Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет"- Анфиногенова Е.В. (доверенность N 2329-01/16 от 23.06.2016г.), Скрыпай Л.В. (доверенность N 2332-01/16 от 23.06.2016г.), Варениковой Т.В. (доверенность N 2321-01/16 от 23.06.2016г.),
от ООО "Атлас" - Бунгуева Т.У. (доверенность N 023/06 от 27.06.2016г.),
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Атлас", на действия государственного заказчика- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021116000001 "Строительство объекта: "Плавательный бассейн Северо-Кавказского федерального университета по ул. Пушкина, 1 в г. Ставрополе"". По мнению заявителя жалобы, действия государственного заказчика при формировании аукционной документации нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика представил письменные объяснения и пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Атлас", Комиссией установлено следующее:
1) Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т.д.; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
- По позиции 11 "Электроды". Государственным стандартом регламентирующий электроды является ГОСТ 9466-75, характеристика "Максимальный линейный размер поры или шлакового включения" установлена Заказчиком соответствии с таблицей 5 ГОСТ 9466-75, указанная характеристика не подразумевает выбор, а устанавливает требование "максимальные размеры и число внутренних пор и шлаковых включений в металле шва не должны превышать норм, указанных в табл.5.", а так же ст.66 Закона 44-ФЗ обязывает участника закупки подавать сведения и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Довод заявителя жалобы о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе заставляет участника закупки сделать выбор, является необоснованным.
Так в п.34 части II информационной карты документации об аукционе Заказчик установил, что "При указании конкретных значений характеристик материалов участник закупки руководствуется общепринятыми правилами чтения русского языка, а именно: "либо" "или" предполагают выбор одного из значений_". Значение показателя (характеристики) - это количественное и качественное выражение свойств продукции, это результат количественного и качественного измерения, например размера или размерности и т.д. То есть слово "значение" не имеет никакого отношения к самой характеристике, а имеет непосредственное отношение к количественному или качественному выражению свойств данной характеристики, соответственно при наличии союзов "либо", "или" в количественных и качественных значениях характеристики выбор необходимо сделать между ними. Например, установлено требование "Сорт необходим 1 или 2 или 3", выбирается один номер сорта, в требование "цвет требуется белый, серый или черный", выбирается один из цветов и т.д.
Так же в инструкции Заказчиком установлено, что при указании характеристик в заявке указывает точные характеристики, позволяющие заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
- По позиции 38 "Раствор готовый". Государственным стандартом, регламентирующим данный вид товара, является ГОСТ 28013-98, характеристика по средней плотности раствора указана Заказчиком в соответствии с требованиями п.4.12 ГОСТ 28013-98, который установил "Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3: - тяжелые растворы 1500 и более". Именно такие требования установил законодатель в области стандартизации по данной характеристике.
В установленном, государственным стандартом, значении для средней плотности раствора тяжелого "1500 и более" числовым значением является 1500, а слово "более", которое никакого отношения именно к числовым значениям не имеет, обозначает превышение указанного количества (а указанное количество это 1500). То есть, "1500 и более" предполагает, что числовым значением средней плотности раствора может быть 1500, 1550, 1600 и т.д., то есть одно конкретное числовое значение включающие 1500 и более 1500.
- По позиции 43 "Плитка керамическая". Заказчиком установлоены характеристики по указанным позициям в рамках своих потребностей, в соответствии с действующим законодательством и не противоречащие требованиям государственных стандартов.
Измерение геометрических величин осуществляется путём линейных и угловых измерений размеров. В соответствии с п.3.9 ГОСТ 2.307-2011 "ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений" размер: Числовое значение линейной величины (диаметра, длины, толщины, ширины и т.п.) в выбранных единицах измерения. Основная единица длины в современной Международной системе единиц - метр. О чем свидетельствует таблица 1 ГОСТ 8.417-2002 "ГСИ. Единицы величин". Линейные размеры могут быть выражены в кратных и дольных единицах. 1 метр (м) = 100 сантиметрам (см) = 1000 миллиметрам (мм).
В соответствии с п.3.8 ГОСТ 2.307-2011 и п. 3.2.5, 3.2.5.1, 3.2.5.2 ГОСТ 25346-2013 (ISO 286-1:2010) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски, отклонения и посадки" предельное отклонение: Алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. То соответственно, так как номинальные размеры плитки измеряются в "мм" (таблица 1 ГОСТ 6141-91), то предельные отклонения от номинальных размеров могут измеряться в вышеперечисленных единицах измерения, т.е. в данном случае в "мм".
В отношении установленной характеристики отклонения номинальных размеров плиток по длине и ширине, характеристика установлена на основании требований п.1.3.4 ГОСТ 6141-91 в соответствии с которым установлены наибольшие пределы отклонений размеров различных плиток в процентах, и с учетом требований государственных стандартов по единицам измерения. В целях соблюдения требований государственных стандартов в отношении единиц измерения линейных размеров и требований ГОСТ, регламентирующего плитку керамическую, а также в целях проверки достоверности сведений, представленных в первой части заявки, при приемке товара при выполнении контракта, Заказчик указал характеристику "Отклонения от номинальных размеров плиток, мм: - по длине и ширине не должны быть более 0,8%; - по толщине не должны быть более
10%." То есть, участник закупки должен представить сведения в заявке по предельным отклонениям с единицей измерения в "мм", не превышающего установленный ГОСТ 6141-91 максимальных пределов отклонений по длине и ширине.
В отношении полимерных глин и карбонатов характеристика установлена заказчиком на основании п. 1.4.8. ГОСТ 6141-91.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в полном соответствии с действующим законодательством, и не противоречат требованиям государственного стандарта, регламентирующего плитку керамическую, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
- По позиции 15 "Гвозди", позиции 6 "Проволока".
Довод заявителя жалобы о том, что установленные требования не соответствуют требованиям ГОСТ 3282-74, является необоснованным.
Государственным стандартом, регламентирующим данный вид товара, является ГОСТ 4028-63. В соответствии с п.3 данного ГОСТ технические требования на гвозди - по ГОСТ 283. В соответствии с п. 1.3. ГОСТ 283-45 предельные отклонения диаметра стержня гвоздей круглого сечения должны соответствовать требованиям ГОСТ 3282. Характеристика "Предельные отклонения диаметра стержня гвоздей_" установлена на основании требований таблицы 1 ГОСТ 3282-74 и Примечания к ней, которое гласит "Допускается изготовление проволоки с двусторонними предельными отклонениями. Поле допуска при этом должно соответствовать указанному в табл.1.". Соответственно Заказчик и установил максимальное значение отклонений "должны быть не более |
Таким образом, доводы Заявителя не находят своего подтверждения, характеристика установлена в полном соответствии с требованиями государственного стандарта.
- По позиции 14 "Раствор готовый". Заказчик по данной позиции, установил требование, что раствор готовый должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара. Таким стандартом является ГОСТ 28013-98.
Характеристики в отношении гипсового камня установлены Заказчиком на основании требований п. 4.14.2 ГОСТ 28013-98, п.1.5 ГОСТ 25328-82 и, п.1.4, 1.6 ГОСТ 4013-82.
Размер фракций гипсового камня в диапазоне от 0 до 60 мм или 0-60 мм должен иметь две фракции, о чем свидетельствует п.3.2 "Определение фракционного состава" ГОСТ 4013-82.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующими стандартами, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 11 "Электроды". Государственным стандартом регламентирующий электроды является ГОСТ 9466-75, характеристика "Максимальный линейный размер поры или шлакового включения" установлена Заказчиком в соответствии с таблицей 5 ГОСТ 9466-75.
Максимальный размер - это наибольший, наивысший, предельный и т.д., максимальное предельное значение используется для показателей, ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены, то есть данная фраза является точной характеристикой, позволяющая заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 1 "Бруски". В соответствии с ст.33 Закона 44-ФЗ Заказчик установил минимальные и максимальные значения характеристик по толщине, ширине и длине. Минимальные значения с употреблением слов "не менее", "от", максимальные с употреблением слов "не более", "до".
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с действующим законодательством, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 6 "Проволока". В соответствии с ст.33 Закона 44-ФЗ Заказчик установил минимальные и максимальные значения характеристик по номинальному диаметру проволоки и значения характеристик, которые не могут изменяться. Минимальные значения с употреблением слов "не менее", максимальные с употреблением слов "не более".
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с действующим законодательством, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
- По позиции 13 "Битумы нефтяные дорожные вязкие". Характеристика установлена Заказчиком в соответствии с требованиями п. 1.2.3.1. ГОСТ 22245-90.
Утверждение о том, что фраза "минимальная температура самовоспламенения" не является конкретной, является необоснованным. Минимальный - это наименьший и т.д., то есть данная фраза как раз является точной характеристикой, позволяющая заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 15 "Гвозди". По данной позиции, Заказчик установил требования "Гвозди требуются с плоской и конической головкой. Диаметр стержня гвоздей требуется, мм: 1,6, не менее 3,5. Длина гвоздей нужна, более 49 мм.". То есть, в данном описании Заказчик выражает свою потребность во всех значениях, гвоздей с плоской и конической головкой диаметром стержня 1,6 мм и не менее 3,5 мм, длиной более 49 мм.
Государственным стандартом, регламентирующим оба вида гвоздей и с плоской головкой и с конической головкой, является ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры".
П.2, черт.2 и таблица 2 ГОСТ 4028-63 устанавливает требования к конструкции и размерам гвоздей с конической головкой, в соответствии с которыми выполнимы уже все условия описания объекта закупки по данной позиции.
То есть, участники закупки могут выбрать в соответствии с п.1, черт.1 и таблицей 1 ГОСТ 4028-63 гвозди диаметром стержня 1,6мм и длиной 50 мм, и в соответствии с п.2., черт.2 и таблицей 2 гвозди с диаметром стержня от 3,5 мм до 8,0 мм и длиной от 90 мм до 250 мм.
Остальные требования к гвоздям являются общими для обоих видов гвоздей строительных.
Таким образом, описание объекта закупки по данной позиции полностью соответствует действующему законодательству, соответствует одному и тому же государственному стандарту 4028-63.
- По позиции 15 "Гвозди". Характеристика "Минимальная высота головки_" установлена Заказчиком, на основании чертежей 1 и 2 ГОСТ 4028-63, где установлено условное обозначение h min=0,6d, и меньшего значения диаметра стержня гвоздей 1,6 мм.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 33 "Известь строительная". Характеристика "Максимальный размер кусков_" установлена Заказчиком на основании п.2.9 ГОСТ 9179-77.
Довод о том, что фраза "максимальный размер кусков" является необоснованным. Максимальный размер-это наибольший, наивысший, предельный и т.д., максимальное предельное значение используется для показателей, ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены, то есть данная фраза как раз является точной характеристикой, позволяющая заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
- По позиции 33 "Известь строительная". Характеристика в отношении равномерности изменения объема извести установлена Заказчиком на основании п.2.10, 4.1 ГОСТ 9179-77, п.1.3, 2.10 ГОСТ 22688-77.
В инструкции Заказчиком установлено, что при указании характеристик в заявке указывает точные характеристики, позволяющие заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 17 "Канат двойной свивки". Характеристика в отношении допускаемого разбега временного сопротивления разрыву проволоки установлена Заказчиком в соответствии с п.2.1.12 и таблицы 3 ГОСТ 3241-91.
Фраза "допускаемый разбег временного сопротивления_" установлена стандартом и является точной характеристикой, позволяющая заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в строгом соответствии с регламентирующим стандартом, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
- По позиции 3 "Кислород технический газообразный". Характеристика в отношении содержания щелочи установлена Заказчиком на основании п.1.3 и п.8 таблицы 1, п.3.9, в том числе и п.3.9.2 ГОСТ 5583-78.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки: При указании конкретных значений характеристик материалов участник закупки руководствуется общепринятыми правилами чтения русского языка, а именно: "либо" "или" предполагают выбор одного из значений.
Довод заявителя жалобы о том, что Подготовить заявку, одновременно соответствующую требованиям пункта 3.9.2. ГОСТ 5583-78 и инструкции по заполнению заявки не предоставляется возможным является необоснованным, поскольку, указанное заявителем жалобы положение инструкции не относится к самой характеристике, а относится только к значениям характеристик. Участник закупки подает заявку в соответствии со ст.66 44-ФЗ, указывая характеристики, позволяющие заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе, а соответственно и требованиям государственных стандартов.
Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 12 "Бетон тяжелый". Характеристика в отношении фракций крупного заполнителя бетона, в том числе и для фракции от 5(3) до 10 мм, установлена в соответствии с требованиями таблицы 2 ГОСТ 26633-2012 для наибольшей крупности заполнителя 80 мм или 120 мм, а так же в полном соответствии с п. 3.5.2.1 ГОСТ 26633-2012, п.4.2 ГОСТ 8267-93.
Фракции указаны в полном соответствии условных обозначений, предусмотренных регламентирующими государственными стандартами, других фракций государственные стандарты не устанавливают. Таким образом, требования установлены Заказчиком в соответствии с регламентирующим стандартом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
- По позиции 61 "Трубы металлополимерные "VALTEC" или эквивалент". Заказчиком установлено: Трубы должны соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (указать ГОСТ). Характеристики указаны в рамках эквивалентности, а значит участники закупок могут предлагать любую другую торговую марку металлополимерных труб (при наличии), соответствующую требованиям государственного стандарта.
Соответственно, требования установлены Заказчиком в соответствии с действующим законодательством, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях государственного заказчика- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021116000001 "Строительство объекта: "Плавательный бассейн Северо-Кавказского федерального университета по ул. Пушкина, 1 в г. Ставрополе"" не установлены нарушения Законодательства о закупках.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атлас", на действия государственного заказчика- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021116000001 "Строительство объекта: "Плавательный бассейн Северо-Кавказского федерального университета по ул. Пушкина, 1 в г. Ставрополе""- не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 июня 2016 г. N РЗ-878-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2016