Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ на действия Администрации городского округа Балашиха (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по перекладке канализационного коллектора Д=800 мм по адресу: Московская область, Городской округ Балашиха, мкр. Заря." (закупка N 0148200005416000511 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика утвердившего документацию об Аукционене соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 05.07.2016;
2) дата и время окончания подачи заявок - 26.07.2016;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 135 978 227,36рублей.
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.08.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, требование, установленное в конкурсной документации к участнику закупки обладать исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности не относится к объекту закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Предметом закупки и контракта не предусматривают приобретение таких прав.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие установление избыточных требований к участникам закупки.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В технической части документации об Аукционе Заказчиком по позициям 1, 5, 6, 7, 10, 20, 27, 29, 30, 31, 49, 56, 57, 61, 70, 72, 77установлены требования к химическому составу товаров, так например, для товара "растворитель" установлен показатель "Темперaтурa вcпышки взaкрытoм тигле", "Мaкcимaльнoе знaчениеудельнoй эффективнoйaктивнocти еcтеcтвенныхрaдиoнуклидoв".
При этом участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения химического состава товаров, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.Кроме того, указанные материалам являются расходными, не остаются у заказчика и служат для производства работ.
3. Заказчиком в пункте 42 "Фланцы диaметрoм 80 мм и 100 мм, ГOCТ 12820-80" установлено требование "толщина фланцев должна быть 19мм" (неизменный показатель), в то время как в соответствии с таблицей 3 ГОСТ 12820-80, толщина фланца условным проходом 80мм должна быть 17мм.
4. Заказчиком в пункте 44"Гвозди. ГOCТ 4028-63". Заказчиком в графе "Значенияпоказателей,которые не могутизменяться", установлено, что гвозди должны быть диаметром 3, 4, 5, 6 мм. В то же время, заказчиком в графе "Минимальныезначения показателя"по показателю "диаметр" установлено "6мм", т.е. 6 мм и более, что не позволяет подготовить первую часть заявки надлежащим образом.
На заседании комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа согласились с указным доводом и сообщили, что при составлении технического задания допущена техническая ошибка.
Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что Заказчиком в пункте 6 "Условия выполнения работ" технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование: "Подрядчик обязан обеспечить необходимое количество сотрудников ИТР на территории объекта для организации и контроля производства работ. Сотрудники ИТР должны иметь высшее профессиональное образование с опытом работы не менее 3 лет. В штате организации выполняющей работы должен быть инженер по охране труда с высшим профессиональным образованием и опытом работы не менее 5 лет. Производители работ должны иметь высшее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет, быть аттестованным на предмет выполнения специальных видов работ требуемых для строительства данного объекта".
Тем самым, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы, является неправомерным и наущающим положения Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. При рассмотрении технического задания документации об Аукционе, Комиссией установлено, что заказчиком в пункте 10 "Требования к выполнению работ" технического задания документации об Аукционе предъявлены требования к материалам, используемым при выполнении работ с указанием на товарный знак и техническое условие производителя Республики Беларусь а именно: "Произвести затаскивание трубы КОРСИС ПРО (SN 16) в футляр", "Произвести монтаж труб прокладываемого самотечного коллектора КОРСИС ПРО (SN 16) на планируемой захватки. Соединение труб КОРСИС ПРО (SN 16) осуществить при помощи муфт систем КОРСИС ПРО (SN 16) изготовленных по СТО 73011750-003-2008, ТУ BY 390353931.612-2009 с использованием уплотнительного каучукового кольца".
Включение указаний в отношении товарных знаков товаров, используемых при выполнении работ без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент" и указаний ссылок на ТУ производителяне соответствуетпункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При рассмотрении технического задания документации об Аукционе, Комиссией установлено, что заказчиком в пункте 10 "Требования к выполнению работ" технического задания документации об Аукционе установлено требование, в том числе: "Подрядчик должен иметь свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), выданные саморегулируемой организацией в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 с правом заключения договоров по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 500 млн. рублей и более".
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 135 978 227,36 рублей.
Комиссия приходит к выводу, что требование к участникам Аукциона о наличии свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 500 млн. рублей и более, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушениепункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии не выдавать, так как выдано по делу от 01.08.2016 N 07-24-6514эп/16.
4. Материалы дела по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы по делу от 01.08.2016 N 07-24-6514эп/16.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 августа 2016 г. N 07-24-6487эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2016