Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА N 20/16 "Поставка расходных материалов для морфологических исследований для нужд КГБУЗ "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" в 2016 г., за счет средств краевого бюджета" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 28.06.2016 поступила жалоба ООО "Медтехника" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200036116000031.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Хоржевский Владимир Алексеевич (доверенность N 1 от 01.06.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В техническом задании, в качестве объекта закупки указаны, в том числе "Термотрансферная лента" и "Стекла покровные (упак)" (позиции 1 и 2 ). По сведениям подателя жалобы, на данный товар регистрационное удостоверение имеется только у компании ООО "ЭргоПродакшн", которая, как и компания ООО "Танартис", является производственным подразделением компании ООО "БиоВитрум", а соответственно представляют собой единый холдинг или единую группу компаний.
В позиции 3 технического задания заказчик требует к поставке среду для заключения, которая является прозрачным монтирующим средством, которое должно быть совместимо с автоматом для заключения под покровное стекло ClearVue фирмы ThermoFisherScientific, имеющимся у заказчика. По мнению подателя жалобы, под указанные характеристики подходит продукция единственного производителя - компании ThermoFisherScientific, единственным дистрибьютором которой в России является ООО "БиоВитрум".
Податель жалобы отмечает, что остальные позиции лота производятся широким кругом производителей. Следовательно, включение в состав одного лота товаров производимых широким кругом компаний и в то же время выставление требования о наличии регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого заказчику товара. Участником электронного аукциона может быть в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом электронный аукцион проводится на поставку товаров, а не на их производство с последующей поставкой.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для морфологических исследований для нужд заказчика в 2016 г., за счет средств краевого бюджета (извещение о проведении электронного аукциона от 21.06.2016 N0319200036116000031).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пунктов 1.7 и 2.4 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N1 к информационной карте (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссией было установлено, что заказчику необходима поставка следующих расходных материалов для морфологических исследований: Термотрансферная лента (позиция 1), Стекла покровные (упак) (позиция 2), Среда для заключения (позиция 3), Микротомные лезвия MX35 Ultra (или эквивалент) (позиция 4), Микротомные лезвия MB35 Premier (или эквивалент) (позиция 5), Микротомные лезвия MX35 Premier (или эквивалент) (позиция 6), Лезвия микротомные MB22 Premier (или эквивалент) (позиция 7).
К позиции 1 заказчиком предъявлены следующие показатели функциональных, технических и качественных характеристик термотрансферной ленты: лента должна быть совместима с прибором для печати штрих-кодов на предметных стеклах SlideMate фирмы Thermo Fisher Scientific, имеющимся у заказчика. Покрытие пленки должно быть металлизированное. Длина пленки должна быть не менее 20 м.
В позиции 2 заказчиком указаны следующие показатели функциональных, технических и качественных характеристик стекол покровных (упак): стекла покровные со специальным антистатическим покрытием, должны быть упакованы в специальный пластиковый контейнер для установки в автомат для заключения под покровное стекло ClearVue фирмы Thermo Fisher Scientific, имеющимся у заказчика. Контейнер не предназначен для ручного заполнения покровными стеклами. Стекла должны быть изготовлены из боросиликатного стекла первого класса гидролитической устойчивости. Высокая однородность: стёкла должна не допускать искажений при микроскопическом исследовании препаратов и исключать образование пузырьков (блистеров) и трещин. Стекла должны иметь высокие оптические свойства. Должны быть предназначены для предохранения микропреларатов от пыли и механических повреждений при микроскопировании в видимой области спектра. Покровные стекла должны не корродировать и храниться годами, не теряя своих качеств, отвечая всем стандартным требованиям, предъявляемым к покровным стеклам. Размер стекол 24x50 мм, толщина 0,13-0,16мм. Упаковка: пластиковый контейнер, содержащий не менее1000 стекол.
К позиции 3 заказчиком установлены следующие показатели функциональных, технических и качественных характеристик среды для заключения: основанное на ксилоле прозрачное монтирующее средство должно быть совместимо с автоматом для заключения под покровное стекло ClearVue фирмы Thermo Fisher Scientific, имеющимся у заказчика. Должен содержать антиоксидант, предотвращающий обесцвечивание образца, растворяется в ксилоле и толуоле. Коэффициент рефракции 1,495+/-0,005. Упаковка состоит из 4 пластиковых флаконов объемом не менее 500 мл каждый.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного проведения морфологических исследований, в том числе, посредством использования товаров, являющихся объектом закупки.
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что товары, требуемые заказчику к поставке, используются в комплексе, имеют технологическую и функциональную связь, обусловленную достижением одной цели - проведение качественных морфологических исследований.
Заказчик также пояснил, что автомат для заключения под покровное стекло ClearVue фирмы Thermo Fisher Scientific установлен у заказчика. Согласно инструкции по эксплуатации к указанному оборудованию, используемому заказчиком, для осуществления качественных исследований необходимо применять оригинальные расходные материалы, в том числе среды для заключения, т.к. использование неоригинальных расходных материалов влечет за собой снижение эксплуатационных качеств.
Из Приложения N 2 к аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости товаров, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложения, содержащие ценовые предложения поставки товаров, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки.
Факты предоставления в адрес заказчика 3 (тремя) хозяйствующими субъектами, среди которых отсутствуют ООО "Танартис", ООО "БиоВитрум", ООО "ЭргоПродакшн", коммерческих предложений поставки товаров, соответствующих характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, свидетельствуют о том, что у указанных хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе в области поставки товаров, являющихся объектом закупки, отсутствуют затруднения в поставке таких товаров, предусмотренных как позициями 1 - 3 Описания объекта закупки, так и позициями 4 - 7 Описания объекта закупки.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка расходных материалов для морфологических исследований, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком товаров, как перечисленных в позициях 4 - 7, так и товаров, предусмотренных позициями 1 - 3 Описания объекта закупки, может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров.
Довод подателя жалобы о том, что на товар, указанный в позициях 1 и 2 Описания объекта закупки, регистрационное удостоверение имеется только у компании ООО "ЭргоПродакшн", которая, как и компания ООО "Танартис", является производственным подразделением компании ООО "БиоВитрум", а соответственно представляют собой единый холдинг или единую группу компаний, отклоняется Комиссией на основании того, что на участие в электронном аукционе была подана заявка ООО "ОПТЭК", анализ которой Комиссии показал, что у указанного участника закупки не возникло затруднений в предоставлении в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений на товар, предложенный им к поставке в первой части заявки, характеристики которого соответствуют требованиям аукционной документации, в том числе изложенным в позициях 1 и 2 Описания объекта закупки.
Требование заказчика о необходимости предоставления в составе второй части заявки в качестве документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрационных удостоверений обусловлено требованиями статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Медтехника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 июля 2016 г. N 1003
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016