Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дез-Сервис" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 4101 /16 "Оказание услуг по дератизации и дезинфекции в нежилых помещениях структурных подразделений КГБУ МФЦ", расположенных в Центральном округе на второе полугодие 2016 года" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 06.07.2016 поступила жалоба ООО "Дез-Сервис" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116003485.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Ростовцев Евгений Геннадьевич (доверенность б/н от 11.07.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Акимова Ирина Витальевна (доверенность N 171 от 08.07.2016, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Колесник Лариса Юрьевна (доверенность б/н от 09.02.2016, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Чанышева Найля Альбертовна (доверенность N 26 от 19.04.2016, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, в аукционную документацию необоснованно было включено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, поскольку вышеуказанные услуги (код по ОКПД2: 81.29.11.000), по мнению подателя жалобы, не относятся к медицинским услугам (деятельности) и не проводятся в рамках оказания медицинской помощи.
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, в разделе 5 Технического задания аукционной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в части наличия опыта работы, материальных ресурсов, квалификации специалистов.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком и уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, содержащие мнение о том, что положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
По мнению заказчика и уполномоченного органа, деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе по предоставлению услуг дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является лицензируемой.
Также заказчик обращает внимание на следующие обстоятельства, присущие специфике его деятельности: большое скопление заявителей в помещениях структурных подразделений; периодическое наличие очередей, длительное нахождение в залах приема; разный возраст и состояние здоровья посетителей; разная социальная принадлежность граждан (в том числе иностранных граждан, социально неблагополучных, лиц без гражданства); длительное присутствие сотрудников учреждения в залах приема. Таким образом, заказчик обязан постоянно поддерживать надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние своих помещений.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинфекции в нежилых помещениях структурных подразделений заказчика, расположенных в Центральном округе на второе полугодие 2016 года (извещение о проведении электронного аукциона от 30.06.2016 N0119200000116003485).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Анализ положений раздела "Информационная карта" аукционной документации показал Комиссии, что в пункте 4.5 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" заказчиком и уполномоченным органом было установлено требование о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а не в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993: "в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что объектом закупки являются услуги по дератизации и дезинфекции в нежилых помещениях структурных подразделений заказчика, расположенных в Центральном округе на второе полугодие 2016 года, а не услуги по дезинфектологии.
Из пунктов 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки изложены заказчиком в Приложении N 1 (далее - Описание объекта закупки).
Изучив Описание объекта закупки, Комиссия установила, что пункты 6 и 7 предусматривают следующие требования к услугам, являющимся объектом закупки:
- Обследование объекта (осмотр объекта, сбор информации у персонала о наличии грызунов или следов их пребывания, подготовка рекомендаций о необходимости проведения мероприятий, необходимых для защиты объекта от грызунов).
- Разработка тактики дератизации (количество и состав приманки, осуществление специальных мероприятий, направленных на повышение эффективности дератизации).
- Выполнение санитарно-гигиенических дератизационных мероприятий.
- Контроль результатов проводимых мероприятий: субъективный метод (наличие грызунов, пометка, жирных нор, живых зверьков); объективный метод (следовые площадки, ловушки Геро, клеевые ловушки).
- Предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью определения наличия насекомых, их видов, выявления мест локализации и уровня их численности.
- Выбор метода борьбы с насекомыми и разработка тактики борьбы.
- Выполнение санитарно-гигиенических дезинсекционных мероприятий.
- Контрольные обследования с целью своевременной регистрации фактов наличия членистоногих.
Анализ совокупности положений Описания объекта закупки показал Комиссии, что услуги, являющиеся объектом закупки, не предполагаются к осуществлению в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Доказательств обратного со стороны заказчика и уполномоченного органа к моменту проведения заседания Комиссии представлено не было.
Из сведений извещения о проведении электронного аукциона следует, что услуги, являющиеся объектом закупки, были классифицированы заказчиком и уполномоченным органом в рамках категории 81.29.11.000 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации" группы 81.29 "Услуги по чистке и уборке прочие" класса 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий" раздела N "Услуги административные и вспомогательные" ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, что также является подтверждением вышеуказанного вывода Комиссии.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа по установлению требования о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии, совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 2 части статьи 64 Закона о контрактной системе и влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, не требуют наличия лицензии на их оказание у хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанные выводы Комиссии согласуются с судебной практикой по делам А33-13642/2014, А33-8284/2014, А33-9869/2014.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В нарушение части 3 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком и уполномоченным органом были включены в пункт 5 Описания объекта закупки следующие требования к участнику закупки о наличии у него опыта работы и трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки:
- Услуги должны оказываться организацией дезинфекционного профиля, имеющей опыт по оказанию дезинфекционных услуг не менее 5 лет;
- В штате организации дезинфекционного профиля должны быть специалисты: врач - эпидемиолог, имеющий сертификат по специальности "Эпидемиология", врач - дезинфектолог, имеющий сертификат по специальности "Дезинфектология", инструктор-дезинфектор и медицинские дезинфекторы, имеющие специальную профессиональную подготовку "Дезинфекционное дело", наличие свидетельств о прохождении подготовки за последние 5 лет.
На основании вышеуказанных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотренные выше действия заказчика, уполномоченного органа не подлежат признанию надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе, следовательно, аукционная документация была составлена заказчиком, уполномоченным органом с нарушениями требований пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Дез-Сервис" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Дез-Сервис" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2016 г. N 1072
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2016