Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ") (вх. от 01.07.2016 N 1959э.) на действия заказчика - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 21 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МОУ "СОШ N 21") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по объекту: капитальный ремонт МОУ "СОШ N21". Капитальный ремонт столовой, спортивного и актового залов", извещение N 0107300001216000172 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "СТРОЙИНВЕСТ", МОУ "СОШ N 21", Администрация муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - администрация МО ГО "Ухта"), закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
Администрацией МО ГО "Ухта" исх. от 06.07.2016 N 01-42-2215 (вх. от 2043э. от 07.07.2016), ЗАО "Сбербанк - АСТ" от 07.07.2016 (вх. N 2053э. от 07.07.2016) заявлены ходатайства о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ", МОУ "СОШ N 21", администрации МО ГО "Ухта", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обжаловано действие заказчика - МОУ "СОШ N 21" в части определения содержания документации о закупке с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части:
- неустановления в документации об электронном аукционе конкретного минимального срока действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- неустановления в проекте контракта перечня случаев одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации;
- установления в пункте 9.6 проекта контракта условия о начислении пени, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, вместо требуемой ключевой ставки Банка России.
3. Согласно части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0107300001216000172, в документации об электронном аукционе срок окончания подачи заявок на участие в указанном аукционе определен - 01.07.2016 12:00.
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" поступила на электронный адрес Коми УФАС России посредством электронной почты 30.06.2016 в 21.33, зарегистрирована должностным лицом Коми УФАС России - 01.07.2016.
В соответствии с Приказом Коми УФАС России от 11.01.2016 N 1 "Об утверждении Служебного распорядка Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми" время начала и окончания служебного времени в понедельник, вторник, среду и четверг устанавливается с 9 часов 00 минут до 18 часов 15 минут, в пятницу - с 9 часов 00 минут до 17 часов 00 минут.
Таким образом, жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" подана в Коми УФАС России в установленные законодательством сроки.
Администрацией МО ГО "Ухта", являющейся уполномоченным органом, в отзыве на жалобу исх. от 06.07.2016 N 01-42-2214 (вх. от 07.07.2016 N 2044э.) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МОУ "СОШ N 21".
Уполномоченный орган - Администрация МО ГО "Ухта".
Объект закупки - "Капитальный ремонт здания МБОУ "Красноборская СОШ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 779 440,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетных учреждений.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300001216000172, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 15.06.2016.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
4.1. По мнению заявителя, в проекте контракта не установлен конкретный срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной службе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 31 Информационной карты аукционной документации установлен срок выполнения работ подрядчиком, а именно: 90 (девяносто) календарных дней со дня заключения контракта.
Пунктами 3.1, 3.2 проекта контракта определено, что "настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств. Срок выполнения работ: в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня заключения настоящего договора".
В силу пункта 2.5 проекта контракта "оплата выполненных работ по настоящему договору производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчётный счёт Подрядчика в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ, а именно: счет-фактуры (счёта), акта приема-сдачи выполненных работ (форма КС N 2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС N 3).
Подрядчик направляет Заказчику счет-фактуру (счет) на оплату в течение 3-х дней после подписания акта приема-сдачи выполненных работ".
Под "исполнением контракта" необходимо понимать исполнение установленных им обязательств. Как следует из пункта 1 статьи 408, пункта 3 статьи 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации контракт является исполненным когда и поставщик (исполнитель, подрядчик), и заказчик исполнили надлежащим образом свои обязательства, возникшие из этого контракта, то есть для того чтобы контракт считался исполненным, поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан поставить товар (оказать услуги, выполнить работы), а заказчик обязан оплатить такой товар (работы, услуги). Этот вывод следует и из части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, согласно которой исполнение контракта представляет собой комплекс мер, включающий, помимо прочего, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Срок действия контракта определен исполнением обязательств сторонами (выполнение работ: 90 календарных дней со дня заключения контракта, оплата 30 дней со дня подписания Заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ), следовательно, победитель может осуществить расчет срока действия банковской гарантии.
Таким образом, действие заказчика в части установления в проекте контракта условия о сроке действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4.2. Согласно частям 1, 14 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 18 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 12.1 пункта 12 проекта муниципального контракта (часть III документации об электронном аукционе) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссия Коми УФАС России считает довод заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе в части неустановления в проекте контракта перечня случаев одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, несостоятельным в силу того, что в Законе о контрактной системе отсутствует требование об обязательном указании в проекте контракта случаев одностороннего расторжения контракта.
4.3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком определено в разделе 9 проекта контракта "Ответственность сторон", в котором, в том числе установлен порядок уплаты неустоек (штрафой, пеней).
Аналогичное части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе условие установлено в пункте 9.6 проекта контракта.
Таким образом, установление Заказчиком в проекте контракта условия о применении при расчёте размера пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не противоречит Закону о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 3894-У с 01 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату. С указанной даты Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования.
Согласно письму Министерства Российской Федерации от 10.02.2016 N 02-01-10/6831, при расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом), то есть используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 01 января 2016 года приравнена к ключевой ставке Банка России. В случае, если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.
Таким образом, довод заявителя о нарушении Заказчиком действующего законодательства, путем включения в проект контракта условия о применении ставки рефинансирования Банка Российской Федерации, комиссия Коми УФАС России считает несостоятельным.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 8 июля 2016 г. N 04-02/6421
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2016