Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 06 июля 2016 года жалобу ООО "Прагматик" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий" (далее - Заказчик), Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса N 0109200002416001306 на выполнение работ по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30 июня 2016 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 04.07.2016 N 913 рассмотрение жалобы назначено на 06.07.2016 года в 15 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в документации Заказчика содержатся нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласился. Просил признать жалобу необоснованной, производство по делу прекратить.
Извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0109200002416001306 на выполнение работ по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам размещены на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru 17.05.2016 года (далее - Конкурс).
17.06.2016 г. Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта: 13 000 000 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.07.2016 10:00
Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени): 04.07.2016 10:00
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени): 07.07.2016 г.
1. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.п. 4.1 Информационной карты Конкурса следует, что Исполнитель работ, предусмотренных настоящими Техническими требованиями, может для выполнения ряда работ привлекать субподрядные организации (соисполнителей), обладающие для этого необходимыми компетенциями, подтверждением которых является наличие следующих лицензий:
- действующей лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации:
подпункт "в) доступ к услугам передачи данных, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата";
- действующей лицензией Федеральной службы государственной безопасности РФ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- действующей лицензией ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса Исполнитель работ, предусмотренных настоящими Техническими требованиями, может для выполнения ряда работ привлекать субподрядные организации (соисполнителей), обладающие для этого необходимыми компетенциями, подтверждением которых является наличие следующих лицензий: - действующей лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации: подпункт "в) доступ к услугам передачи данных, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата"; - действующей лицензией Федеральной службы государственной безопасности РФ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - действующей лицензией ФСТЭК России.
В соответствии с пунктом 5.3.5. проекта государственного контракта Исполнитель вправе привлекать соисполнителей, обладающих необходимыми лицензиями указанными в Приложение N 1 Контракта "Технические требования", при этом Исполнитель имеет права данными лицензиями не обладать.
В связи с вышеизложенным довод Заявителя о неправомерности предъявления требований не только к участникам, но и к субподрядчикам на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения поскольку извещение и конкурсная документация не установлено обязательнее условий о выполнении работ лично без привлечения соисполнителей (субподрядчиков).
2. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 4 положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Положение) при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг:
а) контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:
средствах и системах информатизации;
технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);
б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);
г) аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
д) проектирование в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
В соответствии с разделом 6.9 Технического задания конкурсной документации в Региональном сегменте защите подлежит:
информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, в том числе персональные данные контингента обучающихся;
все данные в целях обеспечения их защиты от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении Системы и реализации права на доступ к информации.
В соответствии с разделом 13 Технического задания конкурсной документации Исполнитель работ, предусмотренных настоящими Техническими требованиями, может для выполнения ряда работ привлекать субподрядные организации (соисполнителей), обладающие для этого необходимыми компетенциями, подтверждением которых является наличие следующих лицензий:
- действующей лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации:
подпункт "в) доступ к услугам передачи данных, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата" пункта 4 раздела XIV Постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".
Требование по наличию указанной лицензии обусловлено разделом 6.3.1. настоящих Технических требований.
- действующей лицензией Федеральной службы государственной безопасности РФ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в части работ предусмотренных:
пунктом "2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем";
пунктом "13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем";
пунктом "17. Ремонт, сервисное обслуживание защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем";
пунктом "22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем" Приложения к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313.
Требование по наличию указанной лицензии обусловлено разделом 6.3.6. настоящих Технических требований.
- действующей лицензией ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"):
подпункт "б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации";
подпункт "г) аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;"
подпункт "д) проектирование в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Требование по наличию указанной лицензии обусловлено разделами 6.9., 7.1., 9.2.8. настоящих Технических требований.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствие в конкурсной документации информации относительно наличия какой лицензии необходимо обладать исполнителя, а также соисполнителю (субподрядчику) на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения, поскольку вышеуказанная информация в полном объеме содержится в конкурсной документации.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с разделом 6.9 Технического задания конкурсной документации Исполнитель, по результатам проведения обследования, обязан выполнить работы по:
формированию требований к защите информации содержащейся в Региональном сегменте;
проектированию системы защиты информации Регионального сегмента;
поставке средств защиты информации в образовательные организации Республики Мордовия, приведенные в приложении N 3 настоящих Технических требований, гарантирующие успешное прохождение аттестации на соответствие требованиям защиты персональных данных, в соответствии с проектной документацией на систему защиты информации информационной системы (СЗИИС);
внедрению системы защиты информации Регионального сегмента;
аттестации Регионального сегмента в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно приложению N 3 к Техническому заданию конкурсной документации, Заказчиком установлены уровни образования, количество образовательных организаций Республики Мордовия, а также количество образовательных организаций, учитываемых в региональном сегменте единой Федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.
Таким образом, довод Заявителя о невозможности определения объема услуг и требуемых к поставке средств защиты на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения, поскольку в конкурсной документации Заказчиком установлены виды работы и количество образовательных организаций в которых предстоит выполнить работы.
4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.п. 4.1 Информационной карты Конкурса следует, что Исполнитель работ, а также соисполнитель (субподрядчик) должны обладать действующей лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (подпункт "в" пункта 4.1 Информационной карты Конкурса): "в) доступ к услугам передачи данных, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата".
Согласно раздела 13 Технического задания конкурсной документации установлено, что наличие лицензии Роскомнадзора обусловлено разделом 6.3.1. Технических требований конкурсной документации.
Согласно разделу 6.3.1 Технического задания конкурсной документации Региональный сегмент должен обеспечивать информационное взаимодействие со следующими внешними информационными системами:
федеральный сегмент; МАИС "ЗАГС"; АИС "Е-услуги. Образование"; СМЭВ; ЕСИА; РПГУ; ЕСНСИ; ЕЛК.
Региональный сегмент должен осуществлять информационное взаимодействие через СМЭВ с использованием электронных сервисов со следующими информационными системами: федеральный сегмент; МАИС "ЗАГС"; РПГУ.
С иными региональными информационными системами в области образования допускается осуществлять информационное взаимодействие без использования СМЭВ. В данном случае информационное взаимодействие должно осуществляться только по защищенным каналам связи.
Информационное взаимодействие Регионального сегмента с внешними информационными системами должно удовлетворять следующим требованиям:
информационное взаимодействие должно осуществляться при условии аутентификации и авторизации внешней информационной системы в Региональном сегменте;
поддержка версионности сервисов взаимодействия и обеспечение обратной совместимости;
обеспечение и контроль целостности получаемых и передаваемых данных.
В соответствии с п. 4 раздела XIV перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условия, утвержденного постановлением правительства от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условия" установлено лицензионное условие осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации:
обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) соединений по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации;
в) доступа к услугам передачи данных, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата.
Оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Таким образом, довод Заявителя о технологически не связанных работах на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прагматик" на действия Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий" (далее, Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике при проведении открытого конкурса N 0109200002416001306 на выполнение работ по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам необоснованной.
2. Производство по делу N 424 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 6 июля 2016 г. N 564
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2016