Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", заявитель) на действия 11 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Приволжскому региону (войсковая часть 6907, г. Нижний Новгород), (далее также - войсковая часть 6907, заказчик) путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд за счёт средств государственного оборонного заказа,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 7408, г. Нижний Новгород" - (стрелковый тир), номер извещения 0832100002016000005 (далее также - электронный аукцион) в рамках государственного оборонного заказа в составе.
По мнению заявителя, положения документации о закупке не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители войсковой части 6907 и ООО "Стройинвест" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали.
Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, в рамках государственного оборонного заказа, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 07.06.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.roseltorg.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 7408, г. Нижний Новгород" - (стрелковый тир), номер извещения 0832100002016000005 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает войсковая часть 6907.
Оператором электронной площадки является АО "ЕЭТП".
Предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 7408.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 089 300,00 рублей.
2) По смыслу статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего информация о размере и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с названных Федеральным законом).
При этом согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Между тем порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке установлен с нарушением статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: "обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником самостоятельно".
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "Стройинвест" в рассматриваемой части.
Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Однако данное ограничение в извещении об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе отсутствует.
Таким образом, разработав документацию о закупке подобным образом, войсковая часть 6907 нарушила требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.20.40.000, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 089 300,00 рублей, в связи с чем Заказчику необходимо установить в извещении и документации об аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе с тем на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении об электронном аукционе к участникам такого аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 4 статьи 31, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4) Довод заявителя о том, что в документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления деятельности МЧС России, признается несостоятельным, в силу следующего.
Как установлено, в предмет контракта входит, в том числе монтаж пожарно-охранной сигнализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. В документации об электронном аукционе также не установлен запрет на выполнение работ силами субподрядчиков.
Таким образом, участник, не имеющий лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, вправе привлечь на субподряд хозяйствующих субъектов, которые имеют такие лицензии.
Из изложенного следует, что не установление в документации об электронном аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, вправе привлечь на субподряд хозяйствующих субъектов не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, жалоба ООО "Стройинвест" признается необоснованной в рассматриваемой части.
5) Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
То есть, учитывая невозможность изменения изначальных условий при заключении и исполнении контракта, проект контракта должен в полном объеме содержать условия, соответствующие статье 34 Закона о контрактной системе, в том числе в части приемки выполненных работ. При этом данное условие должно быть конкретным и соответствующим принципам открытости и прозрачности.
Между тем в нарушение части 13 статьи 34, и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит информацию о сроках приемки выполненной работы в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
Таким образом, жалоба ООО "Стройинвест" признается обоснованной в рассматриваемой части.
6) 22.06.2016 состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок, результаты которой зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.06.2016 N0832100002016000005-1.
На момент окончания подачи заявок не подано ни одной заявки.
В связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.06.2016 N0832100002016000005-1) Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений, что не противоречит Закону о контрактной системе в сфере закупок и Административному регламенту.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной
службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" о нарушении войсковой частью 6907 требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 7408, г. Нижний Новгород" - (стрелковый тир), номер извещения 0832100002016000005, обоснованной в части установления в извещении ненадлежащего порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, а также в части отсутствия в проекте контракта информации о сроках приемки выполненной работы в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
2. В остальной части жалобу ООО "Стройинвест" о нарушении войсковой частью 6907 требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 7408, г. Нижний Новгород" - (стрелковый тир), номер извещения 0832100002016000005, признать необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим требования части 3 статьи 14, части 13 статьи 34, статьи 42, части 5 статьи 63, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание Заказчику и оператору электронной площадки об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты закупки.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 июня 2016 г. N 1143
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016