Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Шадиева Ибрагима Османовича (далее - Заявитель) на действия ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303100021816000024 на выборочный ремонт Пожарной части N 10 Адрес: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Абдулманапова, 10 (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
01.06.2016г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная системе), а также на электронной площадке - ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
23.05.2016г. Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 995 853,98 рублей.
1. В жалобе Заявителем указывается, что в проекте контракта неправомерно установлено требование о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта на случай, если банковская гарантия перестанет действовать.
Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 7.5 проекта контракта указано следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, представить Государственному заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в таком же размере".
По мнению Комиссии, указанное требование проекта контракта не противоречит положениям ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. В жалобе Заявителя указывается, что информация о дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе содержащаяся в извещении о проведении Аукциона, не соответствует аналогичной информации, содержащейся в документации об Аукционе.
В пункте 38 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе - 02.06.2016 года".
Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона указано: "Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 03.06.2016 года"
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе: дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе содержит иную дату окончания срока рассмотрения заявок на участие аукционе, нежели предусмотренной извещением о проведении Аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
3. В жалобе Заявителя указывается, что установленные в позиции 10 Технического задания документации об Аукционе показатели, не позволяют определить соответствие предлагаемого к использованию товара (материала) потребностям Заказчика.
В позиции 10 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели, в том числе: "Устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов (ГКЛ) по системе одноуровневых (П 113), Вид гипсокартона обычный/С повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени/Влагостойкие/Влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени".
В соответствии с пунктом 4.1. ГОСТа 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия" в зависимости от свойств и области применения листы подразделяют на следующие виды:
- обычные (ГКЛ);
- влагостойкие (ГКЛВ);
- с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛО);
- влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛВО).
Таким образом, установление требования о том, что подвесные потолки должны быть из гипсокартонных листов - (ГКЛ) и одновременно определяя возможность использования иных гипсокартонных листов: (ГКЛВ), (ГКЛО), (ГКЛВО) по мнению Комиссии не позволяет участнику закупки определить соответствие предлагаемого к использованию товара (материала) потребностям Заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
4. В жалобе Заявителем указывается на противоречивые требования, содержащиеся в позиции 12 Технического задания документации об Аукционе.
В позиции 12 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели, в том числе: "Температура эксплуатации -40°С_+60°С, Морозостойкость: не морозостойкая".
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из содержания указанных Заказчиком требований, невозможно определить соответствие предлагаемого к использованию товара (материала) потребностям Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
5. В жалобе Заявителем указывается, что в позиции 84 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком установлены нестандартные показатели.
В позиции 84 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели, в том числе: "предел прочности Мпа (кгс/см2) не менее: при сжатии средний для десяти образцов 12,5 (125)".
Согласно Таблицы 3 ГОСТа 379-95 "Кирпич и камни силикатные. Технические условия" предел прочности при сжатии изделия определяется как средний для пяти образцов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчиком установлен показатель не в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
6. В жалобе Заявителя указывается, что установленные в позиции 66 Технического задания документации об Аукционе показатели, не позволяют определить соответствие предлагаемого к использованию товара (материала) потребностям Заказчика.
В позиции 66 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели, в том числе: "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен гладкие цветные, термическая стойкость глазури, °С: плиток, покрытых белой глазурью".
Вместе с тем, Заявителем не представлено и Комиссией не установлено, доказательств, свидетельствующих о том, что плитки керамические глазурованные цветные, не могут быть покрыты белой глазурью.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. В жалобе Заявителя указывается, что в позиции 83 Технического задания документации об Аукционе отсутствует указание на единицу измерения показателя: "При поставке в стержнях стержни имеют стандартную длину от 6 до 12".
В позиции 83 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели, в том числе: "При поставке в стержнях стержни имеют стандартную длину от 6 до 12".
Согласно пункту 1.13 ГОСТа 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" стержни изготовляют длиной от 6 до 12 м.
Учитывая, что вышеуказанный стандарт определяет единицу измерения длины стержня, Комиссия приходит к выводу об отсутствии препятствий для участников закупки в определении соответствия предлагаемого к использованию товара (материала) потребностям Заказчика.
При таких обстоятельствах, довод жалобы Заявителя, по мнению Комиссии, необоснован.
8. В жалобе Заявителя указывается, что в позиции 16 Технического задания документации об Аукционе не ясно, какие значения являются длиной, шириной, высотой.
В позиции 16 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели, в том числе: "Размер L: не менее 640 мм, Размер В: не менее 45 мм, Размер Н: не менее 75 мм".
По мнению Комиссии, указанные обозначения размеров являются общепринятыми где: L - длина, В - ширина, Н - высота.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии препятствий для участников закупки в определении соответствия предлагаемого к использованию товара (материала) потребностям Заказчика.
При таких обстоятельствах, довод жалобы Заявителя, по мнению Комиссии, необоснован.
9. В жалобе Заявителя указывается на неясность показателя, установленного в позиции 170 Технического задания документации об Аукционе.
В позиции 170 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлен следующий показатель, в том числе: "Предел прочности при сжатии, Мпа (кгс/см2) не мене".
По мнению Комиссии, неясность для участника закупки положений документации об Аукционе, не свидетельствует о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе.
Жалоба Заявителя не содержит доводов о нарушении положений Закона о контрактной системе.
В случае неясности положений документации об Аукционе Заявитель вправе подать запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
10. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
10.1. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно Примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что п. 2 "требования к участникам закупки" извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено следующее: "требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Исполнитель должен иметь опыт выполнения аналогичных строительных работ, обладать соответствующей репутацией".
Согласно извещения о проведении Аукциона начальная максимальная цена контракта составляет 3 000 000 руб., т.е не превышает суммы 10 млн. рублей установленной пунктом 2 приложения N 1 к Постановления N99.
Следовательно, требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации не соответствуют дополнительным требованиям к участникам закупки предусмотренным Постановлением N99.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, требования установленные Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, по мнению Комиссии, не соответствуют ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
10.2. Комиссией установлено, что в п. 57 информационной карты аукционной документации "Документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованию, установленному п. 1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ" Заказчиком указано следующее: "Соответствующие лицензии, свидетельства и допуски на выполнение работ, указанных в контракте и иные предусмотренные законом документы".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, требования установленные Заказчиком в информационной карте аукционной документации, по мнению Комиссии, не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствует указание на документ, необходимый к представлению для подтверждения соответствия участника закупки п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание N 773А-2016 от 08.06.2016 об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Ш.М. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 8 июня 2016 г. N 776А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016