Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. -заместитель руководитель управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - специалист Iразряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва":
- "_", действующая на основании доверенности от 09.12.2015 года N 33,
в отсутствии надлежащим образом извещенного подателя жалобы -индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_");
рассмотрев жалобу (вх. N 4007 от 23.09.2016) индивидуального предпринимателя "_" (650056, г. Кемерово, ул. Космическая, 12, 85) на положения документации электронного аукциона N 0312100004416000023 на капитальный ремонт административного здания Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва") и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП "_"заказчиком в документации аукциона в электронной форме N 0312100004416000023в нарушение Закона о контрактной системе установлены требования к химическому составу товаров (электрод (позиция 11), раствор готовый кладочный цементный (позиция 30), бетону тяжелый (позиция 40), используемых при выполнении работ.
Исходя из устных и письменных возражений представителязаказчика следует, что документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе, заказчиком указаны требования к техническим характеристикам, установленные ГОСТами с соблюдением правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0312100004416000023, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком -ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru14.09.2016 года размещено извещение о проведении электронного аукционаN 0312100004416000023на капитальный ремонт административного здания ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва", начальная (максимальная) цена контракта 1 080 000,00 рублей.
Документация об электронном аукционе N 0312100004416000023 на капитальный ремонт административного здания ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва"утвержденаглавным врачом от 14.09.2016 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки может использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемымии применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки установлено в приложении N 1 (Техническое задание) к документации электронного аукциона N 0312100004416000023, в частности в позиции 11 установлены требования к электродам, а именно "_.Максимальное содержание в наплавленном металле серы, не более 0,04%. Максимальное содержание в наплавленном металле фосфора, не более 0,045%", в позиции 30 установлены требования к раствору готовому кладочному цементному: "_Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) не должна быть > 3,5%", в позиции 40 установлены требования к бетону тяжелому: "_Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,5 % по массе для крупного заполнителя и не более 1,0 % по массе - для мелкого заполнителя; пирит в пересчете на SO3 - не более 4 % по массе; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., если являющиеся породообразующими минералами) - не более 15 % по объему для крупного заполнителя и не более 2 % по массе - для мелкого заполнителя; магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит, если являющиеся породообразующими минералами, - каждый в отдельности не более 10 %; галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,1 % по массе для крупного заполнителя и 0,15 % по массе - для мелкого заполнителя; свободное волокно асбеста - не более 0,25 % по массе; уголь - не более 1 % по массе. В/Ц 0,6".
Таким образом, анализ аукционной документации позволяет сделать вывод, что описание материалов, используемых при выполнении работ, содержат требований к химическому составу таких материалов. При этом, исходя из технических регламентов (стандартов) следует, что указанные требования (углерод, марганец, кремний, хром, никель, медь, азот) применяются при изготовлении материала.
Так, в частности в силу ГОСТа 28013-98 данный стандарт распространяется на строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки.
Согласно пункту 4.14.1ГОСТа 28013-98 установлено, что материалы, применяемые для приготовления строительных растворов, должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на эти материалы, а также требованиям данного стандарта.
В соответствии с пунктом 4.14.2 ГОСТа 28013-98 в качестве вяжущих материалов следует применять, в том числе портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178.
Химический показатель раствора готового кладочного цементного "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3)", указанный в позиции 30 документации электронного аукциона N 0312100004416000023 используется при производстве самого портландцемента.
ГОСТ 9466-75 распространяется на изготовленные способом опрессовки покрытые металлические электроды для ручной дуговой сварки сталей и наплавки поверхностных слоев из сталей и сплавов.
Химические показателиэлектрода, указанные в позиции 11 документации электронного аукциона N 0312100004416000023"_.Максимальное содержание в наплавленном металле серы, не более 0,04%. Максимальное содержание в наплавленном металле фосфора, не более 0,045%" используется при производстве самого электрода.
ГОСТ 26633-2012распространяется на тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих (далее - бетоны), применяемые во всех областях строительства, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы испытаний.
Химические показатели бетона тяжелого, указанные в позиции 40 документации электронного аукциона N 0312100004416000023 "_Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) не должна быть > 3,5%", в позиции 40 установлены требования к бетону тяжелому: "_Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,5 % по массе для крупного заполнителя и не более 1,0 % по массе - для мелкого заполнителя; пирит в пересчете на SO3 - не более 4 % по массе; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., если являющиеся породообразующими минералами) - не более 15 % по объему для крупного заполнителя и не более 2 % по массе - для мелкого заполнителя; магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит, если являющиеся породообразующими минералами, - каждый в отдельности не более 10 %; галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,1 % по массе для крупного заполнителя и 0,15 % по массе - для мелкого заполнителя; свободное волокно асбеста - не более 0,25 % по массе; уголь - не более 1 % по массе. В/Ц 0,6"используются при изготовлении самого бетона.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования аукционной документации предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят (могут привести) к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Ссылка в возражении представителя заказчика на статью 33 Закона о контрактной системе Комиссией Тывинского УФАС России не принимается во внимание, так как статья 33 Закона о контрактной системе не предусматривает безусловной обязанности заказчика воспроизвести в документации о закупке в отношении закупаемого (используемого) товара все установленные в технических регламентах, стандартах и иных нормативных актах в сфере технического регулирования показатели, независимо от значения их для заказчика и результатов работ.
В свою очередь, исходя из положений Закона о контрактной системе при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы ИП "_"заказчиком, доказательств, свидетельствующих о необходимости установления химического состава указанных материалов не представлены и не обоснована потребность заказчика в соответствующих характеристиках названных материалов и их влияние на результаты работ по капитальному ремонту административного здания Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва".
Таким образом, заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлены требования к описанию участниками закупки химического состава материалов, используемых при изготовлении материалов, что носит не объективный характер.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 раздела I.IIчасти Iдокументации электронного аукциона N 0312100004416000023 установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком электронном аукционе. При этом Участник электронного аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений настоящей документации в отношении одного электронного аукциона.В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки Заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания Участника такого электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком электронном аукционе.
Заказчиком -ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлена в аукционной документации конкретная дата начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего не объективный характер.
3. По результатам проведения внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в аукционной документации конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации.
3. Выдать заказчику - Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва", оператору электронной торговой площадки - "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии А.О. Ооржак
Члены Комиссии А.В. Саин
С.С. Оюн
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 сентября 2016 г. N 05-05-06/229-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2016