Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в присутствии представителей:
ИП <_> (далее - Заявитель) <_>, доверенность от 14.06.2016 N25,
Администрации МО "Закаменский район" (далее - Заказчик) <_>, доверенность от 20.06.2016 N11, <_>, доверенность от 20.06.2016 N12,
в отсутствие МКУ "Управление по развитию инфраструктуры" МО "Закаменский район" (далее - Уполномоченный орган), извещенного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП <_> (вх. от 14.06.2016 N 3668) (на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявитель отказался от отдельных доводов жалобы) на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу", реестровый номер - 0302300057416000005 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям, установленным законодательством о контрактной системе в следующей части:
1. В Требованиях к материалам Демонтаж (далее - Требования к материалу) в пунктах: 13 -кирпич строительный, 10 - профильный металлический лист, 18 - смесь асфальтобетонная песчаная, 22- грунтовка установлены требования материалам, использование которых не предусмотрено локальными сметными расчетами и другими документами. Полагает, что данные товары не входят в объект закупки, носят необъективный характер, тем самым нарушается часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В пунктах: 1 - смеси бетонные,7- стойки для крепления знаков, 12- щебень из природного камня для строительных работ, 14 - поковки из квадратных заготовок, 16 - пески для строительных работ, 18 - смеси асфальтобетонные песчаные, 19 - оградительная лента, 20 - знаки дорожные, 21 - растворы строительные, 22 - грунтовка, содержатся избыточные требования к материалам. Поскольку участник закупки товар в наличии не обязан иметь, указать конкретные показатели материала не представляется возможным. Усматривает нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заявителем поданы два запроса на разъяснение положений документации от 30.05.2016, от 07.06.2016. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом даны разъяснения, с содержанием которых Заявитель не согласен, на некоторые вопросы не даны ответы..
4. В пункте 2.17 проекта муниципального контракта установлено требование, не допускающее привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Порядок определения размера штрафа, установленный в проекте контракта, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, что нарушает часть 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменному отзыву. Считают, что перечисленные Заявителем товары входят в объект закупки, использование данных материалов предусмотрено Локальными сметными расчетами. Требования к описанию товаров не считают избыточными, для определения установленных показателей не обязательно иметь в наличии товар. По поступившим запросам даны разъяснения в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Считают, что работы должны проводится без привлечения субподрядных организаций. По неверному расчету размера штрафа пояснили, что могут внести изменения в контракт на этапе его заключения. Просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
31.05.2016 в Единой информационной системе размещено изменение извещения о проведении Аукциона N 0302300057416000005 и аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта - 24 623 900.00 рублей.
1. В Требованиях к материалам Демонтаж установлены технические характеристики к товарам (материалам), используемым при выполнении работ. Использование товаров, указанных в пунктах: 13 -кирпич строительный, 10 - профильный металлический лист, 18 - смесь асфальтобетонная песчаная, 22- грунтовка предусмотрено в ведомостях потребностей материалов согласно Локальных сметных расчетов N02-01-03 "ул. Ленина,14", N02-01-01 "ул. Юбилейная,4" в расценке ФЕР 10-01-070-01 "Устройство заборов (с установкой столбов): глухих", в расценке ФЕР09-04-006-02 "Монтаж ограждающих конструкций стен: из профилированного листа при высоте здания до 30м"; в Локальных сметных расчетах N02-01-08 "ул. Ленина,34", N02-01-09 "ул. Ленина, 38" в расценке ФЕР27-07-001-03, ФЕР27-09-008-01. Таким образом, довод Заявителя о том, что данные товары не входят в объект закупки является необоснованным.
2. Довод Заявителя об избыточных требованиях к материалам является обоснованным и в действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Требований к материалу "Смеси бетонные" предусмотрены требования к крупному заполнителю, мелкому заполнителю, вяжущему.
Пунктом 7 "Стойки для крепления знаков" установлены требования к химическому составу стали, пределу текучести, относительному удлинению.
Пунктом 12 "Щебень из природного камня для строительных работ" установлено требование к истинной, средней, насыпной плотности щебня, пустотности.
Пунктом 14 "Поковки из квадратных заготовок" установлено требование к химическому составу стали.
Пунктом 16 "Пески для строительных работ" установлено требование к массе остатка на сите, частному остатку на сите.
Пунктом 18 "Смеси асфальтобетонные песчаные" установлено требование к крупному заполнителю, мелкому заполнителю, вяжущему минеральному порошку.
Аналогичные излишние требования установлены по пунктам 19 "Оградительная лента", 20 "Знаки дорожные", 21 "Растворы строительные", 22 "Грунтовка".
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших требования к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, их химического состава, веществ и компонентов, из которых они состоят, в составе заявок, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На запрос участника закупки (ИП <_>) от 30.05.2016 дано разъяснение N 81 от 31.05.2016, которое размещено в единой информационной системе. На запрос от 07.06.2016 дано разъяснение N 95 от 09.06.2016.
Нарушения части 4, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не установлено.
4. Установленное пунктом 2.17 проекта муниципального контракта о требование о том, что привлечение подрядчиком субподрядчиков, соисполнителей к исполнению контракта не допускается противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила N 1063).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В силу пункта 5 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Комиссия установила, заказчик в проекте контракта предусмотрел размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, для случаев, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 623 900.00 рублей.
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчику необходимо было установить в проекте контракта значение размеров штрафа, предусмотренных Правилами для порогового значения цены контракта.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> обоснованной в части доводов об установлении незаконных требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, их состава, веществ и компонентов, из которых они состоят, о необоснованном запрета на привлечение подрядчиком субподрядчиков, соисполнителей к исполнению контракта, о неверном расчете размера штрафа.
2. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 8, части 5 и 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21 июня 2016 г. N 04-50/155-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016