Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "БИК" на действия заказчика - Администрации закрытого административно-территориального образования города Зеленогорска при проведении открытого конкурса на "Услуги по официальному опубликованию муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления г. Зеленогорска, подлежащей обязательному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации Красноярского края и муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска", закупка N 0819300038016000076 (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "БИК" на действия заказчика - Администрации закрытого административно-территориального образования города Зеленогорска при проведении открытого конкурса на "Услуги по официальному опубликованию муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления г. Зеленогорска, подлежащей обязательному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации Красноярского края и муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска", закупка N 0819300038016000076.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа и заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 24.06.2016 в 10 часов 30 минут (время местное), присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Глазунова Ксения Александровна (доверенность б/н от 01.02.2016, удостоверение личности);
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание податель жалобы не обеспечил.
Из существа жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно установлено в документации к конкурсу требование о наличии свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", требование о предоставлении в составе заявки на участие копии свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ").
По мнению подателя жалобы, вышеуказанное требование незаконно, поскольку оказание услуг, являющихся предметом конкурса, в соответствии с Законом о СМИ можно также осуществлять на основании договора, в соответствии с которым учредитель СМИ предоставляет участнику закупки права на осуществление функций редакции и право на распространение издания.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения уполномоченного органа, из которых следует, что уполномоченный орган не согласен с доводом подателя жалобы о неправомерности требования копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, поскольку:
"В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации.
Таким образом, участник закупки должен иметь оформленное в установленной форме законом свидетельство о регистрации средства массовой информации.
Также в статье 17 Закона о СМИ установлено, что права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения.
Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.
Податель жалобы сообщает, что он (ООО "БИК") не зарегистрирован в качестве средства массовой информации и не имеет свидетельства о средстве массовой информации, в тоже время осуществляет издательскую деятельность на основании договора. По указанному договору учредитель (Непомнящий А.В.) передает издателю(ООО "БИК") права на издание продукции средства массовой информации - "Сегодняшняя газета - Зеленогорск" (свидетельство ПИ N ТУ 24 - 00102).
Указанный подателем жалобы договор распространяется на отношения учредителя и издателя. Свидетельства о средстве массовой информации по указанному договору не может быть передано другой стороне.
Кроме этого, условиями контракта (пункт 3.3.2. проекта контракта) установлено, что исполнитель обязуется оказать услуги лично, не передавать обязанности по оказанию услуг по контракту третьим лицам. Таким образом, ООО "БИК" не может выступать в качестве участника закупки, поскольку не является не учредителем СМИ и не редакцией СМИ, права и обязанности которых в соответствии со ст.17 Закона о СМИ возникают с момента регистрации средства массовой информации, а является лишь издателем. В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Таким образом, податель жалобы в своей жалобе указал, что он является лишь издателем (обеспечивает материально-техническое обеспечение производства продукции) и не является средством массовой информации в соответствии с Законом о СМИ, и соответственно не может оказать услуги в соответствии с пунктом 3.3.2. проекта контракта лично.
Кроме этого, сообщаем, что СМИ "Сегодняшняя газета - Зеленогорск", имеющего свидетельство ПИ N ТУ 24 - 00102, возможно принять самостоятельно участие в закупке и оказать услуги в соответствии с пунктом 3.3.2. проекта контракта лично".
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее:
Уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры открытого конкурса.
Предметом проводимой закупки является оказание услуг по официальному опубликованию муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления г. Зеленогорска, подлежащей обязательному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации Красноярского края и муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска", закупка N 0819300038016000076.
Согласно описанию объекта закупки потребность заказчика является оказание услуг по официальному опубликованию муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления г. Зеленогорска, подлежащей обязательному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации Красноярского края и муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска.
Отношения, связанные, в том числе, с поиском, получением, производством и распространением массовой информации, учреждением средств массовой информации, владением, пользованием и распоряжением ими регулируются Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Законом о СМИ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона при осуществлении закупки, заказчик в конкурсной документации, устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона. |
Наличие свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Предоставляется копия свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". |
В соответствии со ст. 49 ГК РФ "В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ".
На основании статьи 8 Закона о СМИ "Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом". По результатам регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации.
Законом о СМИ установлены статус и полномочия учредителя, редакции и издателя. При этом:
- в соответствии со ст. 18 Закона о СМИ, учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции и может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей.
- в соответствии со ст. 19 Закона о СМИ редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
- в соответствии со ст. 21 Закона о СМИ издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
На основании статьи 17 Закона о СМИ права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные Законом о СМИ, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения. При этом, на основании ст.ст. 17, 22 Закона о СМИ, учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности и могут заключать договоры между собой, а также с распространителем.
Таким образом, Закон о СМИ допускает возможность совмещения и разделения прав и обязанностей учредителя, редакции, издателя, распространителя на договорной основе между указанными лицами.
Приложением к жалобе, поданной ООО "БИК" является договор, заключенный между учредителем СМИ "Сегодняшняя Газета - Зеленогорск" (свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ТУ 24-00102) и ООО "БИК" на основании которого учредитель СМИ "Сегодняшняя Газета - Зеленогорск" передает ООО "БИК" права на осуществление функций редакции СМИ "Сегодняшняя Газета - Зеленогорск" (производство и выпуск газеты).
Проанализировав представленные уполномоченным органом и подателем жалобы документы и обозначенные выше нормы законодательства, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что оказание услуг, являющихся предметом закупки, возможно не только при наличии у участника закупки свидетельства о регистрации СМИ, где участник закупки выступает в качестве учредителя, а также на основании договора между участником закупки и учредителем СМИ, имеющим свидетельство о регистрации такого СМИ, в соответствии с которым участник закупки имеет законные права на производство и выпуск такого СМИ.
Таким образом, при формировании требования о наличии свидетельства о регистрации средства массовой информации и о предоставлении копии такого свидетельства в составе заявки на участие в конкурсе, заказчиком и уполномоченным органом не учтено то обстоятельство, что деятельность по оказанию услуг, являющихся объектом данной закупки, в силу норм Закона о СМИ, может осуществляться не только участником закупки, непосредственно получившим свидетельство о регистрации средства массовой информации - учредителем средства массовой информации, но и лицом, которому переданы права на использование издания, в том числе, на основании договора, предусмотренного статьями 17 и 22 Закона о СМИ. Ввиду чего, в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, надлежит считать: соответствующий договор, заключенный между учредителем СМИ и участником, свидетельство о регистрации СМИ, полученное, в установленном Законом о СМИ порядке, учредителем такого СМИ.
Следовательно, установив подобным образом требования к участникам закупки, заказчик и уполномоченный орган совершили действия по установлению требования, влекущего за собой ограничение количества участников закупки, осуществляющих свою хозяйствующую деятельность в области оказания услуг, являющихся объектом закупки, на основании договоров, предусмотренных статьями 17 и 22 Закона о СМИ, в том числе указанные действия заказчика и уполномоченного органа ограничили право подателя жалобы на участие в конкурсе, чем нарушили требования пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что действие участника закупки на основании права на производство и выпуск СМИ, возникшего в силу договора на передачу такого права с учредителем СМИ само по себе не противоречит условию контракта, заключаемого с победителем закупки - оказать услуги лично, не передавать обязанности по оказанию услуг по контракту третьим лицам (пункт 3.3.2. проекта контракта).
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИК" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "БИК" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о принятии мер административного реагирования в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июня 2016 г. N 943
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016