Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Молодежь-ТВ" (далее - ООО "Молодежь-ТВ") на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) и государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Центр развития семейных форм воспитания" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 2951/16 "Оказание услуг по созданию и размещению видеопродукции в эфире телевизионного канала" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 22.06.2015 поступила жалоба ООО "Молодежь-ТВ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116003031.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа - Дмитриенко Юлия Викторовна (доверенность N 7 от 12.01.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Федоренко Галина Юрьевна (доверенность от 28.06.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании конкурсной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В жалобе указано, что согласно пункту 1 Приложения 1 к информационной карте электронного аукциона исполнитель оказывает услуги по созданию и размещению видеопродукции в эфире телевизионного канала, осуществляющего наземное эфирное вещание на территории города Красноярска, а также исполнитель может охватывать иные территории на свое усмотрение.
В силу абзаца 3 статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
Таким образом, податель жалобы считает, что аукционная документация содержит необоснованное ограничение по среде вещания телеканалов.
По мнению подателя жалобы, в аукционной документации преимущество отдается только одному способу передачи телевизионного сигнала, без учета особенностей трансляции и охвата населения.
На вышеизложенные доводы подателя жалобы уполномоченным органом были представлены в письменном виде мотивированные возражения, из содержания которых следует, что установленные заказчиком требования к услугам обусловлены реальными потребностями заказчика с учетом специфики предмета контракта, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика (а заказчик не имеет возможности) в документации при описании объекта закупки на оказание услуг устанавливать требования к оказываемым услугам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа. Уполномоченный орган отметил, что требования, установленные заказчиком в аукционной документации, не привели к ограничению количества участников закупки, что подтверждается наличием 5 (пяти) поданных заявок на участие в электронном аукционе. На основании вышеизложенного уполномоченный орган просил признать жалобу необоснованной.
От заказчика поступили письменные пояснения, в которых он не согласился с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку считает в полном объеме жалобу необоснованной, поскольку с его стороны при составлении аукционной документации обязательные нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд были соблюдены.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению исполнителя путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по созданию и размещению видеопродукции в эфире телевизионного канала.
Комиссия отмечает, что заказчиком был выбран конкурентный способ определения исполнителя, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (части 2 и 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику необходимо, если это возможно, использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком в Приложении 1 к Информационной карте электронного аукциона.
Из содержания пункта 1 Приложения 1 к Информационной карте электронного аукциона следует, что в рамках настоящего аукциона исполнитель обязуется лично и (или) привлеченными к исполнению своих обязательств по контракту третьими лицами в сроки, предусмотренные контрактом, оказать услуги по созданию и размещению видеопродукции в эфире телевизионного канала, осуществляющего наземное эфирное вещание на территории города Красноярска, а также может охватывать иные территории на усмотрение исполнителя
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
В описании объекта закупки заказчиком, помимо прочего, указаны в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе технические характеристики объекта закупки, показателем которых является "среда вещания". При этом указание значения "наземное эфирное вещание" в соответствии с требованием части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе является значением показателя "среда вещания", которое не может изменяться.
Комиссией принято во внимание то, что при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик объекта закупки, в соответствии законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 N 1700-р.
В статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.
В соответствии с Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 N 1700-р, под телевизионным каналом понимается электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и (или) иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения. При этом эфирная телерадиотрансляция - трансляция (то есть передача сигнала телевизионного канала, радиоканала, теле- или радиопрограммы (аудио- и аудиовизуальных произведений, сообщений и материалов) для непосредственного приема пользователями, в том числе абонентами), осуществляемая с использованием средств, предназначенных для передачи и (или) приема радиоволн (радиоэлектронные средства).
Законом о контрактной системе заказчику не запрещено при формировании аукционной документации, в том числе описания объекта закупки в соответствии с имеющейся у него потребностью, формулировать в ее содержании термины и давать им определения с учетом требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которые используются заказчиком при изложении им положений конкурсной документации, с целью исключения двусмысленного толкования того или иного термина, используемого в положениях такой документации, со стороны участников закупки.
Статьей 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установлено требование о том, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из материалов, представленных заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, Комиссией установлено, что на этапе планирования проведения электронного аукциона на оказание услуг, являющихся объектом закупки, заказчиком были осуществлены действия по направлению запроса (исх. N 35 от 16.03.2016) о предоставлении коммерческих предложений на оказание услуг по созданию и размещению видеопродукции в эфире телевизионного канала.
На основании предоставленных ответов на вышеуказанный запрос заказчика установлен перечень телеканалов, осуществляющих в г. Красноярске наземное эфирное вещание: ООО "Инком-Медиа", ООО "ВК "Телесфера", ООО "ТРК Прима-ТВ", ООО РА "Юджет".
Следовательно, установление при описании объекта закупки требований к показателю "среда вещания" с неизменным значением указанного показателя - "наземное эфирное вещание", в соответствии с положениями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в силу вышеизложенных обстоятельств обеспечивают возможность конкуренции, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что подателем жалобы к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные действия заказчика, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Вместе с тем, Комиссией были приняты во внимание нижеследующие пояснения заказчика.
На территории г. Красноярска, существует функционирующий рынок телевизионных каналов, возможности, трансляции которых позволяют осуществлять наземное эфирное вещание, а, следовательно, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заказчиком при осуществлении закупки обеспечена конкуренция в значении понятия, которое приведено в пункте 7 статьи 4 данного закона, а именно обеспечена возможность соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Услуги кабельного телевидения представляют собой услуги связи по приему кабельным оператором посредством использования оборудования сети кабельного телевидения сигналов телевизионных программ, других сообщений электросвязи, их передаче по кабельным линиям связи и доставке непосредственно до абонента кабельного телевидения (услуги по ретрансляции телепрограмм). Операторы кабельной сети предоставляют услуги связи для целей кабельного вещания на основании договоров о возмездном оказании услуг, заключенных между указанными операторами и пользователями информации в соответствии с тарифами, определенными указанными операторами. При таких обстоятельствах лица, уровень доходов которых не позволяет осуществить приобретение данных услуг, не смогут получить информацию о деятельности заказчика в случае, если вещание будет осуществлено посредством кабельного телевидения.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по установлению в описании объекта закупки требования о необходимости создания и размещения видеопродукции в эфире телевизионного канала, осуществляющего наземное эфирное вещание на территории города Красноярска, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Молодежь-ТВ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2016 г. N 10347
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2016