изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Игнатьева Ю.А. - руководителя Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ГлавСтрой" (далее - ООО "ГлавСтрой", заявитель): Никифоров Д.А. (представитель по доверенности), Свинобоев П.П. (слушатель),
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "КИиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), уполномоченный орган): Жиркова-Вензель Э.Б. (представитель по доверенности),
от заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик, МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) - Жиркова-Вензель Э.Б. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "ГлавСтрой" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство I этапа объекта "Комплексная компактная застройка зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС (Я) (извещение N 0316300092216000171), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ГлавСтрой" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство I этапа объекта "Комплексная компактная застройка зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС (Я) (извещение N 0316300092216000171).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение указанных жалоб назначено на 28 июня 2016 года в 11 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ГлавСтрой" огласили доводы жалобы в полном объеме.
Заявитель указывает на то, что предметом закупки являются работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком, следовательно заказчику/уполномоченному органу, при осуществлении данной закупки, надлежало установить к участникам закупки требование о наличии у них свидетельств СРО о допуске к работам по виду 32 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем".
2. Описание объекта закупки составлено заказчиком/уполномоченным органом с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику/уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" была оглашена в полном объеме.
Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, в том числе:
1. Установление в проекте муниципального контракта несоразмерных сроков выполнения и оплаты работ и действия контракта (срок выполнения работ - в течение 7 месяцев с момента заключения контракта, срок оплаты работ - в течение 30-ти банковских дней с даты подписания акта сдачи-приемки работ, срок действия контракта оканчивается 01.09.2017 г.).
Указывают, что установление таких сроков, влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта, поскольку в пункте 3 статьи 96 Закона о контрактной системе указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
2. Пунктом 5.5.6 проекта контракта установлена обязанность подрядчика, в том числе, по получению разрешения на строительство объекта.
Указывают, что в силу части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса (далее по тексту решения - ГрК РФ) застройщик при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком, должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Таким образом, согласно ГрК РФ получить разрешение на строительство должен именно застройщик или заказчик, после чего соответствующее разрешение передается лицу, непосредственно осуществляющему строительству (подрядчику).
Считают, что в связи с вышеизложенным, включение в проект контракта обязательства подрядчика по получению разрешения на строительство объекта является неправомерным.
3. В проекте контракта отсутствует условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
4. Не указание в извещении о проведении электронного аукциона требования о наличии у участников закупки свидетельств СРО.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику/уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика/уполномоченного органа с доводами жалоб ООО "ГлавСтрой" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не согласилась и пояснила следующее.
Относительно жалобы ООО "ГлавСтрой":
1. Работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ, в том числе осуществление строительного контроля.
В связи с вышеизложенным лицу, имеющему свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, не требуется получения свидетельства СРО о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Свидетельство СРО о допуске к работам по осуществлению строительного контроля должно иметь лицо, привлеченное по договору с застройщиком или заказчиком для выполнения указанного вида работ, а не организация, выполняющая строительные работы.
2. Предметом муниципального контракта является оказание услуг по исполнению функций технического заказчика-генподрядчика в период комплексной компактной застройки зон индивидуальной жилищной застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктаах" с. Антоновка Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).
В техническом задании заказчиком установлен перечень основных требований к техническому заказчику-застройщику.
В приложении к техническому заданию заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, так как документация об электронном аукционе содержит в полном объеме требования, установленные заказчиком для определения по исполнению функций технического заказчика-генподрядчика, а также требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ.
Относительно жалобы ООО "Стройинвест":
1. Под "исполнением контракта" необходимо понимать исполнение установленных им обязательств.
Понятие "срок действия контракта" не является аналогичным понятию "срок исполнения обязательств по контракту". Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (статья 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ).
По смыслу частей 1, 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги.
Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта.
Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
Вместе с тем при определении срока действия контракта, который заключает казенное учреждение, необходимо учитывать положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - БК РФ).
Государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абзац 1 пункта 5 статьи 161 БК РФ).
Нарушение указанных требований может повлечь признание контракта (договора) недействительным (абзац 2 пункта 5 статьи 161 БК РФ). Следовательно, срок действия контракта не должен превышать срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Общее правило о том, что государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, установлено также в пункте 2 статьи 72 БК РФ. В то же время по отдельным категориям контрактов срок исполнения обязательств может превышать срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (пункт 3 статьи 72 БК РФ).
В статье 96 Закона о контрактной системе указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. В соответствии с пунктом 27 информационной карты аукционной документации, установлен срок действия банковской гарантии - до 31 декабря 2017 года, таким образом, заказчиком и уполномоченным органом требования Закона о контрактной системе соблюдены.
2. Предметом электронного аукциона является оказание услуг по исполнению функций технического заказчика-генподрядчика в период комплексной застройки зон индивидуальной жилищной застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктаах" с. Антоновка Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).
В преамбуле проекта муниципального контракта указано, что исполнителем является технический заказчик-генподрядчик с условным обозначением стороны как "генподрядчик". Указание наименования сторон в контракте позволяет индивидуализировать юридическое лицо как участника договорных отношений, а условное обозначение позволяет избежать многократного повторения полного наименования сторон по тексту контракта.
Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ техническим заказчиком может быть как физическое лицо, действующее на профессиональной основе, так и юридическое лицо. Технический заказчик уполномочен заключать договора на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, включение пункта 5.5.6 в проект муниципального контракта является правомерным.
3. Положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 190 не устанавливают обязанность государственных и муниципальных заказчиков указывать в документации о закупке положения и проекте контракта условие об отсрочке уплаты неустоек.
Таким образом, решения об отсрочке принимаются вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте.
4. Требование о наличии свидетельства СРО, установленное к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, указано в аукционной документации.
Не указание данного требования в извещении о проведении закупки не повлияет на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единая комиссия действует в соответствии с требованиями утвержденной заказчиком документации об аукционе.
Просит признать жалобы ООО "ГлавСтрой" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не обоснованными, а требования, содержащиеся в них - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
06 июня 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0316300092216000171 о проведении электронного аукциона на строительство I этапа объекта "Комплексная компактная застройка зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС(Я), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 143 688 970,00 руб.
24 июня 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0316300092216000171-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки в соответствующими порядковыми номерами. Аукционная комиссия, рассмотрев указанные заявки, приняла решение допустить к участию в электронном аукционе обоих участников закупки.
27 июня 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316300092216000171-2.
Согласно указанному протоколу единственное предложение о цене контракта, поступившее в ходе электронного аукциона, выглядит следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
142 970 525,15 |
понижение |
0.50 % |
27.06.2016 5:25 |
1 |
До начала рассмотрения жалоб срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ГлавСтрой" необоснованной, а жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной по следующим основаниям.
1.1 Из жалобы ООО "ГлавСтрой" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, в части установления заказчиком/уполномоченным органом неправомерных требований о специальной правоспособности участников закупки.
По мнению заявителя надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 33, являлось бы установление к участникам закупки требования о предоставлении свидетельства СРО о допуске к работам, предусмотренным пунктом 32 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" Приказа Минрегиона РФ N 624 от 30.12.2009 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:
- организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;
- осуществление строительного контроля;
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц.
Следовательно, лицо, осуществляющее строительство, выполняет весь комплекс работ по организации строительства.
Аналогичная позиция изложена в согласно письме Министерства регионального развития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08.
В связи с вышеизложенным, лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получение свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля должно иметь лицо, привлеченное по договору с застройщиком или заказчиком, для выполнения указанного вида работ.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок не усматривает в действиях заказчика/уполномоченного органа, установившего требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам. предусмотренным пунктом 33.2.1, нарушения Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "ГлавСтрой" признается необоснованным.
1.2 По мнению заявителя ООО "ГлавСтрой" в описание объекта закупки заказчиком/уполномоченным органом включены требования в отношении товаров, используемых при выполнении работ, ограничивающие количество участников закупки
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливается запрет на указание в описании объекта закупки индивидуально-определенных признаков товаров/работ/услуг, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
Анализ Технического задания на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика-генподрядчика в период комплексной компактной застройки зон индивидуальной жилищной застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), размещенного в единой информационной системе в составе аукционной документации не подтвердил наличия в описании объекта закупки требований, либо указаний в отношении товаров с индивидуально-определенными признаками.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель ООО "ГлавСтрой" не смог пояснить в какой части Описания объекта закупки, по мнению заявителя, заказчиком/уполномоченным органом допущены необъективные требования, либо указания в отношении товаров/работ/услуг.
Между тем, из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя такой жалобы.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "ГлавСтрой" признается необоснованным.
Жалоба ООО "ГлавСтрой" подлежит признанию необоснованной.
2.1 Из жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" следует, что заявителем обжалуются положения проекта муниципального контракта, устанавливающие, по мнению заявителя, несоразмерные сроки исполнения обязательство по контракту и действия контракта.
Заявитель указывает, что необоснованно долгий срок действия контракта возлагает на участников закупки необоснованные затраты по банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федерального закона о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе.
Объектом данной закупки является выполнение комплекса работ по застройке зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС(Я).
Статьей 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными в том случае, если работа была принята заказчиком в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
Согласно части 5 статьи 161 БК РФ государственные (муниципальные) контракты, иных договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Соответственно срок действия контракта не должен превышать срок действия лимитов бюджетных обязательств.
При таких обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок не усматривает в действиях заказчика/уполномоченного органа по установлению в документации об электронном аукционе, а в частности в проекте контракта, срока действия контракта по 01 сентября 2017 года, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку данное положение направлено исключительно на то, чтобы все обязательства по контракту были надлежащим образом исполнены сторонами в рамках срока его действия. Первый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается необоснованным.
2.2 Заявителем обжалуются действия заказчика/уполномоченного органа по включению в проект контракта обязательства подрядчика по получению разрешения на строительство объекта.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации N 02-02-05/65137, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 26484-ЮР/08 от 17.12.2014г. в целях получения разрешения на строительство объекта застройщик обращается с заявлением в орган или организацию, уполномоченные на выдачу такого разрешения. При этом в случае определения застройщиком органа власти, от имени указанного органа в уполномоченный орган или организацию с заявлением о выдаче такого разрешения вправе обратиться организация, действующая на основании удостоверенной в установленном порядке доверенности.
На основании вышеизложенного, второй довод жалобы признается ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается необоснованным.
2.3 Заявителем указывается на то, что в проекте контракта отсутствует условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Содержание контракта, заключаемого по результатам осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд, регламентируется статьей 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Частью 4 названной статьи Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика по включению в проект контракта обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Однако, в Законе о контрактной системе отсутствуют положения, устанавливающие обязанность заказчика по включению в проект контракта условия об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней) и/или условия о списании начисленных сумм (штрафов, пеней).
В связи с вышеизложенным третий довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается необоснованным.
2.4 Как следует из жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком/уполномоченным органом не указано требование о наличии у участников закупки свидетельств СРО.
Требования к содержанию извещения о проведении электронного аукциона установлены статьей 63 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 названной статьи в извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 20 части I "Общие условия аукциона" документации об электронном аукционе указано, в том числе, следующее:
"Участник закупки должен соответствовать следующим единым обязательным требованиям:
1.1 Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки:
- наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ:
Пункт 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.".
Из пояснений представителя заказчика и уполномоченного органа также следует, что к участникам закупки установлены требования о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по пункту 33.2.1 Приказа Минрегиона от 30.12.2009 г. N 624.
Между тем в извещении о проведении электронного аукциона N 0316300092216000171 сведения об установлении к участникам закупки указанного требования отсутствуют.
В связи с вышеизложенным заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе. Четвертый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным. Между тем, Комиссия Якутского УФАС России не располагает сведениями о том, что не указание в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО каким-либо образом ограничило количество участников закупки. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" доказательства такого ограничения в материалы дела не представило.
Таким образом жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается частично обоснованной, в части не указания заказчиком/уполномоченным органом в извещении о проведении закупки требований к участникам закупки о наличии свидетельств СРО.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентируется статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 названной статьи в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что при заключении контракта заказчик не вправе вносить изменения в проект контракта в части касающейся условий обеспечения исполнения такого контракта.
Между тем пунктом 9.1 проекта муниципального контракта на строительство I этапа объекта "Комплексная компактная застройка зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС(Я) установлено следующее: "Принять к сведению, что генеральный подрядчик внес обеспечение исполнения контракта на сумму ______________________, что составляет 10% от начальной максимальной цены контракта. Документ, подтверждающий факт внесения обеспечения исполнения контракта, является приложением к настоящему Контракту".
При этом условие о применении антидемпинговых мер, в случае заключения контракта по цене на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в проекте муниципального контракта отсутствует.
В связи с вышеизложенным заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что единственное ценовое предложение, поступившее в ходе электронного аукциона, составляет 142 970 525,15 руб., таким образом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
Следовательно, допущенное заказчиком/уполномоченным органом нарушение, в части указания в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГлавСтрой" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство I этапа объекта "Комплексная компактная застройка зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС (Я) (извещение N 0316300092216000171) необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство I этапа объекта "Комплексная компактная застройка зон индивидуальной жилой застройки на 100 домов в микрорайоне "Кыталыктах" с. Антоновка Нюрбинского района РС (Я) (извещение N 0316300092216000171) частично обоснованной, в части не указания заказчиком/уполномоченным органом в извещении о проведении закупки требований к участникам закупки о наличии свидетельств СРО.
3. Признать муниципальное казенное учреждение "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченный орган муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) нарушившими пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку указанные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Игнатьев Ю.А.
Члены комиссии: Осипова Я.Д.
Мохначевская М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2016 г. N 06-532/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016