Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Сдельников А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В.
при участии: - Бокова А.Ю. |
-
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,
представителя ООО ДСК "Гранит" (доверенность от 28.01.2016 б/н), |
- Павлюк А.В. |
- |
представителя ООО ДСК "Гранит" (доверенность от 28.01.2016 б/н), |
- Ковалева А.Л. |
- |
представителя ГФУ инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области (доверенность от 30.06.2016 N01-05/339), председателя единой комиссии, |
- Угарова И.А. |
- |
представителя ГФУ инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области (доверенность от 07.07.2016 N01-05/348), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Дорожно-строительной компании "Гранит" (далее также - ООО ДСК "Гранит", заявитель) на действия единой комиссии Государственного федерального бюджетного учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области (далее также -единая комиссия) при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения нужд учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО ДСК "Гранит" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту дамбы обвалования N1 инженерной защиты Курмышской сельхознизины Пильнинского района Нижегородской области, номер извещения 0332100009816000032 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия неправомерно отказала ООО ДСК "Гранит" в допуске к участию в электронном аукционе, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя позицию, изложенную в жалобе, поддержали в полном объёме.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО ДСК "Гранит" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 10.06.2016 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту дамбы обвалования N1 инженерной защиты Курмышской сельхознизины Пильнинского района Нижегородской области и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 88 904 364,74 рубля.
2) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.
В рассматриваемом случае для выполнения работ по капитальному ремонту дамбы обвалования N1 инженерной защиты Курмышской сельхознизины Пильнинского района Нижегородской области требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, включённым в перечень, утверждённый Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N624, а именно:
- пункт 33 (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
- пункт 33.12 (дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики).
Между тем заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определённым видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к участникам о соответствии положениям пунктов 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, ГФУ инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области нарушило требования части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении подрядчика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 названной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 названной статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 названной статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 17 части II документации об электронном аукционе предусмотрено требование подрядчику в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1.8 проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и предоставить отчёт о заключенных договорах заказчику. Общий объём работ, выполняемый указанными субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять 15% от цены контракта.
Между тем проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
4) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Постановление).
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в Постановлении.
Согласно пункту 7.4 проекта контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается в размере 1,5 процента от цены Контракта.
В силу пункта 7.7 проекта контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 1 процентов от цены Контракта.
Из изложенного следует, что заказчиком не предусмотрена ситуация, когда цена контракта составит менее 50 000 000 рублей, с учётом снижения цены контракта в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ГФУ инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области нарушены требования частей 4, 5, 8 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5) 01.07.2016 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N93 от 01.07.2016.
В соответствии с протоколом N93 от 01.07.2016 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (27.06.2016 08:00) поступило 4 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 4 соответственно (по мере поступления).
Согласно протоколу N93 от 01.07.2016 единая комиссия допустила к участию и признала участниками электронного аукциона участников закупки, подавших заявки под порядковыми номерами 3 и 4.
Участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 1 и 2 (ООО ДСК "Гранит"), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
ООО ДСК "Гранит" (заявка N2) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно:
- участником не представлены конкретные характеристики товара в отношении щебня М400 фракции 10-20 мм марки по истираемости И2 (требование заказчика: "Марки по истираемости щебня фракции свыше 10 до 20 мм должны соответствовать марке И1 и И2").
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно подпункту б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать согласие предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Комиссия Нижегородского УФАС России, проанализировав первую часть заявки ООО ДСК "Гранит", пришла выводу, что она не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (часть V документации о закупке) понятие "и" означает указание на требуемые характеристики из перечисленных показателей.
Заявитель в первой части заявки указал: марка по истираемости щебня соответствует марке И1. Между тем требование документации об электронном аукционе: марки по истираемости щебня фракции св. 10 до 20 мм и гравия фракции св. 10 до 20 мм должны соответствовать марке И1 и И2, поскольку участником закупки не указана марка по истираемости щебня И2 истребуемая заказчиком.
Изложенное является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе. В связи с этим жалоба заявителя признаётся необоснованной.
6) 04.07.2016 состоялась процедура проведения электронного аукциона, что зафиксировано в соответствующем протоколе. Последнее ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под порядковым номером 4.
Также 04.07.2016 единая комиссия рассмотрела вторые части заявок участников закупки. Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов электронного аукциона N93.1.
Победителем электронного аукциона признано ООО "ЭЙДОС" (заявка N3), заявка которого соответствовала требования документации о закупке.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении данной процедуры не выявлено.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения положений частей 4, 5, 8 статьи 34, части 5 статьи 63 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, существует необходимость выдачи предписания заказчику для устранения нарушений требований части 6 статьи 30 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе путём уточнения положений проекта государственного контракта при заключении такого контракта.
Кроме того, в целях продолжения определения подрядчика и заключения контракта, возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписания о прекращении приостановления осуществления закупки, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Дорожно-строительной компании "Гранит" на действия единой комиссии Государственного федерального бюджетного учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту дамбы обвалования N1 инженерной защиты Курмышской сельхознизины Пильнинского района Нижегородской области, номер извещения 0332100009816000032, необоснованной.
2. Признать ГФУ инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области нарушившим требования части 6 статьи 30, частей 4, 5, 8 статьи 34, части 5 статьи 63 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание о внесении изменений в проект контракта при его заключении.
4. Выдать оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание о прекращении приостановления определения подрядчика.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии А.В. Сдельников
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 июля 2016 г. N 1212
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016