Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А.Омаев, руководитель Чукотского УФАС России; члены Комиссии: В.В. Брусенцов, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; Т.Ш. Даудов, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей Заявителя уведомленных надлежащим образом,
в присутствии представителей Заказчика:
- Мерзляковой В.Н. по доверенности N 05/2016 от 01.09.2016 года;
рассмотрев жалобу ООО "Элмед" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание в 2016 году услуг по слухопротезированию застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, извещение N0288100000116000095 (далее - Запрос котировок).
В результате проведенной проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 26.08.2016 года поступила жалоба от Заявителя.
Из содержания жалобы следует:
1. Заказчиком в Приложении N1 технического задания Документации о запросе котировок, установлены основные требования к слуховым аппаратам которые полностью дублируют технические характеристики слухового аппарата модели "Nitro 701 SP" производства Siemens (Германия).
2. Из положений Документации о проведении запроса котировок следует, что в рамках государственного контракта необходимо: осуществить поставку слуховых аппаратов, подобрать и настроить слуховые аппараты, изготовить индивидуальные ушные вкладыши. То есть объединение заказчиком в один лот указанных товаров и услуг может приводить к ограничению количества участников закупок.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения (возражение от 31.08.2016 N 04-28/8704-818).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 22.08.2016 года Заказчиком было размещено извещение N 0288100000116000095 о проведении запроса котировок, с начальной (максимальной) ценой контракта 246 224,00 рублей.
По первому пункту жалобы установлено, что в Приложении N 1 к извещению на проведение запроса котировок в Техническом задании на оказание в 2016 году услуг по слухопротезированию застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следует что слухопротезирование для компенсации III - IV степени потери слуха пострадавшего вследствие профессионального заболевания должно быть проведено путем подбора и регулирования 2 (двух) сверхмощных цифровых 16-канальных заушных аппаратов "Nitro 701 SP" и(или) его аналогом с изготовлением 2 (двух) индивидуальных ушных вкладышей из синтетических материалов и укомплектованием 72 (семидесятью двумя) воздушно-цинковыми батарейками 675.
Также установлены основные требования к слуховым аппаратам:
- 16-ти канальная компрессия по входу - наличие.
- Многоканальное ограничение ВУЗД с регулировкой в 4 диапазонах - наличие.
- Бинауральная синхронизация с e2e wireless 2.0 - наличие.
- Менеджер речи и шума - наличие.
- Система подавления резких импульсных звуков - наличие.
- 4-х канальный адаптивный направленный микрофон - наличие.
- Система настройки всегда слышимые для клиента предупреждающие сигналы - наличие.
- Система подавления шума ветра - наличие.
- Система подавления собственного шума микрофона - наличие.
- Система автоматического запоминания предпочтительного положения регулятора громкости и учёта использования слухового аппарата - наличие.
- Система сбора информации по использованию слухового аппарата - наличие.
- 5 программ прослушивания - наличие
- Возможность подключения пульта дистанционного управления - наличие
- Светодиодный индикатор - наличие.
- Конечный регулятор громкости - колесико - наличие.
- Кнопка переключения программ - наличие.
- Телефонная катушка - наличие.
- Блокировка батарейного отсека - наличие.
- Аудио вход М5 - наличие.
Комиссией изучены представленные Заявителем скриншоты с пяти разных сайтов, которые подтверждают, что установленные основные требования полностью соответствуют характеристикам слухового аппарата модели "Nitro 701 SP". Аналогичного товара не существует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По данному пункту жалоба признается обоснованной.
По второму пункту жалобы установлено, что Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющихся страховыми случаями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. N 286 "Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Указанными нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении реабилитационных мероприятий для застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормы Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на которые ссылается заявитель, не применяются.
Заказчиком обеспечивается исполнение "Программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" путем проведения запроса котировок на оказание услуг по слухопротезированию застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В программе реабилитации пострадавшего определены конкретные виды, формы и объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.04.2015 г. N 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", в состав услуг по индивидуальному слухопротезированию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний входит:
- прием врача сурдолога - оториноларинголога (специализированная медицинская помощь пациентам с нарушением слуха оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю "сурдология-оториноларингология", в том числе в Центре реабилитации слуха (сур до логическом центре), реабилитационных центрах);
- принятие врачом сурдологом - оториноларингологом решения о возможности слухопротезирования или наличия противопоказаний к слухопротезированию на момент обращения пациента, застрахованного лица;
- индивидуальный подбор, настройка и выдача слухового аппарата;
- отоскопия уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления и выдачи индивидуального ушного вкладыша;
- изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления (далее - изделие);
- обучение правилам пользования слухового аппарата с изделием и выдача аппарата и изделия получателю;
- замена неисправного и/или бракованного слухового аппарата в период оказания услуги и в период гарантийного срока на слуховой аппарат, а так же настройка аппарата, выданного взамен бракованного аппарата, используемого при оказании услуги.
Каждая из перечисленных услуг является составной частью услуги по слухопротезированию застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: чтобы выдать подходящий слуховой аппарат необходимо проверить степень слуха застрахованного лица, подобрать слуховой аппарат, изготовить ушной вкладыш, произвести настройку и т.д.
Действия по подбору слухового аппарата необходимы для застрахованного лица в целях достижения наилучшего результата по восстановлению слуха. Так, программа реабилитации составляется медикосоциальной экспертизой на момент обращения застрахованного лица. При этом непосредственное обеспечение застрахованного лица слуховым аппаратом происходит гораздо позже. В свою очередь за данный период времени слуховая деятельность гражданина может измениться. В связи с чем, необходимо дополнительное обследование врачом сурдологом-оториноларингологом для настройки необходимого к поставке слухового аппарата.
Кроме того, в "Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" определен вид (тип) слухового аппарата. Исполнителю в рамках вида (типа) необходимо осуществить подбор слухового аппарата, исходя из его функциональных возможностей (количества каналов цифровой обработки звука, количество программ прослушивания и т.д.) с учетом индивидуальных особенностей пострадавшего (степени потери слуха).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе следующая информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчик исполнил.
Объектом данной закупки является оказание услуг по слухопротезированию застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Установление указанного объекта закупки обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.
Таким образом, в данном запросе котировок Заказчиком осуществляется не закупка (поставка) товара, а оказание услуг по слухопротезированию.
По второму пункту жалобы признается необоснованной.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьей 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элмед" на действия Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу при проведении запроса котировок на оказание услуг на оказание в 2016 году услуг по слухопротезированию застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, извещение N 0288100000116000095, обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу нарушение п. 1 ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу обязательное дли исполнения предписание, об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ В.В. Брусенцов
_________________________ Т.Ш. Даудов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 2 сентября 2016 г. N 86/01-52/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2016