Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Аквадез М" и ООО "МЕДИДЕЗ" на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА 2985/16 "На право поставки дезинфицирующих средствах для нужд медицинских организаций и учреждений Красноярского края, финансируемых за счет средств ОМС и краевого бюджета на 2016-2017 г.г." (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 06.07.2016 и 08.07.2016 поступили жалобы ООО "Аквадез М" и ООО "МЕДИДЕЗ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116002745.
Существо жалоб: принятие аукционной комиссией неправомерного решения о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки, подавших заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; принятие аукционной комиссией неправомерного решения о признании заявок с порядковыми номерами 1, 2, 4, 5, 6 соответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, аукционной комиссии, уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель ООО "Аквадез М" Бобылев Роман Юрьевич (доверенность б/н от 12.07.2016, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Железцов Евгений Вячеславович (доверенность N 4 от 11.01.2016, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии ООО "МЕДИДЕЗ" и аукционная комиссия не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению ООО "Аквадез М", участниками закупки, подавшими заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, совершены противоправные действия по предоставлению недостоверных сведений о свойствах предлагаемых ими к поставке товаров в содержании поданных ими заявок.
Также ООО "Аквадез М" подвергает сомнению факты соответствия требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе вторых частей заявок участников под номером 4, 5, 1, 2 и наличия регистрации на товары, являющиеся предметом торгов, на территории Российской Федерации в установленном порядке.
В свою очередь ООО "МЕДИДЕЗ" обращает внимание в жалобе на обстоятельство того, что вследствие значительного снижения в ходе проведения электронного аукциона участники закупки с порядковыми номерами 4, 6, 5, 2 могли предложить к поставке недоброкачественную продукцию, в составе первых частей заявок могли быть предоставлены недостоверные сведения о предлагаемых к поставке товарах. ООО "МЕДИДЕЗ" полагает, что указанными участниками закупки в поданных ими заявках был предложен товар, который не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе, не имеет сертификатов соответствия, в котором указан "антимикробный эффект", не имеет свидетельства о государственной регистрации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на детской жидкое мыло с возрастной маркировкой 0+.
ООО "МЕДИДЕЗ" также отмечает, что, поскольку в составе аукционной комиссии, рассматривавшей заявки на участие в электронном аукционе, отсутствовал представитель от государственных заказчиков или главного распорядителя бюджетных средств, курирующего деятельность таких заказчиков, то аукционная комиссия не обладала полномочиями проводить рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными ООО "Аквадез М" и ООО "МЕДИДЕЗ", поскольку в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией было принято обоснованное и законное решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в таком аукционе, и признании соответствующими требованиям аукционной документации заявок, поданных участниками закупки с порядковыми номерами 4, 6, 5, 1, 2, в связи с чем аукционная комиссия ходатайствовала о признании жалоб необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у государственных заказчиков уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средствах для нужд медицинских организаций и учреждений Красноярского края, финансируемых за счет средств ОМС и краевого бюджета на 2016-2017 г.г.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования содержатся в пункте 5.4 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Инструкция по заполнению заявки" раздела "Инструкция по заполнению заявки электронного аукциона" документации об электронном аукционе.
Согласно пунктам 1.8. и 2.4 раздела "Инструкция по заполнению заявки электронного аукциона" документации об электронном аукционе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, были изложены в Приложении N 2 (далее - Описание объекта закупки). Анализ Описания объекта закупки показал Комиссии, что в его содержании были установлены неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели характеристик жидкого мыла и детского жидкого мыла, позволяющие определить потребность государственных заказчиков.
Исследовав содержание первых частей заявок участников закупки (заявки NN 1 - 7), Комиссия установила, что указанными участниками закупки были представлены конкретные показатели жидкого мыла и детского жидкого мыла, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), наименование страны происхождения указанного товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первых частей заявок, поданных участниками закупки (заявки NN 1 - 7), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.06.2016, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято обоснованное решение о допуске участников закупки, подавших заявки на участие в таком аукционе с порядковыми номерами 1 - 7, к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого аукциона, поскольку у аукционной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, для отказа в допуске к участию в электронном аукционе указанным участникам закупки.
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе регламентированы частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 3 которой предусмотрено предоставление в составе второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие товара, предложенного к поставке, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В пункте 5.4 раздела "Инструкция по заполнению заявки электронного аукциона" документации об электронном аукционе были установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе в составе второй части заявки участникам закупки надлежало представить копии свидетельств о государственной регистрации дезинфицирующих средств.
Анализ вторых частей заявок на участие в электронном аукционе с порядковыми номерами 4, 6, 5, 1, 2 показал Комиссии, что в отношении предложенных ими к поставке товаров были представлены копии документов, подтверждающих соответствие товара, предложенного к поставке, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе были представлены копии свидетельств о государственной регистрации дезинфицирующих средств, предложенных ими к поставке.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Сопоставив сведения аукционной документации, заявок, поданных участниками электронного аукциона (заявки NN 4, 6, 5, 1, 2), протокола подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2016, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение о признании указанных заявок соответствующими требованиям аукционной документации, поскольку у аукционной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, для признания таких заявок несоответствующими требованиям такой документации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что действия участника закупки (в том числе по предоставлению в составе заявки на участие в закупки документов и сведений в отношении предлагаемых им к поставке товаров) признаются добросовестными до того момента, пока не доказано обратное.
При этом у аукционной комиссии должны быть безусловные и неопровержимые доказательства, свидетельствующие о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе недостоверных сведений в отношении предлагаемого им к поставке товара.
Следовательно, в отсутствие таких доказательств, у аукционной комиссии при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в порядке, предусмотренном статями 67 и 69 Закона о контрактной системе, отсутствовали основания подвергать сомнению показатели характеристик предложенных к поставке товаров участниками закупки, подавшими заявки с порядковыми номерами 1 - 7, а также сведения документов, представленных в заявках с порядковыми номерами 4, 6, 5, 1, 2 и подтверждающих соответствие товаров, предложенных к поставке, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе копий свидетельств о государственной регистрации дезинфицирующих средств, предложенных ими к поставке.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Довод ООО "МЕДИДЕЗ" о том, что поскольку в составе аукционной комиссии, рассматривавшей заявки на участие в электронном аукционе, отсутствовали представители от государственных заказчиков или главного распорядителя бюджетных средств, курирующего деятельность таких заказчиков, то аукционная комиссия не обладала полномочиями проводить рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, отклоняется Комиссией ввиду следующего.
Закон о контрактной системе не предусматривает в качестве условия, определяющего правомочность деятельности комиссии по осуществлению закупок, в том случае если такие проводятся уполномоченным органом для нужд заказчика, присутствие при проведении процедур рассмотрения заявок, поступивших на участие в закупках, представителя (представителей) от заказчика (заказчиков) или главного распорядителя бюджетных средств, курирующего деятельность такого (таких) заказчика (заказчиков).
В силу части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
Поскольку в силу приказа уполномоченного органа от 31.05.2016 N 2985-ЭА был утвержден состав аукционной комиссии при проведении электронного аукциона в составе 6 (шестерых) членов, то наличие при проведении процедуры рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 3 (троих) членов аукционной комиссии согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.06.2016 и наличие при проведении процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе 4 (четверых) членов аукционной комиссии согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2016 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, у Комиссии отсутствуют полномочия по проведению проверок действий комиссии по осуществлению закупок на предмет их соответствия требованиям локальных актов уполномоченного органа, в том числе приказа уполномоченного органа от 26.05.2016 N 5/-п.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалоб и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о признании жалоб ООО "Аквадез М" и ООО "МЕДИДЕЗ" необоснованными.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2016 г. N 1067,1088
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016