Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ"на действия Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) при осуществлении закупки на строительство пристройки к школе в с. ВерхняяСаниба "под ключ" (электронный аукцион N0310200000316000914 (далее -Аукцион),
УСТАНОВИЛА: 16 июня 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО"СТРОЙИНВЕСТ"(далее - Заявитель) о нарушенииГосударственным казенным учреждением "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" и Управлением РСО-Аланияпри проведении Аукциона,Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что:
1. Заказчиком в Аукционной документации указано, что окончательный расчёт производится после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию втечение 180 дней после подписания акта приемки сдачи объекта в эксплуатацию".
По мнению Заявителя, формулировка "оплата авансовых платежей производится в течение 60 дней" и "окончательный расчётв течение 180 дней" содержит коррупционную составляющую, поскольку дает возможность производитьоплату как через один день, так и через 60 дней и 180 дней, т.е. ставит срок оплаты в зависимость ототношений заказчика и подрядчика.
Из содержания данного пункта не предоставляется возможным установить, когда будет производитьсяоплата выполненных работ.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено: контрактная система в сфере закупок основывается напринципах открытости, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок,ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективностиосуществления закупок.
В приведенной формулировке усматривается нарушение указанных принципов, в части установлениясроков оплаты, не позволяющих принять участие в закупке большему количеству участников, допускаетчрезмерную свободу усмотрения для заказчика при исполнении обязательств по оплате выполненных работ,устраняет равноправие сторон по государственному контракту, дискредитирует подрядчика в праве наразумные сроки оплаты по исполненным обязательствам, несут угрозы стабильной хозяйственнойдеятельности подрядчика.
2) Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:
"2.5.1. Заказчик производит выплату авансового платежа Подрядчику на расчетный счет, в размере 30%от цены Контракта, но не более объемов выделенных лимитов на текущий год, в сумме рублей, втом числе НДС -%, ( ) рублей копеек, оплата авансовых платежей производитсяв течение 60 дней после заключения государственного контракта.
Обязательство Заказчика по внесению авансового платежа, предусмотренное настоящим пунктомКонтракта, считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном внастоящем пункте, с банковского счета Заказчика".Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке, а также в проекте контракта возможностьвыплаты аванса в любом размере, за исключением заказчиков, которые обязаны соблюдать ограничения поавансированию, установленные соответствующими нормативными правовыми актами.
Так, ограничения по авансированию установлены для государственных и муниципальных заказчиков -получателей бюджетных средств (органы власти, органы управления государственными внебюджетнымифондами, казенные учреждения). Например, на сегодняшний день для федеральных заказчиков такиеограничения установлены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах пореализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017годов". На региональном и муниципальном уровне могут быть иные ограничения. В случае наличияподобных ограничений заказчики - получатели бюджетных средств вправе установить аванс, но с учетомтаких ограничений.
У заказчиков - бюджетных учреждений, как правило, ограничения по авансированию отсутствуют, заисключением случаев, если особые условия авансирования не установил учредитель. Следовательно,бюджетные учреждения вправе предусматривать авансы в любом размере, что также подтверждаетсяписьмом Минфина России от 29 июля 2014 г. N 02-01-07/37190.
Согласно пункту 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контрактвключается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и срокахосуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) илиоказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленнымконтрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контрактзаключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иногозанимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшениисуммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатойконтракта.
Анализируя приведенный пункт проекта контракта, Заявитель пришел к выводу, что Заказчиком в проектегосударственного контракта не установлен надлежащим образом конкретный размер аванса. Изпредложенной формулировки невозможно сделать однозначный вывод о том, в каком размеревыплачивается такой аванс.
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержатпризнаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
3) В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документациио закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение,документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможностьизменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательноеусловие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение илиненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязанустановить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своихобязательств по контракту.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчикомположений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведениизакупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проектконтракта, прилагаемый к документации о закупке.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа взависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участникомзакупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразноустанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговыхзначений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В случае, когда величина штрафа не определена, по мнению Заявителя, условие о неустойке за ненадлежащее исполнениеобязательств по контракту признается несогласованным и указано, что:
Однако в проекте Контракта заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется:
- "12.4. В случае выполнения работ ненадлежащего качества Подрядчик обязан в течение 5 (пяти)банковских дней после получения от заказчика соответствующего уведомления уплатить заказчикунеустойку в размере 5% (пяти процентов) от стоимости работ по Контракту за каждый день периода,на котором были выполнены работы ненадлежащего качества, с момента направления ЗаказчикомПодрядчику уведомления о ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств по выполнению работ,предусмотренных Контрактом, до момента устранения недостатков выполненных работ. Под работаминенадлежащего качества понимаются работы, результат которых не соответствует требованиямКонтракта и аукционной документации";
- 12.5. В случае расторжения Контракта по соглашению Сторон в связи с ненадлежащим исполнениемПодрядчиком своих обязательств, а равно как по решению суда, Подрядчик в течение 5 (пяти) банковскийдней с даты подписания соглашения о расторжении Контракта (либо принятия решения судом)уплачивает Заказчику неустойку в размере 5 (пяти) процентов от цены Контракта.".
4) На основании ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие обответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащееисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числегарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения илиненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренныхконтрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек(штрафов, пеней).
Согласно п. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которыеопределены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек(штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение указанного пункта Закона о контрактной системе Правительством РФ принятоПостановление от 14 марта 2016 г. N190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 годуотсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек(штрафов, пеней)" действующее до 01.01.2017г..
Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и(или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полномобъеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств,предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Следовательно, действия Заказчика, не установившего условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней)нарушают пункт 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Представитель ГКУ "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" указал, что жалоба Заявителя подана с грубыми нарушениями требований закона, а именно:
- в силу части 9 статьи 105Закона о контрактной системе к жалобе в обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Участником подобные документы не приложены.
Так, по первому пункту жалобы относительно срока выплаты авансового платежа и срока оплаты по контракту следует отметить, что ни одним нормативно-правовым актом указанные сроки не регламентированы. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации. Следовательно, обязанность разработки проекта контракта и определение основных условий контракта является прерогативой Заказчика. В случае, если условия контракта не устраивают участника, он может не подавать заявку на участие в закупке. Любой Заказчик, устанавливая порядок оплаты по контракту, прежде всего учитывает регулярность поступления финансирования по объекту, а также закладывает сроки, необходимые для урегулирования разногласий, связанных с некачественным или несвоевременным выполнением работ. Финансирование закупки осуществляется согласно Республиканской адресной инвестиционной программе Республики Северная Осетия - Алания на 2016 год, в связи с чем Заказчик поставлен в прямую зависимость от поступления денежных средств в рамках финансирования данной программы.
Размер авансового платежа установлен проектом контракта. Заявитель не приводит ни одного довода жалобы, основанного на законе. В соответствии с пунктом "г"ст. 5 Постановления Правительства РСО-Алания от 29 декабря 2015 года N363 "О мерах по реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год" получатели средств республиканского бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи:
1) в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более доведенных им лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств республиканского бюджета, по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении материалов, запасных частей к автотранспортным средствам, авиа- и железнодорожных билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
2)в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год и подлежащих исполнению за счет средств республиканского бюджета, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
В отношении размера неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных проектом контракта, пояснили следующее: в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В тоже самое время, действуют и положения Гражданского Кодекса РФ, которые имеют приоритет над нормами Постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 332 ГК РФ:
1. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
2. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Так как ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства N1063 не установлен запрет на увеличение законной неустойки, Заказчиком подобные положения предусмотрены в проекте контракта.
ВЗаконе о контрактной системеотсутствует указание на то, что в контракт в обязательном порядке должно быть включено условие о случаях и порядке отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Закон о контрактной системекак и Постановление Правительства РФ от 14.03.2016г. N190, не содержит положений, указывающих на то, что списание или отсрочка уплаты неустойки может быть осуществлена только в случае наличия подобного условия в контракте. Нормы Постановления Правительства в данном случае являются нормами прямого действия и могут быть применены независимо от того, упомянуто ли списание неустойки как условие контракта. Кроме того, нормы Постановления Правительства могут быть изменены последним в любой момент времени, в том числе и отменены. Закон же четко регламентирует случаи и условия возможного изменения контракта. Таким образом, в случае, если данная норма будет зафиксирована в проекте контракта, а норма Постановления Правительства изменится, Заказчик не сможет внести изменения в контракт. Следовательно, положения закона не были нарушены Заказчиком.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N 55 Управление, как уполномоченный орган получил заявку от ГКУ "Служба заказчика-застройщика РСО-Алания" на выполнение работ по объекту: "Строительство пристройки к школе в с. ВерхняяСаниба (под ключ)".
На основании указанной заявки, УправлениемРСО-Алания была разработана и размещена в единой информационной системе аукционная документация (извещение N 0310200000316000914).
С доводами жалобы не согласны по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.Указанный проект контракта был приложен к заявке Заказчика.
Источником финансирования данной закупки является республиканский бюджет.Заявка Заказчика прошла согласование с Министерством финансов РСО-Алания. Процедура согласования была осуществлена с уполномоченным финансовым органом в целях исполнимости контракта и недопущения ситуации взыскания штрафных санкций с республиканского бюджета в случае несвоевременной оплаты выполненных работ. Таким образом, Заказчиком были установлены в контракте сроки оплаты аванса и окончательного расчета с учетом прогнозируемого финансирования. Кроме того, Законом о контрактной системе не вменена обязанность по авансированию работ и не установлены сроки оплаты выполненных работ.
Из пункта 2.5.1 проекта контракта следует, что аванс будет выплачен в размере -30%. Конкретная сумма будет указана в контракте только по результатам аукциона и будет зависеть от предложения цены победителя аукциона.
В целях реализации требований статьи 34 Закона о контрактной системе всфере закупок постановлением Правительства от 25.11.2013 N 1063 утвержденыПравила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащегоисполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств,предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательствзаказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени,начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пункт 1 Правил гласит о том, что Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а такжеразмера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
В силу пункта 2 Правил, размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
Пункт 4 Правил предусматривает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3млн. рублей до 50 млн. рублей;
Пункт 12.4 проекта контракта содержит следующее положение: "В случае выполнения работ ненадлежащего качества Подрядчик обязан в течении 5 (пяти) банковских дней после получения от Заказчика соответствующего уведомления уплатить неустойку в размере 5% от стоимости работ по контракту за каждый день периода, на котором были выполнены работы ненадлежащего качества, с момента направления заказчиком Подрядчику уведомления о ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств по выполнению работ, предусмотренных контрактом, до момента устранения недостатков выполненных работ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 200 000 руб. и входит в диапазон от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Указанные в проекте контракта размеры штрафов соответствуют размерам штрафов, установленных Правилами для данного диапазона.
Таким образом, в проекте контракта предусмотрены размеры и фиксированные суммы штрафных санкций в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил.
Частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в 2016 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)". Однако ни Закон о контрактной системе, ни указанное выше Постановлениене содержат положений, обязывающих заказчика включать описание данного порядка в аукционную документацию.
Неуказание в Аукционной документации порядка предоставления отсрочки или списания сумм неустоек не означает освобождение заказчика от исполнения указанных норм и не оказывает влияния на результат определения поставщика.
На основании вышеизложенного, по мнению УправленияРСО-Алания,жалоба необоснованная и не подлежит удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла кследующим выводам:
1. 27.05.2016 года в Единой информационной системе Управление РСО-Алания разместило извещение N0310200000316000914о проведении электронного аукционана строительство пристройки к школе в с. Верхняя Саниба "под ключ" (далее - Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную27.05.2016года уполномоченным специалистом Управления РСО - Алания(далее - Аукционная документация).
Из пункта 2.5.1 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации и являющегося неотъемлемой ее частью следует, что заказчик выплатит аванс на расчетный счет подрядчика в размере 30% от цены контракта, но не более объемов выделенных лимитов на текущий финансовый год.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Учитывая, что в проекте контракта размер аванса ставится в зависимость от объемов выделенных заказчику лимитов на текущий финансовый год, условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно размер аванса не может считаться установленным.
То есть, проект контракта, приложенный к Аукционной документации, не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части установления порядка оплаты.
Согласно пункту 2.5.1 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, оплата авансовых платежей производится в течение 60 дней после заключения государственного контракта, а пунктом 2.5.2 проекта контракта установлено, что окончательный расчет производится после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию в течение 180 дней после подписания акта приемки сдачи объекта в эксплуатацию.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не устанавливает требований к конкретным срокам оплаты товара, работы или услуги, проект контракта соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части, касающейся установления срока оплаты выполненных работ.
Действия должностного лица Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания", по вине которого утверждена Аукционная документация с нарушением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении электронного аукциона, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Однако, в нарушение частей 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, проект контракта, приложенный к Аукционной документации не содержит ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Кроме того, пунктом 12.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что:- "в случае выполнения работ ненадлежащего качества Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) банковских дней после получения от заказчика соответствующего уведомления уплатить заказчику неустойку в размере 5% (пяти процентов) от стоимости работ по Контракту за каждый день периода, на котором были выполнены работы ненадлежащего качества, с момента направления ЗаказчикомПодрядчику уведомления о ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств по выполнению работ, предусмотренных Контрактом, до момента устранения недостатков выполненных работ. Под работами ненадлежащего качества понимаются работы, результат которых не соответствует требованиям Контракта и аукционной документации".
Однако, пункт 12.4 проекта контракта не соответствует требованиям подпункта б пункта 4 Правил, согласно которым, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, составляющей 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, в проекте контракта Аукционной документации не установлены соответствующие требованиям частей 4, 5, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и п.п. б п.4 Правил размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом,
Вышеуказанные действия Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" нарушают требования частей 4, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в 2016 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 утвержден Порядок предоставления заказчикам в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Порядок отсрочки).
Однако, Закон о контрактной системе не содержит требования о включении условий Порядка отсрочки в Аукционную документация, том числе и в проект контракта. То есть, Аукционная документация не нарушает требований части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ"на действия Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд при осуществлении закупки на строительство пристройки к школе в с. Верхняя Саниба "под ключ" (электронный аукцион N0310200000316000914).
2. Признать в действиях государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000316000914 нарушение требований частей 4, 5, 8 и 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3.Выдать государственному заказчику -ГКУ "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" и Управлению РСО-Аланияпредписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА202-06/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд и Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Государственное казенное учреждение "Служба заказчика-застройщика Республики Северная Осетия - Алания"
Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд
Оператор электронной площадки АО ЕЭТП
ПРЕДПИСАНИЕ N А202-06/16
об устранении нарушений законодательства РФ
о контрактной системе
23 июня 2016 года г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
на основании решения Северо-Осетинского УФАС России от 23 июня 2016 года по делуNА202-06/16, принятого по итогам рассмотрения жалобыООО "СТРОЙИНВЕСТ"на действия Государственного казенного учреждения "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) при осуществлении закупки на строительство пристройки к школе в с. Верхняя Саниба "подключ" (электронный аукцион N0310200000316000914 (далее -Аукцион),
и в результате проведения внеплановой проверки проведения закупки, руководствуясь частями 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному казенному учреждению "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания"и уполномоченному органу - Управлению РСО-Аланияв трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310200000316000914на строительство пристройки к школе в с. Верхняя Саниба "под ключ", для чего:
1.1. Отменить итоги проведения электронного аукциона N0310200000316000914и отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
1.2. Привести Документацию для проведения Аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе с учетом решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NА202-06/16 от 23.06.2016 года, путем внесения в нее соответствующих изменений. Указанные изменения в установленном порядке разместить в Единой информационной системе.
1.3. Продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 15 дней со дня размещения в Единой информационной системе изменений, внесенных в Документацию для проведения электронного Аукциона N0310200000316000914. При этом, поданные ранее заявки на участие в Аукционе возвращаются участникам закупки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и возможности подать новые заявки.
2. Оператору электронной площадки -АО ЕЭТП предоставить возможность ГКУ "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания" и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3.Государственному казенному учреждению "Служба заказчика - застройщика РСО-Алания",Управлению РСО-Аланияи оператору электронной площадки - АО ЕЭТП в срок до 11.07.2016 года представить в Северо-Осетинское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016