкурса" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
-Отсутствие преподавателей, имеющих ученую степень или звание 0 баллов
-До 20% в составе преподавателей, имеющих ученую степень или звание 50 баллов
- 20% и более в составе преподавателей, имеющих ученую степень или звание 100 баллов
Далее баллы присваиваются по показателю "Деловая репутация участника конкурса", подтверждаемых участником документально (максимальная величина показателя составляет 100 баллов):
Отсутствие документов, подтверждающих деловую репутацию 0 баллов
До 10 рекомендательных писем, грамот, благодарностей и т.д. 50 баллов
10 и более рекомендательных писем, грамот, благодарностей и т.д. 100 баллов".
Количество баллов по показателю "Опыт работыв сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих"выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
"Опыт отсутствует0 баллов
До 10 государственных контрактов 50 баллов
10 и более государственных контрактов 100 баллов"
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данным показателям, а также не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта по оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки по критерию "Квалификация участников закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают соответственно пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4 и 9части 1 статьи 50Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.07.2016 N 04-07-10592/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 июля 2016 г. N 04-07-10592/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2016