Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 6 октября 2016 г. N 71
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области от 28.09.2016 года исх. N 32908/16/13799, в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 28.09.2016 года N 260 о проведении внеплановой проверки в отношении заказчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг на закупку и продление лицензий антивирусного программного обеспечения за N 0127100010616000108 Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг на закупку и продление лицензий антивирусного программного обеспечения за N 0127100010616000108, установила следующее.
15.09.2016 года в 11 часов 51 минут по московскому времени заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение об электронном аукционе на оказание услуг на закупку и продление лицензий антивирусного программного обеспечения за N 0127100010616000108 (далее - электронном аукционе) и документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 329 983,20 рублей. До окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона за N 0127100010616000108 срока подачи заявок 23.09.2016 года в 23 часов 59 минут (время московское) поступило 3 (три) заявки.
Из обращения, направленного заказчиком Управлением Федеральной службы судебных приставов по Брянской области в адрес Брянского УФАС России (от 28.09.2016 года вх. N 7203) следует, что извещением о проведении электронного аукциона установлен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 24.10.2016 года, однако, поскольку 24.10.2016 года приходилось на выходной день (суббота), аукционная комиссия в выходной день не рассмотрение и опубликование протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводам, что информация об осуществляемой закупке за N 0127100010616000108 сформирована заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области с нарушением требований Закона о контрактной системе, так:
1. Единой комиссией Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, согласно которым аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, а также положения ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, поскольку единой комиссией Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области не осуществлена в установленный извещением срок (24.09.2016 года) процедура рассмотрения первых частей заявок и как следствие не оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
2. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, согласно которой, указанный протокол рассмотрения первых частей заявок не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе, поскольку заказчиком не размещен в установленный извещением о проведении электронного аукциона срок (24.09.2016 года) протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона на оказание услуг на закупку и продление лицензий антивирусного программного обеспечения за N 0127100010616000108 установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 24.09.2016 года, однако при обозрении информации, документов, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок не размещен заказчиком в указанный в извещении срок (24.09.2016 года).
3. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, согласно которой, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, поскольку разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены заказчиком не в полном соответствии с положениями ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
При обозрении информации, документов, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок установлено, что 15.09.2016 года заказчиком в ответ на запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе размещен документ "Лицензия", однако документ не содержит указания на предмет самого запроса. Кроме того, в размещенном документе ("Лицензия") отсутствует подробный текст ответа на запрос, что не позволяет сделать вывод о полноте ответа заказчика на поставленные заявителем в запросе о разъяснении положений документации вопросы.
4. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, согласно которым в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также положения ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 Г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), согласно которым устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе не установлен запрет на поставку программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд иностранного происхождения в соответствии с положениями вышеуказанных норм.
Поскольку предметом закупки является поставка лицензий антивирусного программного обеспечения, заказчику следовало в документации об электронном аукционе установить требование о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 Г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако при обозрении документации об электронном аукционе за N 0127100010616000108 установлено, что данное требование заказчиком в документации не отражено.
5. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования, поскольку сведения, указанные в извещениях, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок в части установления сроков поставки товара содержат в себе противоречивую информацию.
Так, при обозрении печатной формы извещения о проведении электронного аукциона за N 0127100010616000108 установлено, что сроком поставки товара является: год 2016, месяц - декабрь; срок исполнения отдельных этапов контракта: сентябрь 2016, октябрь 2016, ноябрь 2016; периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): сентябрь 2016, октябрь 2016, ноябрь 2016. Однако при обозрении извещения, сформированного и размещенного заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что сроком поставки товара является: поставка товара в течение 10 календарных дней с даты подписания контракта, кроме того, п. 3.1 проекта контракта также устанавливает иной срок поставки товара, а именно: поставка товара в течение 10 календарных дней после получения заявки от заказчика. Таким образом, установленные заказчиком противоречивые сроки поставки товара не позволяют участникам проводимой закупки сделать однозначный вывод о конкретных сроках поставки товара.
6. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушен п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, предусматривающий требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению, поскольку заказчиком в пункте 2.11.1 документации об электронном аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе не в соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что техническим заданием Приложения N 1 к документации об электронном аукционе предусмотрено приобретение ключа для продления действия лицензии на антивирусное программное обеспечение, а также дистрибутива с указанием на конкретный торговый знак, а именно: п. 1: приобретение ключа с отложенным сроком активации с 15.1.2017 года для продления действия лицензии на 458 компьютеров сроком на 1 год антивируса Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - стандартный Russian Edition;а также п. 2: дистрибутив Kaspersky Certified media Pack Customized Russian Edition, то в содержание первой части заявки на участие в электронном аукционе должны быть включены сведения, предусмотренные п.п. а п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а именно: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, однако, заказчиком установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пп. б п. 1 ч. 3 ст. 66.
7. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми, заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона за N 0127100010616000108 необоснованно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг на закупку и продление лицензий антивирусного программного обеспечения. При обозрении извещения о проведении электронного аукциона установлено, что заказчиком установлены следующие, несоответствующие законодательству о контрактной системе требования к участникам закупки:
- наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе)
- наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Однако, Правительством Российской Федерации в настоящий момент не установлено дополнительных требований к участникам закупки, осуществляющих поставку товаров, связанных с предметом контракта. Таким образом, установленные заказчиком дополнительные требования являются не допустимыми.
8. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены, поскольку п. 8.21 проекта контракта содержит условие об изменении и расторжении контракта, не связанные с предметом осуществляемой закупки.
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг на закупку и продление антивирусного программного обеспечения, однако, при обозрении проекта контракта установлено, что п. 8.21 содержит условие изменения контракта, не связанное с предметом осуществляемой закупки, а именно: допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 года N 198 ("О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации). Кроме того, п. 13.2 проекта контракта указывает, что неотъемлемой частью настоящего контракта является: Приложение N 1 "Перечень периодических печатных изданий", однако при обозрении Приложения N 1 установлено, что Приложением N 1 является Техническое задание.
Таким образом, вышеуказанные нарушения не позволяют сделать однозначный вывод об условиях исполнения контракта, а также вводят в заблуждение участников осуществляемой закупки.
9. Заказчиком Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, поскольку заказчиком в п. 9.1 проекта контракта не установлена конкретная сумма обеспечения исполнения контракта.
С учетом требований ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Как следует из п. 9.1 документации об электронном аукционе, размер обеспечения исполнения контракта на участие в электронном аукционе составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что не противоречит требованиям вышеуказанной нормы, и определен в сумме 32 998,32 рублей (тридцать две тысячи девятьсот девяносто восемь рублей тридцать две копейки).
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Однако, заказчиками в проекте контракта обеспечение исполнения контракта определено в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта без указания конкретной суммы, что нарушает принцип открытости информации, предусмотренный ст. 7 Закона о контрактной системе и может повлечь за собой заключение контракта с нарушением объявленных условий, предусмотренных извещением и документацией об электронном аукционе.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют, об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено ч 1.4 ст. 7.30, ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в рамках проведения внеплановой проверки установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, таким образом, выявленные нарушения требований ч.4 ст. 65,ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, Закона о контрактной системе, а также ч. 2 Постановления Правительства N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлекли за собой ограничения количества участников закупки и не являются препятствием для участия в электронном аукционе.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушения требований ч. 7 ст. 67, ч.4 ст. 65,ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 34,ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, а также ч. 2 Постановления Правительства N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, оператору электронной торговой площадки АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы внеплановой проверки для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 6 октября 2016 г. N 71
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2016