Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации Алеутского муниципального района (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по строительству объекта "12-квартирный двухэтажный жилой дом по ул. Школьная с. Никольское Алеутского района Камчатского края" (закупка
N 0138300004816000018), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "12-квартирный двухэтажный жилой дом по ул. Школьная с. Никольское Алеутского района Камчатского края" (закупка N 0138300004816000018) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 74 424 640,00 рублей.
Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе 21.06.2016.
05.07.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ". По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по разработке документации о Закупке, положения которой не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе:
1) в проект контракта не включены сведения о конкретном сроке действия контракта, от которого отсчитывается срок действия банковской гарантии;
2) не установлено обязательное требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
3) Заказчик требует в составе первой части заявки предоставление информации участниками ЭА, касающуюся - наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, тогда как Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе, согласно которым в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе слова "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара" заменены словами "наименование страны происхождения товара";
4) согласно статьи 14 Закона о контрактной системе не установлено требование о том, что участник Закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 08.07.2016 N 12-967 возразил следующее.
Срок исполнения контракта указан в пунктах 1.2, 9.1 проекта контракта: "до 30 декабря 2016 года". Аналогичные положения содержатся в извещении о проведении Закупки в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" и в информационной карте аукциона пункт 2.4.
В извещении о проведении ЭА установлены единые требования к участникам Закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанные "единые требования" включены все требования, установленные Законом о контрактной системе, в том числе и требование о том, что участник закупки не может являться офшорной компанией.
Заказчик при подведении итогов электронного аукциона обязан в первую очередь использовать нормы Законы о контрактной системе, и в случае обнаружения сведений о том, что участник Закупки является оффшорной компанией или компанией, зарегистрированной в Турецкой республике, Заказчик должен будет отклонить указанную заявку, ссылаясь на нормы Закона о контрактной системе.
Пункт 4.1 "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения" информационной карты документации об ЭА полностью соответствует требованиям статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку предметом ЭА является выполнение работ по строительству объекта "12-квартирный двухэтажный жилой дом по ул. Школьная с. Никольское Алеутского района Камчатского края".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В части 9 проекта контракта, входящего в состав документации об аукционе, указано, что контракт вступает в силу и становится обязательным для всех сторон со дня его подписания сторонами с учетом исполнения его условий и действует до полного исполнения сторонами всех обязательств по контракту. Срок действия контракта не включает в себя гарантийный срок.
Пунктом 1.2 проекта контракта установлен срок завершения работ: со дня заключения контракта до 30.12.2016 года.
В пункте 2.5 проекта контракта указано, что окончательная оплата принятых работ осуществляется не позднее 30 календарных дней с момента подписания акта приемки объекта капитального строительства.
Вышеуказанные сведения в проекте контракта позволяют определить срок действия контракта: до 30.01.2017.
Таким образом, довод Заявителя о не указании в проекте контракта сведений о конкретном сроке действия контракта не нашел своего подтверждения.
2. На основании части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона..
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в перечне которых указано требование о том, что участник Закупки не является офшорной компанией.
Заказчик, в документации об аукционе в составе единых требований к участникам Закупки не установил требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией, что не соответствует требованию части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчик, в документации об аукционе (утвержденной 11.02.2015) в пункте 4.1 части 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению" установил, что первая часть заявки должна содержать, в том числе "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара ".
Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон" о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в том числе в часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которым слова "места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара" заменены словами "страны происхождения товара".
Таким образом, требования Заказчика к содержанию в первой части заявки информации: "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара", установлено не в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика.
4. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утвержден прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В вышеуказанный перечень входит: строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные.
Объектом Закупки является выполнение работ по строительству объекта "12-квартирный двухэтажный жилой дом по ул. Школьная с. Никольское Алеутского района Камчатского края".
Заказчик не установил требование к участникам Закупки о не нахождении участника закупки под юрисдикцией Турецкой Республики, а также о том, что участник закупки не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренное частью 3 статьи 14, пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика.
5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО).
Согласно части 6 указанной статьи условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в случае, предусмотренном частью 5 данной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Из приведенных норм следует, что требование к привлечению субподрядчиков из числа СМП и СОНО и последующая обязанность подрядчика о таком привлечении распространяется исключительно на подрядчиков, не являющихся СМП и СОНО.
Заказчик в извещении установил требование к подрядчику, не являющемуся СМП и СОНО, о привлечении к исполнению контракта СМП и СОНО и, соответственно включил в проект контракта (п. 3.4.22) обязанность о привлечении подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНО.
При этом, в проекте контракта не содержится условие, что указанная обязанность распространяется только на случай, если подрядчик не является СМП и СОНО, в нарушение части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Единственный участник Закупки, с которым Заказчик намеревается заключить контракт, не является СМП и СОНО и соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией о Закупке, в связи с этим основание для выдачи предписания отсутствует.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части не установления в документации об ЭА требований к участникам не являющимся офшорной компанией, о не нахождении участника закупки под юрисдикцией Турецкой Республики; установления в документации об ЭА требований к первой части заявки не в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 30, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 12 июля 2016 г. N 21-06/190-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016