Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
в присутствии:
рассмотрев 23 июня 2016 года жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия Администрации Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении открытому конкурсу N 0109300004916000002 на выполнение работ по реконструкции культурно-досугового центра в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Открытый конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 16.06.2016 поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 17.06.2016 N 869 рассмотрение жалобы назначено на 23.06.2016 года в 10 часов 45 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее
Заказчиком 25.05.2016 г. в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, размещены извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0109300004916000002 на выполнение работ по реконструкции культурно-досугового центра в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Начальная (максимальная) цена контракта: 60 166 477,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 17.06.2016 09:00 (мск).
1. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В соответствии с п. 15.3 проекта контракта установлено: "В случае, если обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным или перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик в течение 5 (пяти) дней предоставляет Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение на условиях, соответствующих требованиям ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта".
Комиссия Мордовского УФАС России считает, что Закон о контрактной системе не запрещает установление заказчиком в проекте контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 4.3 проекта Контракта, Заказчиком установлено обязанность подрядчика обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Комиссия Мордовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы приходит к выводу что установление данного требования не нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно п. 33 Информационной карты конкурсной документации, при поступлении Заказчику запроса о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме от любого участника конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанной в п. 23 Информационной карты конкурса, Заказчик в течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса направляет данному лицу разъяснения положений конкурсной документации в письменной форме или в форме электронного документа.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения размещаются Заказчиком в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
Таким образом, Заказчиком не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, что является нарушением требований п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Согласно п. 20 Информационной карты конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Следовательно, обязательное требование к предоставлению в составе второй части заявки на участие в Конкурсе идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника Конкурса не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в конкурсной документации нарушают подпункт а) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы определены единые требования к участникам закупки, устанавливаемые Заказчиком в документации при осуществлении закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией Мордовского УФАС России изучив конкурсную документацию о, установила, что в данной закупке отсутствует запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, что является нарушением требований п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Конкурса, Комиссия Мордовского УФАС России установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме коды 43.13).
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции культурно-досугового центра в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 60 166 477,00 рубль, код ОКПД2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)".
В соответствие с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На основании изложенного, в рассматриваемом случае закупка работ по по реконструкции культурно-досугового центра в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не может осуществляться путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 21.03.2016 года N 23-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Администрации Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия при проведении открытому конкурсу N 0109300004916000002 на выполнение работ по реконструкции культурно-досугового центра в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обоснованной в части доводов указанных в мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 5 ст. 24, п. 8 ч. 1 ст. 50, п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 23 июня 2016 г. N 534
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016