Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СтройПроект" на действия государственного заказчика - Красноярского филиала Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (капитальному ремонту) здания памятника истории и культуры начала XX века Епархиальное училище, г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37". Комплекс работ по укреплению проемов и замене заполнений оконных проемов" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.06.2016 поступила жалоба ООО "СтройПроект" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100020716000001.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Несмеянова Наталья Валерьевна (доверенность N 1 от 20.06.2016, удостоверение личности);
- представители заказчика Нестеров Денис Александрович и Нестерова Анна Вячеславовна (доверенность N 01/584 от 16.06.2016, удостоверения личностей).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению подателя жалобы, аукционная документация содержит неправомерные дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015.
Во-вторых, требование заказчика о необходимости наличия у участника закупки копии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство, по мнению подателя жалобы, ограничивает круг тех участников, имеющих свидетельство о допуске к определённым (необходимым для выполнения по контракту) работам, но не имеющим п. 33.3.
В-третьих, податель жалобы отмечает, что в плане-графике заказчиком было указано, что работы являются капитальным строительством, тогда как аукционная документация не содержит в себе сведений о том, что производимые работы являются капитальным ремонтом.
В-четвертых, срок оплаты выполненных работ, установленный проектом контракта, по мнению подателя жалобы, установлен с нарушением требований части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В-пятых, податель жалобы обращает внимание на обстоятельство того, что в проекте контракта в пунктах 7.10.4 - 7.10.6 заказчиком перечислены случаи для возможности расторжения контракта в одностороннем порядке, которые, по мнению подателя жалобы, не относятся к нарушениям условий контракта, следовательно, являются незаконными.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представители заказчика не согласились, ходатайствовали о признании жалобы необоснованной, т.к. в аукционной документации отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (капитальному ремонту) здания памятника истории и культуры начала XX века Епархиальное училище, г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37". Комплекс работ по укреплению проемов и замене заполнений оконных проемов (извещение о проведении электронного аукциона от 08.06.2016 N 0319100020716000001).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений пункта 2 раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации, Комиссия установила, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе "Техническое задание" документации об электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки).
Комиссия отмечает, что объектом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (капитальному ремонту) здания памятника истории и культуры начала XX века Епархиальное училище, г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37". Комплекс работ по укреплению проемов и замене заполнений оконных проемов. Исходя из сведений Описания объекта закупки и предмета контракта, подлежащего заключению по результатам проведения электронного аукциона, подрядчику необходимо выполнить работы по капитальному ремонту здания памятника истории и культуры начала XX века "Епархиальное училище", г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37, предусмотренные техническим заданием (указанное здание имеет категорию объекта культурного наследия регионального значения).
Анализ позиции размещенного в единой информационной системе плана-графика заказчика в отношении потребности в проведении электронного аукциона (позиция плана-графика N П44201603191000207001000016) показал Комиссии, что предметом контракта и подлежащей проведению закупки является капитальный ремонт здания - объекта культурного наследия по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 37
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что совокупность положений аукционной документации свидетельствует о наличии потребности у заказчика в выполнении работ по капитальному ремонту здания памятника истории и культуры начала XX века "Епархиальное училище", г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37, предусмотренных Описанием объекта закупки, что не противоречит сведениям плана-графика (позиция N П44201603191000207001000016) в отношении намерений заказчика по проведению определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение вышепоименованных работ. Следовательно, довод подателя жалобы о том, что сведения плана-графика противоречат положениям аукционной документации, признается Комиссией необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации (подпункт "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по заполнению заявки" пункта 4 раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе") к составу и содержанию заявки, подаваемой участником закупки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки участнику закупки необходимо представить следующий документ: копию действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Группа работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Исходя из вышеизложенного, учитывая то обстоятельство, что объектом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (капитальному ремонту) здания памятника истории и культуры начала XX века Епархиальное училище, г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37". Комплекс работ по укреплению проемов и замене заполнений оконных проемов, участнику закупки необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Формулировка требования заказчика о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки копии допуска СРО с пунктом 33.3. Жилищно-гражданское строительство, установленного заказчиком на основании вышеуказанных норм ГрК РФ и Приказа Минрегионразвития РФ с учетом специфики предмета контракта, предоставляет возможность участникам закупки однозначно определить соответствие предоставляемых видов работ, указанных в предлагаемых ими допусках СРО, с видом работ допуска СРО, который необходим заказчику.
Оценивая довод подателя жалобы о необоснованном включении заказчиком в аукционную документацию требования к участникам закупки о наличии допуска СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, Комиссия проанализировала нормы ГрК РФ и с учетом положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" пришла к выводу об отсутствии противоречий между оспариваемым требованием заказчика и положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчику предписано осуществлять закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, в том числе, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
При этом часть 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику право осуществления закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе, в том числе путем проведения электронного аукциона. При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации в постановлении от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что на основании пункта 1 Приложения N 1 к Постановлению N 99 заказчиком в подпункте "Дополнительные требования к участникам закупки (в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 99 от 4 февраля 2015 г.)" пункта 4 раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации были установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
1) Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 1227,4 тыс. руб.;
2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта оборудования, технических средств в объеме, установленном техническим заданием, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Установив вышеизложенные обстоятельства, приняв во внимание работы, являющиеся объектом закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что по общему правилу, изложенному в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, в случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации заказчику предписано осуществлять закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, при проведении которого согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе к участникам закупки наравне с едиными требованиями предъявляются дополнительные требования, предусмотренные пунктом 1 Приложения N 1 к Постановлению N 99. Вместе с этим, заказчик, воспользовавшись правом, предусмотренным частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, принял решение о проведении закупки на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (капитальному ремонту) здания памятника истории и культуры начала XX века Епархиальное училище, г. Красноярск, Центральный район, проспект Мира, 37", комплекс работ по укреплению проемов и замене заполнений оконных проемов, путем проведения электронного аукциона.
Следовательно, во исполнение требований части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчику надлежало не применять к участникам закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ, являющихся объектом закупки и определение подрядчика на выполнение которых в силу части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе подлежат осуществлению только путем проведения конкурса с ограниченным участием, дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в предъявлении к участникам электронного аукциона дополнительных требований, предусмотренных пунктом 1 Приложения N 1 к Постановлению N 99, которые подлежали установлению в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием на основании части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе с учетом работ, являющихся объектом закупки, не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, поскольку влекут ограничение количества участников закупки и противоречат требованиям части 6 статьи 31 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном установлении заказчиком дополнительных требований к участникам закупки на основании части 2 статьи 31 и Постановления N 99 признается Комиссией обоснованным.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт в обязательном порядке должен включать условия о сроках оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В результате изучения извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе, Комиссией было установлено, что в таком извещении было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Исследовав положения проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Комиссия установила, что в пункте 4.1 предусмотрен следующий порядок оплаты выполненных работ, являющихся предметом контракта: оплата работ производится поэтапно в соответствии с Локальной сметой (Приложение N 4) и Календарным планом (Приложение N 2), в течение 20 (двадцати) рабочих дней на основании следующих документов: акта приемки выполненных работ (унифицированная форма КС-2 утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100), подписанных Заказчиком, Подрядчиком, лицами, ответственными за осуществление авторского и технического надзора (в унифицированных формах КС-2, КС-3 указанные лица будут значится вместо графы "инвестор"), исполнительной документации (актов освидетельствования скрытых работ, иных документов, подготовленных в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. N 1128), выставленного счета, счета-фактуры.
Оплата работ по последнему этапу производится в течение двадцати (двадцати) рабочих дней после даты получения Заказчиком акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (Приложение N 5), подтверждающего приемку работ по сохранению объекта культурного наследия, со всеми прилагаемыми к нему документами, выставленного счета, счета-фактуры, а также положительного экспертного заключения, подтверждающего соответствие предоставленных Подрядчиком результатов работ условиям настоящего контракта.
Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика относительно того, что 20 (двадцати) рабочим дням, с учетом их соответствия 4 (четырем) календарным неделям, соответствует значение 28 (двадцать восемь) календарных дней. Вместе с этим необходимо учитывать то обстоятельство, что работы по контракту подлежат выполнению до 30.11.2016 (пункт 3.2 проекта контракта), следовательно, в возможный период оплаты работ по контракту попадает один государственный праздник - 4 ноября, с учетом которого 20 (двадцати) рабочим дням будет соответствовать значение 29 (двадцать девять) календарных дней.
На основании вышеуказанных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, связанные с установлением рассмотренного выше срока оплаты выполненных работ по контракту, не вступают в противоречие с требованиями части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Основания изменения и расторжения договора, изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств предусмотрены статьями 450-451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав раздел 7 проекта контракта, Комиссия установила следующий порядок изменения и расторжения такого контракта, предусмотренный заказчиком:
7.3. Настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения настоящего контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- судом по требованию одной из Сторон при существенном нарушении условий контракта одной из Сторон или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нарушение условий настоящего контракта признается существенным, когда одна из его Сторон допустила действие (или бездействие), которое влечет для другой Стороны такой ущерб, что дальнейшее действие настоящего контракта теряет смысл, поскольку эта Сторона в значительной мере лишается того, на что рассчитывала при заключении контракта.
7.10. Заказчик вправе обратиться в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении настоящего контракта в следующих случаях:
7.10.1. При существенном нарушении условий контракта Подрядчиком.
7.10.2. Нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ в соответствии с Календарным планом (Приложение N 2) более чем на 10 (десять) рабочих дней.
7.10.3. Установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Подрядчиком на этапе размещения заказа.
7.10.4. Установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
7.10.5. Установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7.10.6. Наличия у Подрядчика задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Подрядчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Подрядчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.10.7. Если Подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание их выполнения к сроку, установленному настоящим контрактом, становится явно невозможным.
7.10.8. Неисполнения Подрядчиком требования Заказчика в установленный срок устранить недостатки выполняемых работ, выявленных Заказчиком во время выполнения работ, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предъявления такого требования.
7.10.9. Неисполнения Подрядчиком требования Заказчика устранить недостатки выполненных работ в срок, установленный в акте с перечнем выявленных недостатков.
7.10.10. Если результаты выполненных работ имеют существенные или неустранимые недостатки, которые невозможно устранить в установленный Заказчиком срок.
7.10.11. Не предоставления Подрядчиком по итогам выполнения работ в соответствующем отчетном периоде отчетных документов, предусмотренных календарным планом настоящего контракта.
Комиссия отмечает, что, исходя из формулировок, использованных заказчиком при установлении случаев, перечисленных в пункте 7.10 проекта контракта, заказчик вправе обратиться в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении такого контракта в предусмотренных рассматриваемым пунктом случаях, что не свидетельствует о безусловном характере совершения таких действий заказчиком и не свидетельствует о том, что случаи, предусмотренные подпунктами 7.10.4 - 7.10.6 проекта контракта, безусловно послужат основанием для расторжения контракта в судебном порядке.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика не нарушают требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПроект" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 2.1 статьи 56, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "СтройПроект" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 июня 2016 г. N 896
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016