Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "СМУ-12", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - администрации п. Балахта Балахтинского района Красноярского края (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети поселка Балахта" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалоб присутствовали:
- представители Заказчика - Глухова Н.С., Левашова О.М. (доверенность от 25.02.2016);
- представитель ООО "СМУ-12" Карташов С.А. (на основании паспорта, Решения единственного участника от 25.02.2016);
- представитель МКУ "Служба заказчика Балахтинского района" Реутов А.С. (доверенность N 36от 04.07.2016).
Существо жалоб: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" следует, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено наличие у участника СРО с конкретными допусками вместо СРО на генподряд. При проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Жалоба ООО "СМУ-12" содержит следующие доводы: "Аукционная документация, размещенная в составе опубликованной 14.06.2016 г. в 11:58 редакции документов закупки, содержит следующие сведения о датах окончания сбора заявок и рассмотрения первых частей заявок:
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 01.06.2016 года в 17 часов 00 минут по местному времени.
Дата окончания срока рассмотрения заявок (первых частей) на участие в электронном аукционе: 08. 06.2016 года.
Указанные сведения отличаются от информации о процедуре закупки, опубликованной в единой информационной системе:
Дата и время окончания подачи заявок: 29.06.2016 в 17:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 04.07.2016.
Таким образом, информация об электронном аукционе, опубликованная 14.06.2016 содержит недостоверные сведения о ключевых условиях осуществления закупки.
Кроме того, в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пункт 9.3.2 проекта муниципального контракта, заключаемого по итогам проведения закупки, предусматривает следующее условие возврата денежных средств, перечисляемых Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта: "Денежные средства возвращаются Подрядчику, с которым заключен настоящий Контракт при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение двадцати банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования о возврате денежных средств от Подрядчика".
Законом о контрактной системе Заказчику не предоставляются права при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на участника закупки обязанности по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом, у Заказчика возникает обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта по истечении срока, указанного в контракте".
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" содержит следующие доводы: "В проекте контракта указано:
"7.2. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Надлежащим исполнением обязанности заказчика по становлению размеров неустойки согласно Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Таким образом, обязанностью Заказчика является указание формулы и порядка расчета пени в соответствии с Правилами, однако в Проекте контракта это отсутствует.
2)Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Цель подачи таких запросов заключается в пояснении, уточнении, конкретизации для участников закупки непонятных моментов закупочной документации. Как правило, запросы на разъяснение закупочной документации направляются участниками до подачи ими заявок, чтобы правильно оценить свои возможности для обеспечения заказчика необходимым товаром (работами, услугами) в нужный срок. Кроме этого, дача разъяснений положений документации об электронном аукционе необходима для правильности понимания конкретных нужд заказчика в товарах работах и услугах, в точности их количества и сроках поставки (или оказания услуг), порядка проведения определенной закупки, выбора победителя и др., когда необходимо закупить тот или иной товар (услуги, работы). В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Таким образом, Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленное пунктом 11 части 1 статьи 64 и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
3)В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.
Однако в проекте Контракта заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется.
В Проекте контракта Заказчиком не установлены обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом".
Заказчик не согласился с доводами жалоб, представил письменные возражения, исходя из которых Администрация поселка Балахта не имела возможности самостоятельно разместить измененную аукционную документацию в связи с отсутствием доступа к электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru.
На электронной площадке www.sberbank-ast.ru. Размещен проект контракта, согласно ч. 4 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Заказчиком предусмотрена возможность изменения положений проекта контракта по соглашению сторон.
Администрацией п. Балахта были предоставлены проекты аукционной документации без установления наличия у участников СРО с конкретными допусками. МКУ "Служба заказчика Балахтинского района" в лист согласования аукционной документации были внесены замечания об отсутствии в документации требований о наличии у участников закупки свидетельств о допуске (СРО). После устранения указанных замечаний МКУ "Служба заказчика Балахтинского района" были приняты документы об электронном аукционе.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 11 части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлено положение о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; - наличие действующего свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N624.
25. "Устройство автомобильных дорог и аэродромов";
25.4. "Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами".
Комиссия, рассмотрев аукционную документацию делает вывод об отсутствии в аукционной документации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, поскольку работы по ремонту улично-дорожной сети не включены в указанный Перечень.
При указанных обстоятельствах, требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией необоснованно.
Таким образом, Комиссия делает вывод о нарушении Заказчиком требований статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией при рассмотрении аукционной документации установлено, что аукционная документация, размещенная в составе опубликованной 14.06.2016 г. в 11:58 редакции документов закупки, содержит следующие сведения о датах окончания сбора заявок и рассмотрения первых частей заявок:
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 01.06.2016 года в 17 часов 00 минут по местному времени.
Дата окончания срока рассмотрения заявок (первых частей) на участие в электронном аукционе: 08. 06.2016 года.
Указанные сведения отличаются от информации о процедуре закупки, опубликованной в извещении о проведении электронного аукциона в Единой информационной системе:
Дата и время окончания подачи заявок: 29.06.2016 в 17:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 04.07.2016.
Таким образом, информация об электронном аукционе, опубликованная 14.06.2016 г. в 11:58, содержит недостоверные сведения об условиях осуществления закупки, ограничивающие участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия делает вывод о нарушении Заказчиком требований статьи 42 Закона о контрактной системе
Пункт 9.3.2 проекта муниципального контракта, заключаемого по итогам проведения закупки, предусматривает следующее условие возврата денежных средств, перечисляемых Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта: "Денежные средства возвращаются Подрядчику, с которым заключен настоящий Контракт при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение двадцати банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования о возврате денежных средств от Подрядчика".
При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника закупки по направлению письменного требования к Заказчику о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта по истечении срока, указанного в контракте.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссией установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе, допущенные в аукционной документации Заказчиком.
В документации об электронном аукционе отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. Указанные действия заказчика нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Документация об электронном аукционе не содержит сведений о размере и форме расчета соответствующих пени и штрафов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Указанные действия заказчика нарушают требования части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Красноярского УФАС России делает вывод о необходимости внесения в аукционную документацию изменений с целью устранения допущенных Заказчиком нарушений.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "СМУ-12", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим требования статей 31, 34, 42, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений требований Законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2016 г. N 1022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2016