Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 14.06.2016 вх.N8091 поступила жалоба от ООО "Бизнес Строй" на действия Заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301100012716000056 "Выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах: М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1548+651 в Оренбургской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 1169+910 - км 1331+953 в Республике Башкортостан, Западный обход г. Уфа км 0+000 - км 27+900, Р-240 Уфа - Оренбург км 16+900 - км 280+941 в Республике Башкортостан, М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) км 146+700 - км 419+326 в Оренбургской области, Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан км 398+860 - км 712+514 в Оренбургской области, А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан км 3+000 - км 129+773 в Оренбургской области".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация об электронном аукционе составлена с нарушениями положения Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301100012716000056.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
26.05.2016 года с изменениями от 17.06.2016 года Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение об осуществлении закупки на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах: М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1548+651 в Оренбургской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 1169+910 - км 1331+953 в Республике Башкортостан, Западный обход г. Уфа км 0+000 - км 27+900, Р-240 Уфа - Оренбург км 16+900 - км 280+941 в Республике Башкортостан, М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) км 146+700 - км 419+326 в Оренбургской области, Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан км 398+860 - км 712+514 в Оренбургской области, А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан км 3+000 - км 129+773 в Оренбургской области.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно довода жалобы Заявителя приложение N3 аукционной документации (Техническое задание) содержит требование к материалам для горизонтальной дорожной разметки, а именно требование к массовой доле нелетучих веществ, красок (термопластиков): массовая доля нелетучих веществ для красок должна составлять не менее 75%, термопластиков - не менее 98%. Однако для термопластиков данный показатель не применяется в соответствии с ГОСТ-52575-2006 "Материалы для дорожной разметки".
Комиссией установлено, что приказом N252/п-о от 16.06.2016 года в приложение N3 аукционной документации (Техническое задание) внесены изменения к требованиям массовой доли нелетучих веществ, красок (термопластиков), опубликованные в Единой информационной системе 17.06.2016 года, согласно которых требование к массовой доле нелетучих веществ для термопластиков - не менее 98%, исключено.
Учитывая, что Заказчиком устранено допущенное нарушение, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в данной части нарушения положений Закона о контрактной системе, в связи с чем, указанный довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
Согласно довода жалобы Заявителя приложение N3а аукционной документации Максимальные и (или) минимальные значения показателей, значение показателей, которые не могут изменяться, используемые для определения соответствия товара потребностям заказчика по позиции N1 "микростеклошарики" установлено следующее требование: " Для того, что бы микростеклошарики не были повреждены и содержание дефектных МСШ не превысило допустимое, они должны быть упакованы в полиэтиленовые мешки, а затем в бумажные мешки. Бумажные мешки должны быть прошиты или запакованы. Масса одного мешка не должна превышать 25 кг.
В соответствии с ГОСТ Р 53172-2008 "Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования" в п.4.4.1 определено следующее требование к упаковке: МСШ упаковывают в полиэтиленовые мешки по ГОСТ 10354, а затем - в бумажные мешки по ГОСТ 2226 или другую упаковочную тару. Бумажные мешки следует прошивать или запаковывать. Масса нетто одного мешка не должна превышать 25 кг.
Следовательно ГОСТ Р 53172-2008 "Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования" предусматривает иную упаковочную тару, кроме тары указанной заказчиком.
Комиссией установлено, что приказом N252/п-о от 16.06.2016 года в приложение N3а аукционной документации внесены изменения к требованию упаковки микростеклошариков, опубликованные в Единой информационной системе 17.06.2016 года, согласно которых установлено следующее требование: миростеклошарики должны быть упакованы.
Учитывая, что Заказчиком устранено допущенное нарушение, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в данной части нарушения положений Закона о контрактной системе, в связи с чем, указанный довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
Согласно довода жалобы Заявителя описание объект закупки влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В дополнение к ранее упомянутому п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что объектом закупки, местом выполнения работ являются следующие участки автомобильных дорог:
- М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1548+651 в Оренбургской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан,
- М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 1169+910 - км 1331+953 в Республике Башкортостан, Западный обход г. Уфа км 0+000 - км 27+900,
- Р-240 Уфа - Оренбург км 16+900 - км 280+941 в Республике Башкортостан,
- М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) км 146+700 - км 419+326 в Оренбургской области,
- Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан км 398+860 - км 712+514 в Оренбургской области,
- А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан км 3+000 - км 129+773 в Оренбургской области.
Однако Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлены места выполнения работ, определены участки автомобильных дорог, расположенных в различных субъектах Российской Федерации, а так же несвязанных между собой различных автомобильных дорог.
Выполнение указанных работ в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию, вышеуказанные работы должны выполняться в один промежуток времени.
Закон о контрактной системе запрещает ограничение количества участников закупки при формировании предмета закупки, но не определяет процент или конкретное числовое значение, необходимое для признания незаконного ограничения количества участников.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В связи с чем, объединение в один лот выполнения указанных работ расположенных в разных районах Республики Башкортостан, а так же в соседних субъектах, влечет за собой ограничение количества участников закупки. Указанные действия Заказчика нарушают принципы и цели законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а именно открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников закупки и обеспечения их справедливой конкуренции.
Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном районе, а также ограничивает доступ к участию в электронных аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Осуществление закупки укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес Строй" на действия Заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301100012716000056 "Выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах: М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1548+651 в Оренбургской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 1169+910 - км 1331+953 в Республике Башкортостан, Западный обход г. Уфа км 0+000 - км 27+900, Р-240 Уфа - Оренбург км 16+900 - км 280+941 в Республике Башкортостан, М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) км 146+700 - км 419+326 в Оренбургской области, Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан км 398+860 - км 712+514 в Оренбургской области, А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан км 3+000 - км 129+773 в Оренбургской области" обоснованной частично, в части установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 июня 2016 г. N ГЗ-418/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016