Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Королевой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Камчатскому краю" (далее - Заказчик): исполняющей обязанности директора Шрамко Ю.А. (приказ N 180-кр от 20.11.2015), Блажковой С.А. (по доверенности от 11.07.2016 N 260),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту капитального строительства: Реконструкция осушительной системы "Захребтик-1", Елизовский район, Камчатский край (закупка N 0338100001316000003), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
20.06.2016 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по объекту капитального строительства: Реконструкция осушительной системы "Захребтик-1", Елизовский район, Камчатский край (закупка N 0338100001316000003) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 88 129 440, 00 рублей.
04.07.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по разработке документации о Закупке, в которой:
- в проекте контракта не установлен надлежащим образом размер аванса;
- в проекте контракта установлено обеспечение исполнения контракта в размере 10 % от цены контракта, без учета снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов;
- неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника без соответствующей ссылки на необходимость его предоставления только при его наличии;
- требование о наличии у участника Закупки документов, подтверждающих соответствие участника аукциону установлено не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения от 08.07.2016 N 258, в которых пояснили следующее.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлен размер авансового платежа равный 10 % от цены заключенного контракта, который будет определен на основании предложения цены контракта победителя электронного аукциона. Кроме того, пунктом 2 проекта контракта установлен порядок и срок оплаты выполненных работ.
При проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта не всегда снижается участниками Закупки, например, в случае подачи одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся и снижение начальной (максимальной) цены не происходит, поэтому Заказчиком установлено требование о предоставлении допусков на выполнение требуемых видов работ, с правом заключения договоров по осуществлению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не менее начальной (максимальной) цены контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Перечень обязательной информации, которая должна содержаться в проекте контракта, установлена в статье 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 2.7. проекта контракта Заказчик установил: "Государственный заказчик производит выплату Ге6неральному подрядчику аванса безналичным путем в размере 10 % от цены заключенного Контракта. Авансовые платежи засчитываются в счет оплаты работ частями по мере выполнения работ в размере, равном стоимости выполненного этапа работ. Если авансовый платеж или его остаток меньше стоимости этапа работ, то зачет производится на всю сумму авансового платежа или его остатка".
Заказчик, установил в проекте контракта точную (конкретную) процентную ставку размера аванса - 10 (десять) процентов от цены заключенного контракта, при этом не указал минимально возможные и (или) предельно допустимые величины аванса, то есть установил конкретный размер аванса.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя о не указании Заказчиком в проекте контракте конкретного размера аванса не обоснован.
В извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе установлено обеспечение исполнения контракта: в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта (8 812 944,00 рубля), то есть не менее размера аванса, что соответствует положениям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом, в проекте контракта обеспечение исполнения контракта: в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта - установлено без указания возможности предоставления обеспечения исполнения контракта в полуторном размере, но не менее чем в размере аванса, в случае, если предложенная цена в заявке участника Закупки снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, в нарушении части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 17 документации об электронном аукционе установлено требование к составу второй части заявки: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица).
Требование о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона отсутствует.
Поскольку вышеуказанное требование не установлено в документации об электронном аукционе, то заявка участника Закупки не может быть признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, в случае не предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Исходя из вышеуказанных норм, условием допуска к участию в электронном аукционе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об электронном аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, с указанием стоимости работ по договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки.
Предметом Закупки является выполнение работ по объекту капитального строительства: Реконструкция осушительной системы "Захребтик-1".
Заказчик в пункте 17 документации об электронном аукционе установил требование к участникам Закупки: "о наличии копии действующего свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624, наличие допусков на выполнение требуемых видов работ, с правом заключения договоров по осуществлению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не менее начальной (максимальной) цены контракта".
Таким образом, требование о предоставлении в составе второй части заявки:
- копии действующего свидетельства о допуске к конкретным видам работ, что противоречит части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
- наличия в свидетельстве саморегулируемой организации информации о стоимости выполненных работ по одному договору не менее начальной (максимальной) цены контракта, что противоречит части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
установлено не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в нарушении части 3 статьи 64 Закона о контактной системе.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В документации об электронном аукционе отсутствует даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации по Закупке, в нарушении пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления в проекте контракта обеспечение исполнения контракта в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, без указания возможности предоставления обеспечения исполнения контракта в полуторном размере, но не менее чем в размере аванса, в случае, если предложенная цена в заявке участника Закупки снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта; установления к участникам Закупки требований не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; не установления дат начала и окончания предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 96, частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.М. Королева
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 июля 2016 г. N 2009/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016