изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Мандарова Виталия Витальевича (далее - ИП Мандаров В.В., заявитель): не явились, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя;
от заказчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Екюндюнская основная общеобразовательная школа с. Екюндю муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - МБОУ "Екюндюнская основная общеобразовательная школа с. Екюндю муниципального района "Вилюйский улус (район)" РС (Я), заказчик): не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МР "Вилюйский улус (район) РС (Я), Администрация, уполномоченный орган) не явились, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
рассмотрев жалобу ИП Мандарова В.В. на действия Единой комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/заказчика МБОУ "Екюндюнская основная общеобразовательная школа с. Екюндю муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на установку систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации (извещение N 0116300041416000060), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
06 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Мандарова В.В. на действия Единой комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/заказчика МБОУ "Екюндюнская основная общеобразовательная школа с. Екюндю муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на установку систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации (извещение N 0116300041416000060).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 15 июня 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ИП Мандарова В.В. следует, что согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик установил требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией, но при этом офшорными компаниями могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели не могут быть офшорными компаниями. Представленная в составе второй части заявки информация полностью соответствует требованиям аукционной документации и нормативным документам. Таким образом, заявка, представленная ИП Мандаровым В.В., оформлена надлежащим образом в полном объеме и в полном соответствии с требованиями аукционной документации.
Просит признать жалобу обоснованной.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в подпункте 1 пункта 22 части 3 "Информационная карта" установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457). Во второй части заявки участника электронного аукциона с порядковым номером 3 (ИП Мандарова В.В.) отсутствуют информация или документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем, его заявка признана несоответствующей согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу ИП Мандарова В.В. необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25 мая 2016 года уполномоченным органом Администрацией муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и размещено извещение N 0116300041416000060 о проведении электронного аукциона на установку систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 260 000,00 руб.
01 июня 2016 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен соответствующий протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116300041416000060-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок поступило 5 (пять) заявок от участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5.
Единая комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию в закупке заявок участников с порядковыми номерами 2, 3, 4 и об отказе в допуске участникам закупки с порядковыми номерами 1, 5.
06 июня 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300041416000060-2, согласно которому все поступившие от участников электронного аукциона минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
Место |
Порядковый номер заявки |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
1 |
Заявка N3 |
06.06.2016 07:11:07 |
107400.00 |
RUR |
2 |
Заявка N4 |
06.06.2016 07:10:25 |
108700.00 |
RUR |
3 |
Заявка N2 |
06.06.2016 06:34:39 |
143700.00 |
RUR |
06 июня 2016 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116300041416000060-3.
Согласно указанному протоколу Единая комиссия приняла решение признать заявку с порядковым номером 2 (ИП Сивцев В.В.) признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, заявки участников закупки с порядковыми номерами 3 (ИП Мандаров В.В.), 4 (ООО "Системы противопожарной безопасности") признаны не соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе
В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Мандарова В.В. обоснованной на основании следующего.
Из смысла жалобы следует, что заявителем обжалуются действия Единой комиссии в части неправомерного признания несоответствующей требованиям аукционной документации второй части заявки участника закупки с порядковым номером 3 (ИП. Мандаров В.В.).
Как следует из содержания жалобы, по мнению заявителя, заявка ИП Мандарова В.В. признана несоответствующей на основании того, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Между тем, как следует из материалов дела, согласно протоколу N 0116300041416000060-3 от 06 июня 2016 года заявка участника закупки ИП Мандарова В.В. признана несоответствующей на основании следующего: "Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не предоставление документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным согл. п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, пп.1 п. 22 части III Информационная карта аукциона аукционной документацией".
В целях объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России в адрес оператора электронной площадки был направлен запрос (исх. N 06/3088 от 08.06.2016 года) о предоставлении сведений, необходимых для рассмотрения дела.
Оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" в ответ на запрос в адрес Якутского УФАС России были направлены сведения и документы, входящие в состав вторых частей заявок всех участников закупки.
Как установлено материалами дела, в пункте 26 части 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 22 части 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 2-7 пункта 22 части 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме".
Подпунктом 1 пункта 22 части 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено в качестве требования к участникам закупки установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1457.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, запрещено" (далее - Постановлением Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Из положений Постановления Правительства РФ N 1457 следует, что ограничения, установленные данным постановлением, применимы к организациям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Также из части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из материалов дела установлено, что участник закупки N 3 (ИП Мандаров В.В.) осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. является физическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из вышеуказанного следует, что Единая комиссия вправе требовать документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованию, установленному подпунктом 1 пункта 22 части 3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации только от участников закупки, являющихся организациями/юридическими лицами.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав все материалы дела, пришла к выводу о том, что заявка на участие в электронном аукционе ИП Мандарова В.В., предоставлена им в полном объеме и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе Единой комиссией заявка участника закупки ИП Мандарова В.В. на участие в электронном аукционе была неправомерно признана несоответствующей требованиям аукционной документации.
Жалоба ИП Мандарова В.В. признана обоснованной.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Согласно протоколу N 0116300041416000060-3 от 06 июня 2016 года заявка с порядковым номером 4 (ООО "Системы противопожарной безопасности") признана несоответствующей на основании следующего: "Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не предоставление документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным согл. п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, пп.1 п. 22 части III Информационная карта аукциона аукционной документацией".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 признаки нахождения организаций под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, определяются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.05.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 5 Закон N 57-ФЗ хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение, - контролируемое лицо, за исключением хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц - контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:
1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.
Также согласно части 2 статьи 5 Закон N 57-ФЗ контролируемое лицо считается находящимся под контролем контролирующего лица также при наличии признака, при котором контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.
Как следует из вышеуказанного Постановления Правительства РФ N 1457, и Указа Президента N 583, данные нормы не устанавливают конкретный перечень документов, в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Из материалов дела установлено, что заказчиком также не конкретизированы документы, необходимые для предоставления в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе участниками закупки, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным аукционной документацией, а именно в части нахождения организации под юрисдикцией Турецкой Республики, а также нахождение под контролем гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно совместной позиции ФАС России N АЦ/28993/16и Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, изложенной с письме от 28 апреля 2016 года "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики", соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства РФ N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки, а также копиями учредительных документов участника закупки.
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Мандарова В.В. на действия Единой комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/заказчика МБОУ "Екюндюнская основная общеобразовательная школа с. Екюндю муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на установку систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации (извещение N 0116300041416000060) обоснованной.
2. Признать Единую комиссию уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. N 06-482/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016