изготовлено в полном объеме 06мая2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также -Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "ТИСБизнесСтрой"(далее также -ООО "ТИСБизнесСтрой", Общество, заявитель):не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя;
общества с ограниченной ответственностью Проектно - строительная компания "Подрядчик" (далее также - ООО ПСК "Подрядчик", Общество, заявитель): не явились,представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя;
от заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия города Алдан" муниципального образования "Алданский район"(далее также -МБОУ "Гимназия г. Алдан" МО "Алданский район",заказчик):не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждениямуниципального казенного учреждения "Контрактная служба муниципального образования "Алданский район" (далее также - МКУ "Контрактная служба МО "АР", уполномоченноеучреждение, аукционная комиссия): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя уполномоченного учреждения,
рассмотревжалобыООО "ТИСБизнесСтрой", ООО ПСК "Подрядчик"на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба МО "АР" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании МБОУ "Гимназия г. Алдан" МО "Алданский район" (извещение N 0816300014516000116),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
19 и 25 апреля2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "ТИСБизнесСтрой" и ООО ПСК "Подрядчик" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба муниципального образования "Алданский район" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании МБОУ "Гимназия г. Алдан" МО "Алданский район" (извещение N 0816300014516000116).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалобы ООО "ТИСБизнесСтрой" назначено на 26апреля 2016 года в 16 часов 30 минут.
Объявлен перерыв в рассмотрении дела до 12 часов 00 минут 29 апреля 2016 года, в связи с необходимостью направления дополнительного запроса в адрес уполномоченного учреждения/заказчика для объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Рассмотрение жалобы ООО ПСК "Подрядчик" также назначено на 29 апреля 2016 года в 12 часов 00 минут.
Из сути жалобыООО "ТИСБизнесСтрой"следует, что Обществом обжалуется отказ в допуске к участию в электронном аукционе (порядковый номер заявки 12).
Также указывают, что аукционная документация была составлена заказчиком с применением неоднозначных формулировок, речевых оборотов, направленных на формальное "отсеивание" участников и которые ввели участников в заблуждение, что стало препятствием к их участию в аукционе. Отмечают, что данный вывод подтверждается следующими фактами:
- до окончания подачи заявок участниками было подано два запроса на разъяснение положений аукционной документации, на которые заказчик отвечал формально, не всегда конкретизируя ответы;
- из семи поданных заявок на участие в закупке признаны соответствующими требованиям аукционной документации только одна.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В письменном пояснении МКУ "Контрактная служба МО "АР" указано следующее.
Заказчик считает, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, следовательно, согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе заявителем пропущен срок для обжалования положений аукционной документации.
Отмечают, что ответы на запросы оразъяснении положений аукционной документации размещены в сроки и порядке, установленные Законом о контрактной системе.
В пункте 26 Информационной карты аукционной документации установлена подробная Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Так, данной Инструкцией установлено, что значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" включают в себя, в том числе, граничное значение. Следовательно, по позиции "Древесина лаг и покрытия полов" по параметру "длина" участник закупки должен указать 4 - 6,5 м либо чтобы граничные значения были включены в указанные участником закупки показатели, так, например, 3 - 7 м. Также по позиции "линолеум" толщина заявителем указана 2 мм., между тем, согласно Инструкции предлог "от" следует читать как "более" (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований).
Просят признать жалобу необоснованной.
Доводы жалобы ООО "ПСК Подрядчик" выглядят следующим образом:
Заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе (порядковынй номер заявки 5).
Также указывают, что аукционная документация была составлена заказчиком с применением неоднозначных формулировок, речевых оборотов, направленных на формальное "отсеивание" участников и которые ввели участников в заблуждение, что стало препятствием к их участию в аукционе. Считают, что требования, установленные заказчиком, являются завышенными, излишними т.к. не являются стандартными показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологией, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Кроме того, отмечают, что заказчик по результатам рассмотрения нескольких запросов на разъяснения положений аукционной документации вносил изменения в положения аукционной документации, ссылаясь на допущенные ошибки при подготовке аукционной документации, однако продление сроков подачи заявок на участие в аукционе осуществлено заказчиком единожды, тогда как изменений документации, посредством ответов на запросы, было по меньшей мере, два раза.
Просят признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, выдать соответствующее предписание заказчику/комиссии.
Пояснение по жалобе ООО "ПСК Подрядчик" от МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" не представлено.
На официальный запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) заказчик документы/сведения/пояснения по вышеуказанной жалобе не представил.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
01 апреля 2016 года уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещены извещение N 0816300014516000116о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании МБОУ "Гимназия г. Алдан" МО "Алданский район", а также документация об электронном аукционе.
01 апреля2016 года внесены изменения в аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 000 000,00 руб.
15 апреля 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0816300014516000116 - 1.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило семь заявок с порядковыми номерами 5, 7, 8, 10, 11, 12, 14.Решением аукционной комиссии участникам закупки с порядковыми номерами 5, 7, 8, 10, 11, 12 отказано в допуске к участию в электронном аукционе; участник закупки с порядковым номером заявки14 допущен к участию в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок согласно ч. 8 ст. 67 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион признан несостоявшимся.
18 апреля 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки участника закупки, о чем составлен протокол N 0816300014516000116 - 2.
Согласно вышеуказанному протоколу аукционная комиссия, рассмотрев вторую часть заявки единственного участника электронного аукциона на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, а также содержащиеся в реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике закупки, подавшем заявку на участие в электронном аукционе приняла решение о соответствии заявки единственного участника закупки.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок согласно ч. 13 ст. 69 Закона N 44-ФЗэлектронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия антимонопольного органасчитает жалобуООО "ТИСБизнесСтрой"необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что Общество обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе, порядковый номер заявки 12.
Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0816300014516000116 - 1 от 15 апреля 2016 года участнику закупки с порядковым номером заявки 12 (ООО "ТИСБизнесСтрой") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "В соответствии с п. 2 ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Указанные значения параметров по позициям:
- "Древесина лаг и покрытия полов" длина в соответствии с Техническим заданием 4 - 6,5 м. значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение. Толщина указана в диапазоне, следуя инструкции в случае если требуемый параметр начинается со слов "диапазон", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, который будет не уже установленного заказчиком;
- "Болты" согласно требованиям, аукционной документации длина должна быть 40 - 300мм. в соответствии с Инструкцией значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение;
- "Линолеум" согласно требованиям Технического задания толщина установлена"от 2" мм, в соответствии с инструкцией предлог "от" следует читать как "более " (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований), исключением являются диапазонные значения температур и любые значения, связанные с температурой (рабочая, окружающей среды и т.п.), а также диапазон показаний измерительных приборов (манометры, датчики давления и т.п.) - в данном случае предлог "от" включает в себя крайнее значение);
- "Раствор готовый цементный" согласно требованиям Технического задания коэффициент прочности должен быть "от 0,5 Мпа", в соответствии с инструкцией предлог "от" следует читать как "более" (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований), исключением являются диапазонные значения температур и любые значения, связанные с температурой (рабочая, окружающей среды и т.п.), а также диапазон показаний измерительных приборов (манометры, датчики давления и т.п.) - в данном случае предлог "от" включает в себя крайнее значение);
- "Шурупы" согласно Техническомузаданию длина должна быть 20-40 мм, в соответствии с инструкциейзначения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к товарам/материалам, необходимым при выполнении работ.
Материалами дела установлено, что заказчиком/уполномоченным учреждением технические характеристики используемых товаров/материалов в ходе выполнения работ установлены в Приложении N 1 Технического задания аукционной документации, в частности:
- по позиции "Линолеум" установлено требование по толщине "от 2 мм";
- по позиции "Древесина лаг и покрытия полов" установлено требование по длине"4-6,5м ", по толщине в "диапазоне 19 - 150 мм";
- по позиции "Болты" установлено "длина 40 - 300 мм";
- по позиции "Раствор готовый цементный" установлено "Коэффициент прочности сцепления от 0, 5 Мпа";
- по позиции "Шурупы" установлено длина "20 - 40 мм".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 26 Информационной карты аукционной документации установлено, что сведения в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) предоставляются в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению заявки.
Так, в пункте 4 Инструкции установлено следующее:
"Требуемые параметры, установленные заказчиком, изменяться не могут. В случае если требуемый параметр начинается со слов "минимальный (-ое, -ая)", "максимальный (-ое, -ая)", то участнику закупки необходимо предоставлять конкретное значение показателя.
В случае если требуемый параметр начинается со слов "диапазон", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, который будет не уже установленного заказчиком. Фракция наполнителя строительных смесей, фракция (смесь фракций) щебня не может быть конкретным значением и должна строго соответствовать требованию, установленному заказчиком и нормативной документацией, т.к. относится к значениям показателей, которые не могут изменяться.
В случае если требуемый параметр начинается со слов "предельное отклонение", "отклонение", то участник закупки может предоставить как конкретное значение показателя, так и диапазонное.
Предлог "до" следует читать как "менее" (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований), исключением являются диапазонные значения температур и любые значения, связанные с температурой (рабочая, окружающей среды и т.п.), а также диапазон показаний измерительных приборов (манометры, датчики давления и т.п.) - в данном случае предлог "до" включает в себя крайнее значение);
символы ";" (точка с запятой) означает необходимость выбора одного или нескольких значений, указываемых участником по своему усмотрению;
символ "," (запятая) следует читать как "и" (за исключением случаев, когда запятая отделяет целую часть числа от дробной или входит в наименование, обозначение самого материала, марки материала, установленного нормативной документацией или обычаями обозначения того или иного товара);
предлог "от" следует читать как "более" (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований), исключением являются диапазонные значения температур и любые значения, связанные с температурой (рабочая, окружающей среды и т.п.), а также диапазон показаний измерительных приборов (манометры, датчики давления и т.п.) - в данном случае предлог "от" включает в себя крайнее значение);
<_>;
"" - следует читать как "не более", "<" - следует читать как "менее", ">" - следует читать как "более"; "
"- следует читать как "не менее"; символы: "
", "
", "не более", "не менее", "не уже", "не хуже", "не выше", "не ниже", а также значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение.Если прописано в требуемом значении и требуемом параметре, требование к геометрическим размерам со знаками "
", "<", ">" или "
" и размеры представлены в виде "АхВ" или "АхВхС" или иные геометрические размеры), то "
" или "
" касаются каждого значения.
<_>;
В случаях, не оговоренных в данной инструкции, и при возникновении вопросов у участников закупки, в соответствии с действующим законодательством участник закупки может направить заказчику запрос на разъяснение положений аукционной документации".
Предметом данного электронного аукциона является выполнение ремонтных работ с применением товаров/материалов.
Поскольку ваукционной документации не содержится указаний на товарный знак и иные средства индивидуализации, то применяются положенияпп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию, в том числе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из первой части заявки участника закупки ООО "ТИСБизнесСтрой", заявителем указано следующее:
- по позиции "Линолеум": толщина2 мм;
- по позиции "Раствор готовый цементный" установлено "Коэффициент прочности сцепления 0, 5 Мпа";
Между тем, согласно Инструкции по заполнению заявки предлог "от" следует читать как "более", следовательно, по позиции "Линолеум" по параметру "толщина", участник закупки должен указать значение превышающее значение, установленное в аукционной документации, т.е. более 2 мм., аналогично и по позиции "Раствор готовый цементный" установлено "Коэффициент прочности сцепления".
Также из положения первой части заявки участника закупки ООО "ТИСБизнесСтрой" следует, что:
- по позиции "Древесина лаг и покрытия полов" длина указана 6 м.;
- по позиции "Болты" длина 80 мм.;
- по позиции "Шурупы" длина указана 40 мм.
Между тем, согласно Инструкции по заполнению заявки значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом",включают в себя, в том числе граничное значение.
При этом, как следует из письменного пояснения уполномоченного учреждения, по позиции "Древесина лаг и покрытия полов" по параметру "длина" участник закупки должен указать 4 - 6,5 м либо чтобы граничные значения были включены в указанные участником закупки показатели, так, например, 3 - 7 м., следовательно, предоставить диапазонное значение показателей, которые включают в себя граничные значения показателей, установленных в аукционной документации.
Аналогичное применимо и по позициям "Болты" и "Шурупы".
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав первую часть заявки заявителя, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки, приходит к выводу, что заявителем по вышеуказанным позициям представлены значения показателей товаров/материалов, используемых в ходе выполнения работ,не соответствующие требованиям аукционной документации.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "ТИСБизнесСтрой", в связи с несоответствиеминформации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе,требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, из содержания жалобы также следует, что Обществом также обжалуются положения аукционной документации в части составления аукционной документации с применением неоднозначных формулировок, речевых оборотов в описании объекта закупки.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями аукционной документации, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 11 апреля 2016 года, между тем, жалоба заявителя в антимонопольный орган поступила 19 апреля 2016 года.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, требования заказчика к используемым товарам в ходе выполнения работ, для него понятны и приемлемы, более того, заявителем подана заявка на участие в данном электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа считает заявление ООО "ТИСБизнесСтрой", в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
Жалоба ООО "ТИСБизнесСтрой" признана необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО "ПСК Подрядчик" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что Общество обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе, порядковый номер заявки 5.
Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0816300014516000116 - 1 от 15 апреля 2016 года участнику закупки с порядковым номером заявки 5 (ООО "ПСК Подрядчик") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "В соответствии с п. 2 ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Указанные значения параметров по позициям:
- "Шпатлевка гипсовая" фракция наполнителя строительных смесей, фракция (смесь фракций) щебня не может быть конкретным значением и должна строго соответствовать требованию, установленному заказчиком и нормативной документацией, т.к. относится к значениям показателей, которые не могут изменяться;
- "Плитка облицовочная" в Техническом задании указано цвет: "бежевая, белая или зеленая" согласно п. 26 Информационной карты аукционной документации символ "," (запятая) следует читать как "и" (за исключением случаев, когда запятая отделяет целую часть числа от дробной или входит в наименование, обозначение самого материала, марки материала, установленного нормативной документацией или обычаями обозначения того или иного товара);
- "Древесина" длина указана 4- 6,5 значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" включают в себя, в том числе, граничное значение. Толщина указана в диапазоне, следуя инструкции в случае если требуемый параметр начинается со слов "диапазон", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, который будет не уже установленного заказчиком;
- "Болты" длина указано 40 - 300, между тем, значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" включают в себя, в том числе, граничное значение;
- "Сухая цементная смесь" согласно техническому заданию наполнитель фракции "не более 5мм", в соответствии с инструкцией фракция наполнителя строительных смесей, фракция (смесь фракций) щебня не может быть конкретным значением и должна строго соответствовать требованию, установленному заказчиком и нормативной документацией, т.к. относится к значениям показателей, которые не могут изменяться;
- "Шурупы" согласно техническому заданию длина должна быть 20-40 мм, в соответствии с инструкциейзначения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение".
Как ранее указывалосьв решении из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к товарам/материалам, необходимым при выполнении работ.
Как следует из первой части заявки участника закупки ООО "ПСК Подрядчик":
- по позиции "Плитка облицовочная" цвет указан "белая", аукционной документацией установлено "бежевая, белая или зеленая";
Между тем, согласно Инструкции по заполнению заявки символ "," (запятая) следует читать как "и", следовательно,участник закупки в составе первой части заявки должен указать "бежевая, белая" или "бежевая, зеленая".
- по позиции "Древесина лаг и покрытия полов" длина указана 6,5 м.;
- по позиции "Болты" длина 60мм.;
- по позиции "Шурупы" длина указана 40 мм.
Между тем, согласно Инструкции по заполнению заявки значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом", включают в себя, в том числе граничное значение.
При этом, как следует из письменного пояснения уполномоченного учреждения, по позиции "Древесина лаг и покрытия полов" по параметру "длина" участник закупки должен указать 4 - 6,5 м либо чтобы граничные значения были включены в указанные участником закупки показатели, так, например, 3 - 7 м., следовательно, предоставить диапазонное значение показателей, которые включают в себя граничные значения показателей, установленных в аукционной документации. Аналогичное применимо и по позициям "Болты" и "Шурупы".
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав первую часть заявки заявителя, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки, приходит к выводу, что заявителем по вышеуказанным позициям представлены значения показателей товаров/материалов, используемых в ходе выполнения работ, не соответствующие требованиям аукционной документации.
Довод о том, что уполномоченным учреждением/заказчиком вносились изменения в положения аукционной документации минимум два раза, однако продление сроков подачи заявок на участие в аукционе осуществлено единожды, признан необоснованным в силу следующего.
Как установлено материалами дела, данная закупка на выполнение ремонтных работ в здании МБОУ "Гимназия г. Алдан" МО "Алданский район"размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 01 апреля 2016 года, со сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе11 апреля 2016 года.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Поскольку согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, уполномоченным учреждением/заказчиком в положения аукционной документации вносились изменениятолько один раз - 01 апреля 2016 года(в день размещения извещения о проведении закупки и аукционной документации), срок окончания подачи установлен 11 апреля 2016 года, то Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в действиях заказчика/уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения положения ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку срок окончания подачи заявок на участие в данной закупке составляет не менее семи дней с даты внесения изменения в положения аукционной документации.
Вместе с тем, из содержания жалобы также следует, что Обществом также обжалуются положения аукционной документации в части составления аукционной документации с применением неоднозначных формулировок, речевых оборотов, а также, что требования, установленные заказчиком, являются завышенными, излишними и не являются стандартными показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологией, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями аукционной документации, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 11 апреля 2016 года, между тем, жалоба заявителя в антимонопольный орган поступила 25 апреля 2016 года.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, требования заказчика к используемым товарам в ходе выполнения работ, для него понятны и приемлемы, более того, заявителем подана заявка на участие в данном электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа считает заявление ООО "ПСК Подрядчик", в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению в связи с истечением срока обжалования.
Жалоба ООО "ПСК Подрядчик" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТИСБизнесСтрой"на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ремонт помещений 3-го этажа (извещение N 0816300014516000116)необоснованной. Довод в части обжалования положений аукционной документации признать не подлежащим рассмотрению, в связи с истечением сроков обжалования, предусмотренных ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать жалобу ООО "ПСК Подрядчик" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ремонт помещений 3-го этажа (извещение N 0816300014516000116) необоснованной. Довод в части обжалования положений аукционной документации признать не подлежащим рассмотрению, в связи с истечением сроков обжалования, предусмотренных ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 апреля 2016 г. N 06-305/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016