Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г.- Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Русстрой" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии АГЕНТСТВА ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0803200014716000044 на Строительство моста на км 45+600 автомобильной дороги Дербент-Хучни-Хив (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
17.06.2016 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), Комиссия установила следующее.
03.06.2016 Заказчиком в Единой информационной системе, а также на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 60 592 740,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что документы, требуемые Заказчиком в подтверждение соответствия участника закупки дополнительным требованиям, не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2016г. N99.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. В частности, в случае, если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, и в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. N99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки вышеуказанным дополнительным требованиям являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Комиссией установлено, что в п. 25 Информационной карты Аукционе (Раздел 2 документации об Аукционе) указано: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе (подпункту 1 пункта 1.11.1. и пункта 1.11.2. части 1.11. Раздела 1 настоящей документации), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (подпунктам 3-9 пункта 1.11.1. части 1.11. Раздела 1 настоящей документации);
- в подтверждение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (пункта 1.11.2. части 1.11. Раздела 1 настоящей документации) необходимо представить формы актов, утвержденные соответствующими нормативными правовыми актами, иные унифицированные формы актов или же при отсутствии таких форм акты в произвольной форме.. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
Из содержания данных положений документации об Аукционе усматривается, что документы требуемые Заказчиком в подтверждение соответствия участника закупки дополнительным требованиям, не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2016г. N99.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает, что проект контракта содержит неправомерные положения, предусматривающие обязанность подрядчика создать условия для временного проживания представителя Заказчика и обеспечить доставку представителей Заказчика до объекта и обратно.
Комиссией установлено, что в п. 8.20 проекта контракта Заказчиком установлено требование: "Подрядчик за свой счет обеспечивает все необходимые условия для исполнения Заказчиком своих обязанностей. Устанавливает на территории строительной площадки вагончик, предназначенный для размещения поста качества и приборов лабораторного контроля, хранения контрольных образцов бетона, а также временного проживания представителя Заказчика. При этом Подрядчик обязан за свой счет обеспечить доставку представителей заказчика до объекта и обратно.".
Из содержания вышеуказанных положений проекта контракта усматривается, что Заказчиком установлены требования об оказании участником закупки услуг, не относящихся к работам, являющимся объектом закупки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает, что указанный Заказчиком объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций вводит в заблуждение участников закупки.
Комиссией установлено, что в п. 8.20 проекта контракта Заказчиком установлено: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, указанном в Информационной карте аукциона".
В п. 18 Информационной карте аукциона указано: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, составляющем 0% от цены контракта".
По мнению Комиссии, из содержания данных положений аукционной документации усматривается, что Заказчиком не установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что пункты 2.3 и 8.26 проекта контракта противоречат друг другу.
Комиссией установлено, что в п. 2.3 проекта контракта указано: "Подрядчик при исполнении настоящего Контракта может привлечь субподрядные организации, обладающие в случаях, предусмотренных действующим законодательством, Свидетельством о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, подтверждающим их право на выполнение данного вида работ. По требованию Заказчика Подрядчик предоставляет копии договоров с поставщиками, субподрядчиками.".
В п. 8.26 проекта контракта указано: "В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки работы превышает 100,00 млн.руб., Подрядчик обязан предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, в течение десяти дней с момента заключения данного договора.".
Учитывая то обстоятельство, что п. 8.26 проекта контракта относится к случаям, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн рублей, и, соответственно не имеет силу при осуществлении данной закупки, довод Заявителя о противоречии данного положения контракта пункту 2.3 проекта контракта не находит своего подтверждения.
5. Заявитель указывает, что Заказчиком в проекте контракта установлен размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 11.7 проекта контракт указано: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой согласно Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013г.".
Таким образом, содержание п. 11.7 соответствует ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. Учитывая то обстоятельство, что размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, определяются от цены контракта, по мнению Комиссии, на этапе утверждения конкурсной документации указать фиксированную сумму штрафа не представляется возможным.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. Заявитель указывает, что установленное в документации об Аукционе значение показателя "Сроки схватывания (конец)" используемого при выполнении работ цемента не соответствует государственному стандарту. Кроме того, показатель "Нормальная густота цементного теста" является нестандартным, он отсутствует в ГОСТе 10178-85, представление в заявке значения данного показателя не представляется возможным, поскольку в документах качества или паспорте товара отсутствуют данный показатель.
Комиссией установлено, что в позиции бетон Сведений о товарах (материалах) (Раздел 5 документации об Аукционе) Заказчиком установлено требование к используемому при выполнении работ цементу: "_сроки схватывания (конец), 3-4 часа".
В п. 1.9 ГОСТа 10178-85 указано: "Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 10 ч от начала затворения".
По мнению Комиссии, значение показателя "Сроки схватывания (конец)", установленный документацией об Аукционе, находится в рамках значений данного показателя, установленных ГОСТом 10178-85, в связи с чем, довод Заявителя о несоответствии данного показателя ГОСТу не находит своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что показатель "Нормальная густота цементного теста" не является стандартным Комиссией отклоняется, поскольку данный показатель предусмотрен ГОСТом 310.3-76 "Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема". Заявителем также не представлены доказательства того, что значение данного показателя невозможно определить у производителей и поставщиков данного товара, не приобретая товар.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. Заявитель указывает, что значения показателей используемого при выполнении работ битума не соответствуют значениям таких показателей, установленных государственным стандартом.
Комиссией установлено, что Заказчиком в позиции битум Сведений о товарах (материалах) указаны следующие требования:
Температура размягчения, °С, более 60, Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С не менее 35, Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0 °С более 8, Растяжимость при 25 °С, см, более 2,3.
Как установлено Комиссией, температура размягчения по ГОСТу 9812-74 не может быть менее 65 °С, что свидетельствует о необъективности установленных требований по данному показателю.
Значения показателя "Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С" по ГОСТу 9812-74 не может быть более 50 мм, что свидетельствует о необъективности установленных требований по данному показателю.
Значение показателя "Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0 °С" по ГОСТу 9812-74 не может быть менее 9 мм, что свидетельствует о необъективности установленных требований по данному показателю.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Вместе тем, значение показателя "Растяжимость при 25 °С, см" не выходит за пределы значений данного показателя, установленных ГОСТом, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в данной части.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 33 и п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 24 июня 2016 г. N 895А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016