Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.А.Кошкумбаевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, старшего специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
Заказчика - администрации Гурьевского городского округа Калининградской области (далее - Заказчик)
Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) |
С.И.Песоцкого Ю.А.Бритвич
И.Б. Николаевой А.А.Корнилова
|
представителя по доверенности; представителя по доверенности,
представителя по доверенности; представителя по доверенности;
|
в отсутствие представителей ООО "Компания "АСТ" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3980 от 22.06.2016) на действия Заказчика - администрации Гурьевского городского округа при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 1000 куб. метров в сутки в п. Родники, Гурьевский район, Калининградская область" (извещение N 0135200000516000502) (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 22.06.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В документации на проведение открытого конкурса право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 1000 куб. метров в сутки в п. Родники, Гурьевский район, Калининградская область", в частности, в числе критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, помимо цены контракта, содержится критерий "Показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" с коэффициентом значимости показателя 20%. По вышеуказанному показателю предметом оценки является количество квалифицированных специалистов по следующим специальностям: инженеров, проектировщиков, архитекторов, предлагаемых участником открытого конкурса для выполнения работ, имеющих ученую степень (звание) в области соответствующей объекту закупки.
Согласно требований конкурсной документации, для подтверждения сведений о количестве квалифицированных специалистов, предлагаемых участником открытого конкурса для выполнения работ, имеющих ученую степень (звание) в области соответствующей объекту закупки, участник конкурса предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе оформленный в произвольной форме список специалистов по следующим специальностям: инженеров, проектировщиков, архитекторов, предлагаемых участником конкурса для выполнения работ, имеющих ученую степень (звание) в области соответствующей объекту закупки, участник конкурса предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе следующие документы:
-оформленный в произвольной форме список специалистов по следующим специальностям: инженеров, проектировщиков, архитекторов, предлагаемых участником конкурса для выполнения работ, имеющих ученую степень (звание) в области, соответствующей объекту закупки;
-копии документов, подтверждающих согласно списку специалистов по следующим специальностям: инженеров, проектировщиков, архитекторов, соответствующими документами о присвоении (присуждении) ученой степени (звания) в области соответствующей объекту закупки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Правила).
Одновременно с этим, в соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, считает положения конкурсной документации с требованиями о квалификации участников закупки ограничивающими конкуренцию и нарушающими действующее законодательство РФ по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, такие документы как диплом о высшем инженерном образовании, о присвоении ученой степени (доктора технических наук или кандидата технических наук), личная трудовая книжка работника, содержат в себе персональные данные этого работника.
Обработка персональных данных - любое действие, совершаемое работодателем с персональными данными работников с использованием средств автоматизации или без использования таковых, включая их сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, называется одним словом (статья 3 Закона N152-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Закона N152-ФЗ, лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.
Частью 1 статьи 86 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Таким образом, участие Работодателя в конкурентной процедуре размещения государственного заказа является ситуацией, в которой Работодатель - Участник конкурса, обязан запросить у своего работника разрешение на предоставление персональных данных, а именно копии диплома о высшем инженерном образовании, о присвоении ученой степени (доктора технических наук или кандидата технических наук), личной трудовой книжки работника, третьим лицам (Заказчику).
Статья 88 ТК РФ устанавливает перечень требований, в соответствии с которыми работодатель передает персональные данные работника третьим лицам и
сообщает их в коммерческих и иных целях. При этом, обязательным условием предоставления третьим лицам персональных данных работника опять же является разрешение работника.
Вышеуказанные положения Конкурсной документации являются дискриминирующими по отношению к участникам конкурса, обладающим значительными кадровыми ресурсами, работники которых, однако, по каким-либо личным основаниям, отказались от предоставления своему работодателю - участнику конкурса, возможности передачи своих персональных данных третьему лицу - Заказчику.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе, по мнению заявителя, конкурсная документация на заключение муниципального контракта не должна содержать в себе положения, косвенно ограничивающие конкуренцию путем установления условий, реализация которых, с одной стороны, способствует успешному участию в конкурсе и получению высоких баллов, с другой стороны - возможность реализации которых зависит от субъективной воли третьих лиц, на которых Участник не может повлиять в силу закона. Так, Участник конкурса как работодатель не может заставить своих работников дать разрешение на предоставление персональных данных третьему лицу - Заказчику.
Таким образом, условия Конкурсной документации по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", устанавливающему условия в части квалификации специалистов, а именно - обязательное наличие у них ученой степени, не позволяют объективно оценивать предложения Участников конкурса и в итоге достигнуть целей размещения Конкурсной документации, а именно: определить поставщика, которым будут предложены наилучшие условия исполнения будущего контракта. Одновременно с этим, указанные положения Конкурсной документации создают преимущественные условия участия в процедуре определенному кругу участников.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке в том числе критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 27 Правил оценки, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Таким образом, Законом о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к трудовым ресурсам участника закупки, в том числе требований о наличии у участника закупки трудовых ресурсов с определенным уровнем образования или опытом работы.
Помимо этого, пунктом Показатель 2.1.3 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" конкурсной документации установлено: что, в случае, если заявка на участие в открытом конкурсе не содержит вышеуказанные документы и сведения, то по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" участнику открытого конкурса единой комиссией будет присвоено нулевое значение.
Участник закупки, успешно выполняющий разработку проектно-сметной документации на аналогичных объектах будет необоснованно оценен конкурсной комиссией в 0 баллов, что явно не соответствует целям осуществления закупок и указанного конкурса и противоречит положениям Закона о контрактной системе. Считаем, что указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, и которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Считает, что критерий "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" установлен Заказчиком несоразмерно (под трудовыми ресурсами фактически подразумевается квалификация участников закупки следующих специальностей: инженеры, проектировщики, архитекторы имеющие ученую степень (звание) в области, соответствующей объекту закупки. Работы по проектированию, которые являются предметом контракта, заявленного в конкурсной документации, не могут требовать подобной квалификации специалистов, поскольку не относятся к разряду работ по научным исследованиям. Таким образом, данное требование конкурсной документации является ограничивающим конкуренцию и нарушающим действующее законодательство. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган не согласен с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, считает, что установленные критерий не нарушает права и законные интересы заявителя, не ограничивает количество участников конкурса, не нарушает принципа прозрачности и обеспечения конкуренции, а конкурсная документация соответствует требованиям законодательства.
Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик поддерживает позицию Уполномоченного органа и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
08.06.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса (N0135200000516000502) и Конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 095 769,00 рублей.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 19 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации, установлен следующий нестоимостной критерий:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показатель 2.1.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Показатель 2.1.2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Показатель 2.1.3 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Таким образом, установленные в конкурсной документации нестоимостной критерий и показатели данного критерия (в частности, обжалуемый заявителем показатель 2.1.3. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами"), полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Правил.
Кроме того, пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Таким образом, с целью оценки заявок по нестоимостному критерию оценки заказчик вправе установить показатели нестоимостного критерия оценки, показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, в том числе наличие определенного уровня образования у специалистов и опыта работы, предлагаемых для оказания услуг.
Одновременно, в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки. Согласно части 3 указанной статьи при описании в документации о закупке объекта закупки не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Законом о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к трудовым ресурсам участника закупки, в том числе требований о наличии у участника закупки трудовых ресурсов с определенным уровнем образования или опытом работы.
На основании изложенного следует, что отсутствие в заявке на участие в Конкурсе таких сведений, как уровень образования специалистов участника закупки, опыт работы специалистов, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки такого участника, в случае установления соответствующих показателей, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, не ограничивает количество участников конкурса и не нарушает принципы прозрачности и обеспечения конкуренции.
Доводы Заявителя о том, что положения конкурсной документации с требованиями о квалификации участников закупки нарушают российское законодательство по причине передачи персональных данных третьим лицам Комиссия считает необоснованными на том основании, что участник торгов, подавая заявку на участие в них, по общему смыслу самого института торгов заинтересован именно в достижении положительного экономического результата на них, для получения которого согласно законодательству на него ложится обязанность по подготовке соответствующего комплекта документов в составе заявке, который затем оценивается комиссией по проведению торгов. Таким образом, именно участник торгов, принимая участие в публичной и открытой процедуре закупок и являясь заинтересованных лицом в получении экономического положительного результата для себя, заинтересован в получении от своих сотрудников согласия на обработку их персональных данных в соответствии с требованиями российского законодательства в этой сфере.
На основании изложенных фактов Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация соответствует требованиям российского законодательства о контрактной системе и жалоба Заявителя является необоснованной.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компания АСТ" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.А. Кошкумбаева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 июня 2016 г. N КС-172/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2016