изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссияантимонопольного органа, Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д.-начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Мохначевской М.Н.-главногогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее по тексту -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Районной администрации МР "Мегино -Кангаласскийулус" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту-РА МР "Мегино - Кангаласский улус", Администрация, заказчик): Романов Б.И., Птицын В.В. Филиппов А.В., Куличкин А.А. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Районной администрации МО "Мегино - Кангаласский улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство подъездной автомобильной дороги к с. Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)" (извещение N 0116300005016000128),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
20 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Районной администрации МО "Мегино - Кангаласский улус" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство подъездной автомобильной дороги к с. Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)"(извещение N 0116300005016000128).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 июня2016 года в 17 часов 00минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Доводы жалобы ООО "Стройинвест"выглядят следующим образом:
Довод первый.В Техническом задании аукционной документации содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности:
24 |
Геосетка ПС 50/50-20 Полисет (ООО "Уралгеосистемы") |
26 |
Плиты из экструдированногопенополистиролаПеноплэкс 45 (ООО "ТД Баустоф") |
Довод второй. В нарушение требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту решения - Постановление Правительства N 99) заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание.
Как следует из пояснений представителей заказчика по жалобе заявителя:
По первому доводужалобы. Данные обозначения товаров/материалов, используемых в ходе выполнения работ указаны в Техническом задании аукционной документации в силу их наличия в проектно - сметной документации.
По второму доводу жалобы.Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки. Дополнительные требования согласно Постановлению Правительства N 99 заказчиком не были установлены в силу недопущения ограничения конкуренции.
Просит признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
03 июня 2016 года заказчикомна официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0116300005016000128о проведении электронного аукциона на строительство подъездной автомобильной дороги к с. Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)"), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 144 865 650,00руб.
22 июня 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300005016000128-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили 2 (две) заявки. Решением аукционной комиссии участники закупки N 1, 2 допущены к участию в электронном аукционе.
27 июня 2016 года на электронной торговой площадке проведен электронный аукцион. Предложения участников закупки о цене контракта выглядят следующим образом:
п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Процент снижения |
Порядковый номер заявки |
1 |
108663724.06 |
24.99 % |
1 |
2 |
113136643.86 |
21.90 % |
2 |
На момент рассмотрения жалобы по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест"обоснованнойпо следующим основаниям:
Как следует из сути жалобы заявителем обжалуются положения документации об электронном аукционе.
Довод об установлении в аукционной документации товарного знака без обязательной оговорки об эквивалентности признан обоснованным, в силу следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Так, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что в Техническом задании аукционной документации установлено, в том числе, следующее:
26 |
Плиты из экструдированногопенополистиролаПеноплэкс 45 (ООО "ТД Баустоф") |
Согласно сведениям из реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet зарегистрирован следующий товарный знак:
- товарный знак "ПЕНОПЛЭКС"с регистрационным номером355978, правообладателем являетсяООО "ПЕНОПЛЭКС СПб", срок действия регистрации данного товарного знака - 16.11.2017 г.;
Таким образом, документация о закупкесодержит указания на товарный знак, при этом по данному пункту не включена обязательная оговорка "или эквивалент". Также данный факт не оспаривается представителем заказчика.
Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного данный довод жалобы признан обоснованным.
Довод жалобы о том, что заказчиком не установлены дополнительные требования согласно Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки признан обоснованным, на основании следующего.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства N 99 были установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются которые согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению.
Согласно указанному Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Поскольку заказчиком размещена закупка на выполнение работ по строительству подъездной автомобильной дороги к с. Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)" с кодом 41.11.20.000, с начальной (максимальной) ценой контракта 144 865 650,00руб., то при осуществлении данной закупки применяются положения Постановления Правительства N 99.
Материалами дела установлено, что заказчиком ни в положениях извещения о проведении электронного аукционе, ни в аукционной документации не установлены дополнительные требования согласно Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки. Данный факт не оспаривается представителями заказчика.
Таким образом, Комиссией антимонопольного органа в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 4 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в части не установления дополнительного требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства N 99.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и признан обоснованным. Жалоба подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, что в п.28 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о предоставлении копий данного свидетельства СРО в составе второй части заявки согласно Приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридического лица или индивидуального предпринимателя (генеральным подрядчиком)
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Аналогичное требование установлено и в п. 22 извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку проектом муниципального контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, то участник закупки (генеральный подрядчик) привлекает для выполнения работ других лиц (субподрядчиков), причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (подвиды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком в п. 22 извещения о проведении электронного аукциона, п. 28 Информационной карты аукционной документации требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к определенным видам по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организации, без указания оговорки, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленных в аукционной документации участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в качестве генерального подрядчика, неправомерно и нарушает положения ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является строительство подъездной автомобильной дороги к с.Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)", в силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Материалами дела установлено, что в разделе II"Техническое задание" аукционной документации указаны виды и объемы выполняемых работ по строительству объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии стехнической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации
В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 1.1 проекта контракта предметом контракта является выполнение работ по "Строительство подъездной автомобильной дороги к с.Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)" согласно технического задания и проектно-сметной документации (приложение N 1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Пунктом 5.2 проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией, условиями настоящего Контракта, техническими регламентами, строительными нормами и правилами, иными нормативными документами по строительству согласно технического задания и проектно-сметной документации(приложение N 1 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций.
Выполнить все работы, предусмотренные проектной документацией Объекта (пункт 5.3 проекта контракта).
Таким образом, подрядчик, исполняя свои обязательства по контракту обязан руководствоваться и проектно-сметной документацией.
Данная проектная документация представлена на обозрение Комиссии антимонопольного органа представителями заказчика в ходе рассмотрения дела.
Между тем, Комиссия антимонопольного органа изучив представленные материалы дела, а также информацию, находящуюся в единой информационной сети www.zakupki.gov.ru установила, что заказчиком не размещена в единой информационной сети www.zakupki.gov.ru проектная документация по строительству подъездной автомобильной дороги к с. Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах"Мегино-Кангаласский улус (район)", как описание объекта закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котороминформация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона идокументации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Также ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Поскольку описание объекта закупки является неотъемлемой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений ч. 3 ст. 7,п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 в части не размещения проектной документации в единой информационной сети www.zakupki.gov.ru.
3. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе ранее устанавливающий правомочность участника закупки утратил силу в связи с принятием Федерального закона N 140 - ФЗ от 04.06.2014 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Аналогичный запрет установлен в ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, где указано, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Материалами дела установлено, что в п. 1.6.1 общего раздела аукционной документации установлено требование о правомочности участника закупки, а также в 3.2.2 общего раздела аукционной документации, п. 22 извещения о проведении электронного аукциона, 28 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении документа, свидетельствующего о соответствии участника закупки требованию п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (правомочность участникам закупки).
Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0116300005016000128 установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В п. 27 Информационной карты аукционной документации установлено, чтосовокупный объем работ, выполняемый субподрядчиками из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должен составлять не менее 15 % от Цены Контракта.
Между тем, в п. 5.17 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего Контракта третьих лиц (субподрядчиков, соисполнителей) за свой счет из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем привлечения третьих лиц составляетне менее 30 (тридцати) процентов от цены настоящего Контракта.
Следовательно, положения Информационной карты и проекта контракта содержат в себе противоречивую информацию об объеме привлечения субподрядных организаций из числа СМП/СОНО.
При этом, как пояснили представители заказчика надлежащим указанием объема привлечения субподрядных организаций из числа СМП/СОНО является 30%.
Таким образом, в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчиком не установлен конкретный объем привлечения подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила144 865 650,00руб.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 18.1 проекта контракта установлено за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 0,5 процентов цены контракта.
Также п. 18.2 проекта контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 2(два) процента цены контракта.
Между тем, в проекте контракта установлена ответственность заказчику в размере 2% вместо 0,5 % согласно подпункту "г" пункта 5 Правил, а также не указаны всевозможные размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком и заказчиком, предусмотренных контрактом.
Таким образом, заказчиком нарушены чч. 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 144 865 650,00руб.
В п. 16.1 проекта контракта установленразмер обеспечения исполнения Контракта 43 459 695 (сорок три миллиона четыреста пятьдесят девять тысяч шестьсот девяносто пять) рублей 00 коп., что составляет 30 % от начальной (максимальной) цены Контракта.
Таким образом, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, при начальной (максимальной) цене контракта более чем 15 млн. руб.
Таким образом, заказчиком нарушена ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Районной администрации МО "Мегино - Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство подъездной автомобильной дороги к с. Суола (Морукский наслег) от км 28 автодороги "Абалах" Мегино-Кангаласский улус (район)" (извещение N 0116300005016000128)обоснованной.
2. Признать заказчикаРайонную администрацию МО "Мегино - Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 1 ст. 96, чч. 4, 8 ст. 34, ч. 6 ст. 30, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 7,п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31,ч. 4 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Районной администрации МО "Мегино - Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Мохначевской
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июня 2016 г. N 06-528/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2016