Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КМ-Ачинск" (далее - ООО "КМ-Ачинск") на действия муниципального заказчика - Администрации Козульского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Чернореченская средняя общеобразовательная школа N 1"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 17.06.2016 поступила жалоба ООО "КМ-Ачинск" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300009316000065.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенное уведомлением о принятии жалобы N 927 (исх. N 9633 от 20.06.2016) на 23.06.2016, надлежащим образом уведомленные податель жалобы и заказчик не обеспечили. Заказчик направил в адрес Красноярского УФАС России письменные пояснения по жалобе, в которых просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в Части III "Техническое задание" аукционной документации к товару "Мастика битумная кровельная горячая" предъявлены требования, которые являются избыточными для данного товара, не влияют на его функциональность и потребительские свойства, не обусловлены объективной потребностью заказчика, при описании материала установлены нестандартные показатели. Податель жалобы считает, что данные требования предъявлены заказчиком в целях ограничения конкуренции.
Во-вторых, аукционной документацией срок окончания подачи заявок установлен на выходной день в нарушение статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По мнению подателя жалобы, указанные нарушения законодательства Российской Федерации ущемляют его права и законные интересы как участника закупки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы до начала заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик представил письменные пояснения, в которых не согласился с выводами подателя жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Чернореченская средняя общеобразовательная школа N 1".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 7 Части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в Техническом задании, Локальном сметном расчете.
Изучив содержание Части III "Техническое задание" аукционной документации, Комиссия установила, что заказчиком было предъявлено требование о том, что участник закупки должен предложить товары (материалы и конструкции), соответствующие требованиям аукционной документации. Также заказчиком указано, что товары и материалы должны соответствовать нормативным документам и ГОСТам.
В отношении товара "Мастика битумная кровельная горячая" Комиссией выявлено предъявление заказчиком следующих требований согласно Части III "Техническое задание" аукционной документации:
N п/п |
Наименование товара и значения показателей, использумых для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ |
13 |
Мастика битумная кровельная горячая. На срезе мастики площадью 50 см2 не должно быть непропитанных частиц наполнителя и гербицида размером более 0,4 мм в количестве более чем 4. Норма гибкости для мастики при температуре (18 |
Среди нормативных документов и ГОСТов, указанных в Части III "Техническое задание" аукционной документации, также имеется ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия".
Таким образом, товар "Мастика битумная кровельная горячая", предлагаемый участниками закупки к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, должен соответствовать ГОСТ 2889-80.
Комиссией установлено, что в ГОСТе 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия" имеются ссылки на следующие ГОСТы: ГОСТ 9548-74, ГОСТ 21235-75, ГОСТ 15123-78. Заказчиком в описание требований к Мастике битумной кровельной горячей включены характеристики в соответствии с ГОСТ 2889-80 и указанными ссылочными ГОСТ 9548-74, ГОСТ 21235-75, ГОСТ 15123-78.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. Заказчик при необходимости формирует функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, исходя из своей потребности.
В Части III "Техническое задание" аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товаров, а также максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей товаров, позволяющие определить соответствие товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком использованы стандартные показатели товаров в соответствии с действующими нормативными документами.
Таким образом, положения аукционной документации, в том числе описание объекта закупки, позволяют участникам закупки определить потребность заказчика и подготовить заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с установленными заказчиком требованиями, и не влекут ограничение числа участников закупки.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что рассматриваемые выше действия заказчика при описании объекта закупки создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Согласно статье 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В извещении о проведении закупки, размещенном уполномоченным органом на сайте http://zakupki.gov.ru, указано: дата и время окончания подачи заявок - 18.06.2016 09:00. Дата 18.06.2016 выпадает на выходной день недели субботу.
Учитывая, что часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе предусматривает изменение срока окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в сторону увеличения, у заказчика имелась возможность соблюсти требования статьи 193 ГК РФ и установить дату окончания подачи заявок на ближайший рабочий день.
Исходя из смысла нормы части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях, в том числе, ГК РФ, документация о закупке должна соответствовать положениям ГК РФ.
Таким образом, дата окончания срока подачи заявок в извещении о проведении закупки, размещенном заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru, установлена заказчиком в нарушение требований части 2 статьи 63, части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, статьи 193 ГК РФ.
Комиссия отмечает, что извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе 09.06.2016 в 9:27. Таким образом, у участников закупки фактически имелось 8 календарных дней для подготовки заявок на участие в электронном аукционе, то есть большее количество, чем предусмотренное частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Заказчик в своих пояснениях отметил, что доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников закупки время, в том числе в выходные (праздничные) дни, в связи с чем у участников закупки имеется возможность подать заявку на участие в электронном аукционе.
Следовательно, в рассматриваемом случае права и законные интересы участников закупки не нарушены действиями заказчика.
Одновременно с вышеизложенным Комиссией были приняты во внимание сведения, поступившие от заказчика в письменном виде, о том, что на участие в электронном аукционе было подано 5 (пять) заявок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "КМ-Ачинск" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, статьи 193 ГК РФ.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 июня 2016 г. N 10018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2016