Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "СМУ 12" на действия заказчика - МАОУ "Лицей N 6 "Перспектива"" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству спортивных площадок на территории МАОУ Лицея N 6 "Перспектива" Кировского района в г. Красноярске" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "СМУ 12" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб было направлено уведомление о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрении жалоб присутствовали:
- представитель Заказчика - Старостин Дмитрий Александрович (доверенность от 28.05.2016);
- представитель ООО "СМУ 12" - Карташов Сергей Александрович (решение от 25.02.2016).
Существо жалоб: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" следует, что Заказчиком указан завышенный объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, что ограничивает число потенциальных участников закупки.
Проект контракта не содержит срок приемки выполненных работ.
Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99).
Из содержания жалобы ООО "СМУ 12" следует, что Заказчиком неправомерно предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки в качестве антидемпинговых мер.
Заказчиком безосновательно увеличен срок оплаты результата выполненных работ по контракту.
Заказчик не согласился с доводами жалоб.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб установила следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Руководствуясь частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В пункте 4.1 Проекта контракта установлено - Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, в соответствии с пунктом 2 части 1, частей. 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе обязан:
- привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме 90 % от цены настоящего контракта.
Законом о контрактной системе установлен минимальный размер привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, но максимальный размер Законом о контрактной системе не установлен.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 4.2 Проекта контракта установлено - Заказчик обязан принять от Подрядчика выполненные работы в течение 45календарных дней с даты предоставления предусмотренных настоящим контрактом документов Подрядчиком и произвести их оплату в установленные сроки, либо дать мотивированный отказ в приёмке работ.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется путем проведения конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в Приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99.
В соответствии с пунктом 9 раздела 3 аукционной документации - к участникам закупки устанавливаются следующие требования: наличие документально (в соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов")подтверждённого опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, включенных в код 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014)за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена составляет 17 399 983.32 рублей.
В соответствии с пунктом 26 аукционной документации если участником закупки, с которым заключается муниципальный контракт, предложена цена муниципального контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены муниципального контракта, муниципальный контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения муниципального контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения муниципального контракта, указанный в документации об электронном аукционе или информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки.
Таким образом Заказчик незаконно установил возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, так как начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 миллионов рублей.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5.2 аукционной документации срок выполнения Подрядчиком обязательств о выполнении работ и сдаче Заказчику результата выполненных работ по контракту составляет 23 календарных дней со дня заключения контракта.
В соответствии с пунктом 5.4 аукционной документации Оплата выполненных работ производится в три этапа за счёт средств бюджета города Красноярска на 2016, 2017, 2018 годы, в пределах выделенных Заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на цель оплаты предусмотренных настоящим контрактом работ, с возможной отсрочкой платежа.
Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на оплату выполненных работ в несколько этапов.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СМУ 12" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившими требования статьи 37 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июля 2016 г. N 1052
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016