изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ФК Сатиком"(далее также -ООО "ФК Сатиком", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "ЯГКБ",заказчик): Стручков И.В., Свинобоева Н.Н., Варламова В.А. (представители по доверенности);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А.(представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (цефтриаксон) (извещение N 0116200007916003558),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
08 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я)при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (цефтриаксон) (извещение N 0116200007916003558).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16июня 2016 года в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "ФК Сатиком" следует, что участнику закупки неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредставлением конкретных сведений относительно предлагаемого товара для определения на соответствие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации электронного аукциона (относительно отсутствия в инструкции к лекарственному препарату побочных действий в виде сердцебиений, вертиго, "приливов" крови, возможности развития суперинфекции).
Считает, что установленным характеристикам товара соответствует только один препарат с Торговым наименованием: Цефограм, производства ОрхидХелскэр (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) (ЛСР:П N014422/01), который не имеет эквивалентов, что приводит к ограничению конкуренции между участниками закупки.
Отмечает, что при описании объекта закупки заказчик в графе "Лекарственная форма, состав, форма выпуска" указал, в том числе, характеристики, которые не связаны с лекарственной формой, составом и формой выпуска, а именно: " Отсутствие в инструкции: побочные действия в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции".
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии, уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесноеобозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документацией об электронном аукционе в пункте 1.1.2.1 части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" установлены аналогичные требования.
Предлагаемый заявителем товар не соответствовал требованиям аукционной документации в связи с отсутствием указания в инструкции на отсутствие побочных действий в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции.
При рассмотрении заявки аукционная комиссия уполномоченного органа, руководствуясь положениями статей 66, 67 Закона о контрактной системе, требованиями документации об электронном аукционе, правомерно не допустила ООО "ФК Сатиком" к участию в электронном аукционе.
Кроме того отмечает, что довод об указании в графе "Лекарственная форма, состав, форма выпуска" в том числе, характеристик, которые не связаны с лекарственной формой, является по своей сути оспариванием положений документации электронного аукциона. В силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения аукционной документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Так как жалоба ООО "ФК Сатиком" подана 08.06.2016 года, а окончанием срока подачи заявок установлено 27.05.2016 года, заявителем пропущен срок обжалования положений аукционной документации.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Установление требования об отсутствии в инструкции к препарату указания на побочные действия в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции обусловлено, во-первых, профилями отделений учреждения (пульмонология, кардиология, гастроэнтерология), во-вторых, стандартами медицинской помощи больным с хронической обструктивной болезнью легкого, острым инфарктом миокарда, пневмонией и так далее.
Поскольку лекарственные средства используются при лечении заболеваний, справедливо говорить о том, что выбор лекарственного препарата пациентом или врачом обусловлен целью его использования. В случае, когда решение о выборе лекарственного средства принимается врачом, он руководствуется стандартами лечения, рекомендованными для диагностированного заболевания, а также такими характеристиками лекарственного средства, как механизм действия, терапевтический эффект, взаимодействие с иными лекарственными средствами, возможными побочными реакциями.
Согласно аукционной документации, учреждению требовался препарат Цефтриаксон, порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г - флаконы (1) /в комплекте с растворителем: вода для инъекций (ампулы) 10 мл - 1шт./ - пачки картонные. Указание заказчиком о необходимости поставки препарата с требуемыми показателями - "отсутствие в инструкции: побочные действия в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции" обусловлено спецификой назначения и способа применения лекарственного средства с характеристиками, указанными в аукционной документации, что подходит для лечения пациентов всех возрастов, при его использовании отсутствует необходимость изменять дозу препарата во избежание возникновения побочных реакций.
Таким образом, установление в аукционной документации требований к лекарственному препарату, необходимому учреждению с учетом специфики его использования при лечении, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Заявки на участие в аукционе подали трое участников. Лекарственное средство, поставка которого являлась предметом аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке, поставка препарата может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или производство лекарственных средств. В связи с этим любой хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять поставку лекарственного препарата, требующегося заказчику.
Электронный аукцион в первую очередь проводился в целях обеспечения нужд заказчика, в интересах пациента при оказании медицинской помощи.
Просят признать жалобу ООО "ФК Сатиком" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
11 мая2016 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0116200007916003558о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (цефтриаксон)и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 998 900 рублей00копеек.
31 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916003558-1. Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3 (ООО "ФК Сатиком").
Решением аукционной комиссии участнику закупки с порядковым номером заявки 3 (ООО "ФК Сатиком") отказано в допуске к участию в электронном аукционе, а участники закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2 допущены к участиюв электронном аукционе.
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N1 |
03-06-2016 09:31:20 [GMT +9] |
6 928 911.00 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N2 |
03-06-2016 09:30:10 [GMT +9] |
6 963 905.50 |
RUR |
Заявка N2 |
03 июня 2016 года проведена процедура электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916003558-2. Согласно указанному протоколу ценовые предложения участников выглядят следующим образом:
07 июня 2016 были рассмотрены вторые части заявки подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916003558-3. Согласно указанному протоколу, заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает довод жалобы ООО "ФК Сатиком" об отказа в допуске к участию в электронном аукционе необоснованным на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916003558-1 от 31 мая 2015 года ООО "ФК Сатиком" (порядковый номер заявки 3) отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредставлением конкретных сведений предлагаемого товара, для определения на соответствие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации ЭА (Отсутствие в инструкции: побочные действия в виде сердцебиений, вертиго, "приливов" крови, возможности развития суперинфекции).
Предметом закупки согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116200007916003558 является поставка лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Из пояснений представителей заказчика следует, что требования к лекарственному препарату установлены с учетом потребностей заказчика и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности учреждения. Требование о необходимости поставки препарата с отсутствием в инструкции к лекарственному препарату побочных действий в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции" обусловлено спецификой назначения и способом применения лекарственного средства. Лекарственное средство с отсутствием в инструкции вышеуказанных побочных действий применяется для лечения пациентов всех возрастов без необходимости изменять дозу препарата во избежание возникновения побочных реакций.
Таким образом, устанавливая требования к поставляемому товару, заказчик исходил из потребностей потенциальных пациентов и из специфики осуществляемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (приналичии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Международное Непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Цефтриаксон |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г Отсутствие в инструкции: побочные действия в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции. |
флаконы (1) /в комплекте с растворителем: вода для инъекций (ампулы) 10 мл - 1шт./ - пачки картонные. Ампула для растворителя должна быть изготовлена из пластика (полиэтилен или эквивалент) с линией разлома. |
Упаковка |
34000 |
Материалами дела установлено, что в первой части заявки ООО "ФК Сатиком" указал следующее:
N п/п |
Международное Непатентованное наименование |
Торговое наименование/ Страна |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Цефтриаксон |
Цефтриаксон Джодас. Индия |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1000 мг.флаконы (1) /в комплекте с растворителем: вода для инъекций (ампулы) 10 мл - N 1./ - пачки картонные. Ампула для растворителя должна быть изготовлена из пластика (полиэтилен или эквивалент) с линией разлома. |
Упаковка |
34000 |
Следовательно, участник закупки ООО "ФК Сатиком" не представил в составе первой части заявки информацию об отсутствии в инструкции к лекарственному препарату побочных действий в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Положениями части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку ООО "ФК Сатиком не предоставил информацию, предусмотренную частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, а именно не указал, что в инструкции к лекарственному препарату отсутствуют побочные действия в виде судорог, сердцебиений, панкреатита, базофилии, вертиго, "приливов" крови, аллергического пневмонита, возможности развития суперинфекции.
Комиссия считает довод жалобы ООО "ФК Сатиком" об обжаловании положений аукционной документации неподлежащим рассмотрению на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Дата окончания подачи заявок согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116200007916003558 - 27.05.2016 года.
Жалоба заявителя поступила в антимонопольный орган 08.06.2016 года.
Кроме того, на участие в электронном аукционе, помимо заявки ООО "ФК Сатиком", были поданы еще две заявки от участников закупки. Данные участники закупки допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, то участие в закупке могут принять как поставщики, так и производители требуемого заказчику товара.
Таким образом, доводы жалобы заявителя в части обжалований положений аукционной документации оставляются Комиссией без рассмотрения по существу в связи с истечением сроков обжалования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупокпри проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (цефтриаксон) (извещение N 0116200007916003558) необоснованной, а доводы в части обжалования положений аукционной документации не подлежащими рассмотрению, в связи с истечением срока обжалования согласно части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июня 2016 г. N 06-485/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016