Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 октября 2016 г. N 05-05-06/242-16
Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.10.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Ооржак А.О. - врио руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "__", действующий на основании доверенности б/н от 13.10.2016 г.;
от уполномоченного органа - Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__", действующий на основании доверенности N ЮК-122 от 17.10.2016 г.;
- от заинтересованного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью "Сельстрой":
- "__", директор общества на основании протокола N 3 от 21.05.2014 г.,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (вх. N 4222 от 12.10.2016 года) на положения документации электронного аукциона N 0112200000816003760 на строительство инженерной инфраструктуры застройки 1-го квартала микрорайона Спутник, г. Кызыл и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
1. Проект контракта не содержит условия от конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
2. В аукционной документации ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
3. В аукционной документации ненадлежащим образом установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
До рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" в адрес Тывинского УФАС России от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" поступило возражение (вх. N 4280 от 18.10.2016 г.), согласно которому:
1. Условия от конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций содержаться в пунктах 3.3, 8.1, 8.3, 8.4;
2. Наличие у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлено в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации (пункт 15 Информационной карты документации электронного аукциона);
3. Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и поддержал письменное возражение в полном объеме, а также пояснил, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы представителя государственного заказчика.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласился и пояснил, что является единственным участником электронного аукциона, следовательно, податель жалобы не заинтересован в участии в электронном аукционе.
Рассмотрев жалобу и выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000816003760 на строительство инженерной инфраструктуры застройки 1-го квартала микрорайона Спутник, г. Кызыл, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.08.2016 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000816003760 на выполнение работ по строительству инженерной инфраструктуры застройки 1-го квартала микрорайона Спутник, г. Кызыл, начальная (максимальная) цена контракта - 190 343 930 рублей.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.09.2016 года размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000816003760 на выполнение работ по строительству инженерной инфраструктуры застройки 1-го квартала микрорайона Спутник, г. Кызыл, начальная (максимальная) цена контракта - 190 343 930 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по строительству инженерной инфраструктуры застройки 1-го квартала микрорайона Спутник, г. Кызыл утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 23.08.2016 года N 1326/1.
1. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие, о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу части 2 статьи 706 ГК РФ Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
Согласно части 3 статьи 706 Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Кроме того, в разделе 3 проекта контракта установлены условия о привлечении к исполнению контракта субъектами малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела проекта контракта Подрядчик обязан нести гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, если данное условие предусмотрено Контрактом.
В силу пункта 8.1 проекта контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Согласно пункту 8.3 проекта контракта в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 8.5 проекта контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
Таким образом, довод Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" о не установлении конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что в качестве документа, подтверждающего соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требуется наличие копии действующего свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, выданного саморегулируемой организацией с максимально разрешенной суммой по одному договору не менее цены заключаемого контракта.
Таким образом, довод Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" о ненадлежащим образом установлении в аукционной документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является необоснованным.
3. На основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Не установление заказчиком, уполномоченным органом надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечении возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой:
1) указывает на раздел и (или) пункты документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определяет в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определяет в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставляет требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлена в разделе 2.2 документации электронного аукциона.
В разделе 2.2.4 документации электронного аукциона установлен перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), которые должны быть представлены участником закупки, а именно функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара в соответствии с частью III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в пункте 20 Информационной карты документации электронного аукциона.
На основании изложенных норм и документации электронного аукциона, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Таким образом, довод Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест об установлении в аукционной документации ненадлежащим образом требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, является необоснованным.
Также, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что решением от 21.10.2016 г. по делу N 05-05-06/241-16 уполномоченный орган - Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок признан нарушившим часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части установления в проекте контракта дополнительных обязанностей подрядчика о предоставлении письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании указанного решения государственному заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ" выдано предписание от 21.10.2016 г. N 05-05-06/241-16 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в проекте контракта дополнительных обязанностей подрядчика о предоставлении письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. В связи с выдачей предписания по делу N 05-05-06/241-16 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Председательствующий Комиссии А.О. Ооржак
Члены Комиссии С.С. Оюн
А.В. Саин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 октября 2016 г. N 05-05-06/242-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2016