Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоВодаКанализация" (далее - ООО "ТВК") на действия муниципального заказчика - Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Ирбейская средняя общеобразовательная школа N 1" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Администрации Ирбейского района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт спортивного зала в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении "Ирбейская средняя общеобразовательная школа N 1"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 21.06.2016 поступила жалоба ООО "ТВК" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300038016000044.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Кадач Ирина Геннадьевна (доверенность б/н от 05.04.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика и уполномоченного органа Гриньков Александр Петрович (доверенности N 604 от 24.06.2016 и N 2435 от 24.06.2016, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом было допущено следующее нарушение положений Закона о контрактной системе.
В составе требований аукционной документации отсутствует требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копий документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не указано что участник закупки должен обладать лицензией на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, на монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Вышеуказанные работы входят в состав работ, являющихся объектом закупки.
Данное требование устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика и уполномоченного органа не согласился, ходатайствовал о признании жалобы необоснованной, т.к. в аукционной документации отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала заказчика (извещение о проведении электронного аукциона от 16.06.2016 N 0119300038016000044).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений разделов 3 и 15 аукционной документации, Комиссия установила, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе Приложении N 1 к аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Из позиций 46 - 58 пункта 3 Описания объекта закупки следует, что в объем работ, являющихся объектом закупки, входят следующие работы с использованием материалов:
46 |
Приборы ПС приемно-контрольные, пусковые, концентратор блок базовый на 10 лучей |
47 |
Блок сигнально-пусковой С-2000-СП (1510/1,18/4,08=313,64 р.) |
48 |
Устройство оптико-(фото)электрическое, блок питания и контроля |
49 |
Аккумулятор кислотный стационарный, тип С-1, СК-1 |
50 |
Аккумуляторная батарея 12В/17Ач |
51 |
Извещатель ПС автоматический дымовой, фотоэлектрический, радиоизотопный, световой в нормальном исполнении |
52 |
Конструкция для установки извещателя |
53 |
Крепления потолочное КМЧ4 (461/1,18/4,08=95,75р.) |
54 |
Резистор С2-33Н (251/1,18/4,18=51р.) |
55 |
Кабель-канал ПВХ 16х16 (14/1,18/4,08=2,9 р.) |
56 |
Провод в коробах, сечением до 6 мм2 |
57 |
Кабель КПСВВнг-LS1*2*0.5 (14,1/1,18/4,08=2,92р.) |
58 |
Световые настенные указатели |
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в состав работ, являющихся объектом закупки, заказчиком и уполномоченным органом включены работы по монтажу систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, работы по монтажу первичных средств пожаротушения. Доказательств обратного в адрес Комиссии со стороны заказчика и уполномоченного органа к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представлено не было.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации (раздел 13 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе") к участникам закупки, Комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком и уполномоченным органом были установлены единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки), в аукционной документации установлено в качестве единого требования предоставление документов или их копии, выданных саморегулируемой организацией, подтверждающих наличие допусков, позволяющих выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других лиц.
Вместе с этим, в разделе 16 аукционной документации, регламентирующем требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, заказчиком и уполномоченным органом не было установлено требования к участникам закупки о необходимости предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием на вид из группы работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Группа работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Исходя из вышеизложенного, учитывая то обстоятельство, что объектом закупки является выполнение работ по капительному ремонту спортивного зала заказчика, участнику закупки необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид из группы работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что при отсутствии в аукционной документации указания заказчиком и уполномоченным органом вида (видов) работ, на который (которые) участники закупки должны предоставить допуски СРО, участники закупки вводятся в заблуждение, так как при формировании заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, должны самостоятельно определять вид (виды) работ, требующий (требующие) допуска СРО, в связи с чем они не имеют возможности определить соответствие представляемого (предоставляемых) вида (видов) работ, указанного (указанных) в предлагаемых ими допусках СРО, с видом (видами) работ допуска СРО, который (которые) необходим (необходимы) заказчику, уполномоченному органу.
Таким образом, в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации требования о необходимости предоставления участнику закупки в составе второй части заявки допуска СРО на вид из группы работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а также нормами ГрК РФ, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Виды деятельности по монтажу систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, работы по монтажу первичных средств пожаротушения, включенных в состав деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, подлежат лицензированию в соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Пунктом 1.3 проекта контракта предусмотрено выполнение работ из материалов подрядчика, оборудования, его силами и средствами. Следовательно, заказчик и уполномоченный орган, при условии отсутствия в аукционной документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе допуска СРО на вид из группы работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), не допускает возможности привлечения подрядчиком, который одержал победу в электронном аукционе, субподрядных организаций к выполнению работ, являющихся объектом закупки.
Исходя из вышеизложенного, при условии заказчика, уполномоченного органа о личном выполнении работ, являющихся объектом закупки, участнику закупки во исполнение требований пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе необходимо в составе второй части заявки представить лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с соответствующими лицензируемыми видами работ, включенных в Описание объекта закупки.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что при отсутствии в аукционной документации указания заказчиком, уполномоченным органом вида (видов) работ, на который (которые) участнику закупки необходимо представить вышеуказанную лицензию, участники закупки вводятся в заблуждение, так как при формировании заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, должны самостоятельно определять вид (виды) работ, который (которые) должен (должны) присутствовать в рассматриваемой лицензии, в связи с чем они не имеют возможности определить соответствие предоставляемого (предоставляемых) ими вида (видов) работ, указанного (указанных) в предлагаемой лицензии, с видом (видами) работ, который (которые) необходим (необходимы) заказчику, уполномоченному органу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации требования о необходимости предоставления участником закупки в составе второй части заявки лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с соответствующим описанию объекта закупки видом деятельности, предусмотренной подпунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, являются нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, учитывая требование о выполнении работ подрядчиком собственными силами и отсутствие в аукционной документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе допуска СРО на вид из группы работ, предусмотренных пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТеплоВодаКанализация" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ТеплоВодаКанализация" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июня 2016 г. N 948
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016