Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "ФК Сатиком" и ООО "Милениум" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА 77/16 "Поставка лекарственного препарата: Имипенем+Циластатин для лечения больных детей онко-гематологического профиля для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 30.06.2016 и 04.07.2016 поступили жалобы ООО "ФК Сатиком" и ООО "Милениум" (далее - податели жалоб) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200040916000085.
Существо жалоб: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, заказчика, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, назначенном на 06.07.2016 в 11 часов 50 минут (время местное), присутствовали представители заказчика Куликова Лариса Ивановна (доверенность N 36 от 07.04.2016, удостоверение личности) и Малахова Надежда Андреевна (доверенность N 30 от 01.03.2016, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии податели жалоб не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению подателей жалоб, допущенные заказчиком в описании объекта закупки указания на конкретную лекарственную форму - порошок для приготовления раствора для инфузий, дозировку, количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата, формы выпуска, наличия стерильных дисков на определение чувствительности влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На вышеуказанные доводы подателей жалоб заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого заказчику товара. Участником электронного аукциона может быть в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом электронный аукцион проводится на поставку товаров, а не на их производство с последующей поставкой.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателей жалоб являются необоснованными.
В связи с необходимостью проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении жалоб до 07.07.2016 до 17 часов 45 минут (время местное).
После окончания объявленного перерыва, явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии податели жалоб и заказчик не обеспечили, со стороны заказчика поступило ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата: Имипенем+Циластатин для лечения больных детей онко-гематологического профиля для нужд заказчика субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пунктов 1.7 и 2.4 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N2 (Описание объекта закупки) (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссией было установлено, что заказчику необходима поставка лекарственного препарата, имеющего следующие характеристики:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Имипенем+Циластатин |
Порошок для приготовления раствора для инфузий. пор.д/приг.р-ра д/инфуз. 500 мг+500 мг фл. 20мл N10, уп. ДВ: стерильный имипенем (эквивалент безводного тиенамицинаформамида моногидрата) - 500 мг и стерильный циластин натрия (эквивалент безводной кислоты) - 500 мг. Согласно инструкции по медицинскому применению препарата показания к использованию в монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций. Отсутствие в составе посторонних примесей: ацетона, метилового спирта и любых других неизвестных примесей, подтвержденных сертификатом качества. Наличие стерильных дисков на определение чувствительности; 10мкг - содержание имипенема в диске N 50шт[х4картриджа]. |
упаковка |
150 |
В Описании объекта закупки Комиссией было установлено отсутствие требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя лекарственного средства, являющегося объектом закупки.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, а именно: указание лекарственной формы, дозировки, количества единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, количества упаковок лекарственного препарата, формы выпуска, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что товар, требуемый заказчику к поставке, закупается исключительно как препарат резервной группы для конкретных категорий тяжелых больных. Потребность в указанном лекарственном препарате с определенными характеристиками продиктована требованиями к качеству и эффективности лечения пациентов детского возраста, страдающих онкологическими заболеваниями различного патогенеза. Лечение больных проводится по утвержденным Министерством здравоохранения РФ протоколам лечения, в которых конкретно указаны требования к терапевтическим качествам лекарственного препарата, а именно: требования к его химическому составу. При лечении больного онко-гематологического профиля проводится массивная терапия цитостатиками и поэтому применение не исследованных на данной группе больных антибактериальных препаратов может привести к необратимым побочным эффектам, что может повлечь летальный исход. Заказчик не имеет права рисковать жизнью детей и использовать в клинической практике лекарственные препараты, не отвечающие терапевтическим требованиям протоколов лечения Министерства здравоохранения РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление заказчиком требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу заказчиком не было представлено безусловных доказательств, обосновывающих потребность заказчика в поставке комплекта, состоящего из лекарственного препарата "Имипенем+Циластатин" и стерильных дисков на определение чувствительности, и свидетельствующих о том, что наличие в комплекте с лекарственным препаратом "Имипенем+Циластатин" стерильных дисков на определение чувствительности, 10мкг - содержание имипенема в диске N 50шт[х4картриджа], влияет на функциональные и терапевтические свойства указанного лекарственного препарата, при условии того, что объектом закупки является поставка лекарственного препарата: Имипенем+Циластатин для лечения больных детей онко-гематологического профиля, а не поставка указанного лекарственного препарата со стерильными дисками на определение чувствительности.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из системного толкования указанной нормы и положений статьи 33 Закона о контрактной системе, статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что при определении условий проведения закупки, в том числе при формировании предмета закупки, заказчик обязан установить такие условия с возможностью конкуренции между участниками закупки на соответствующем товарном рынке.
При этом заказчиком не были исполнены требования вышеуказанных положений законодательства, поскольку описание объекта закупки содержит в себе требование о необходимости осуществления поставки лекарственного препарата "Имипенем+Циластатин" в комплекте со стерильными дисками на определение чувствительности, что исключает возможность участия в электронном аукционе тех хозяйствующих субъектов, которые имеют возможность поставить лекарственный препарат "Имипенем+Циластатин", отвечающий терапевтическим свойствам, функциональным, техническим и качественным характеристикам, указанным заказчиком в Описании объекта закупки, но в комплектацию которого не входят стерильные диски на определение чувствительности.
Кроме того, в адрес Красноярского УФАС России при проведении внеплановой проверки и рассмотрения жалоб не представлено доказательств того, что при проведении рассматриваемой закупки обеспечена конкуренция между участниками закупок.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация в рассматриваемой части не соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика присутствуют нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобы ООО "ФК Сатиком" и ООО "Милениум" частично обоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобам ООО "ФК Сатиком" и ООО "Милениум" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 июля 2016 г. N 1048,1049
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2016