Резолютивная часть объявлена 12 июля 2016 г. Изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 г. |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
член Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Медпром" (далее - ООО "Медпром", Общество) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела) |
|
Заказчик
Уполномоченный орган |
Областное казенное учреждение "Центр медико-социальных услуг Курской области" (далее - ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области") Комитет по управлению имуществом Курской области |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
..., ... (по доверенности)
... (по доверенности) (представлены документы, удостоверяющие личность) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002416000576 |
|
Объект закупки |
право заключения контракта с областным казенным учреждением "Центр медико-социальных услуг Курской области" на поставку ТСР - слуховых аппаратов (Регистрационный номер 09-05/12787) |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
7 993 506 руб. 01 коп. |
Доводы жалобы:
1. По мнению заявителя, в нарушение требований ч.3 ст.96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), заказчиком в п. 28 аукционной документации неверно установлен срок действия банковской гарантии.
2. В нарушение п.7 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_", Постановления Правительства Российской Федерации N102 от 05.02.2015 г. "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г.), заказчиком в п. 37 аукционной документации не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
3. Как указывает заявитель, в позиции 1 приложения N2 "Описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование к характеристике слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного - "бинауральная координация кнопки-переключателя", в позиции 3 приложения N2 "Описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование к характеристике слухового аппарата цифрового заушного средней мощности - "бинауральная синхронизация". По мнению подателя жалобы, указанные требования ограничивают возможность участия в электронном аукционе, что является нарушением п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
4. По мнению заявителя, в проекте контракта заказчиком не установлен порядок определения размера неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
В ходе заседания Комиссии представители ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" и комитета по управлению имуществом Курской области с доводом заявителя об отсутствии в аукционной документации условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г. согласились, пояснив, что при размещении закупки была допущена техническая ошибка. Вместе с тем, по мнению представителей заказчика и уполномоченного органа, условия для соблюдения требований Постановления Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г. не наступили, так как на участие в электронном аукционе была подана одна заявка.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N0144200002416000576:
- дата размещения изменений извещения о проведении электронного аукциона - 21.06.2016 г.;
- дата окончания подачи заявок - 07.07.2016 г.
Согласно сведений, представленных заказчиком, уполномоченным органом, на участие в электронном аукционе N0144200002416000576 поступила 1 заявка.
1. Заказчиком в п.28 "Порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта" аукционной документации указано: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на три месяца".
В соответствии с ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_", исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ "О контрактной системе_", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, установленное заказчиком в п.28 "Порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта" аукционной документации требование к сроку действия банковской гарантии не противоречит положениям ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_".
2. Как установлено п.7 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_", в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ "О контрактной системе_", указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлено: "Указано в документации".
В п. 37 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" аукционной документации заказчиком указано: "Не установлены".
Кроме того, в п. 38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе представление документов, подтверждающих "соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с частью 37 документации, или копии этих документов".
Как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, при размещении закупки в п. 37 аукционной документации была допущена техническая ошибка и ошибочно указано "не установлены".
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, к объекту закупки отнесены товары, имеющие Код ОКПД2 "26.60.14.120". Указанный Код ОКПД2 входит в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г.
Таким образом, не установив в извещении о проведении электронного аукциона условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, заказчик, уполномоченный орган нарушили требования п.7 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_", Постановления Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г.
Вместе с тем, условия для соблюдения требований Постановления Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г. не наступили, так как на участие в электронном аукционе была подана одна заявка, что подтверждается протоколом рассмотрения единственной заявки от 12.07.2016 г., размещенным на официальном сайте ЕИС. Таким образом, нарушение п.7 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияло на результат электронного аукциона и не повлекло нарушения законных прав и интересов участников закупки и заказчика.
3. В позиции 1 приложения N2 "Описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе заказчиком установлены технические характеристики слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного, в том числе "бинауральная координация кнопки-переключателя", а также в позиции 3 приложения N2 "Описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе заказчиком установлены технические характеристики слухового аппарата цифрового заушного средней мощности, в том числе "бинауральная синхронизация".
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что бинауральное протезирование показано инвалидам, которые состоят на учете в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" на обеспечение техническими средствами реабилитации. Бинауральное протезирование прописано в индивидуальных программах реабилитации инвалидов по назначению медико-социальной экспертизы.
В материалы дела заказчиком представлены пять индивидуальных программ реабилитации инвалидов, которые содержат перечень технических средств реабилитации, необходимых инвалидам, в том числе: - слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный: 2 шт.; - слуховой аппарат заушный сверхмощный бинаурально: 2 шт.; - слуховой аппарат цифровой заушный мощный: 2 шт.; - слуховой аппарат цифровой заушный мощный: 2 шт.; - слуховой аппарат сверхмощный заушный цифровой бинаурально - 2 шт.
Таким образом, установление заказчиком требования о наличии у поставляемых слуховых аппаратов функций "бинауральная координация кнопки-переключателя" и "бинауральная синхронизация", обусловлено потребностью заказчика, что подтверждается представленными в материалы дела индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Кроме того, Комиссия отмечает, что заявителем в материалы дела не представлено сведений и документов, подтверждающих доводы жалобы об ограничении возможности участия в закупке в связи с установлением заказчиком вышеуказанных требований.
Как установлено Комиссией, из содержания аукционной документации заказчика не следует, что закупка осуществляется среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе. Таким образом, при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участника закупки осуществить его поставку.
При таких обстоятельствах, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения материалами дела.
4. Как установлено ч.4 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Статьей 34 ФЗ "О контрактной системе_" определены требования к содержанию контракта.
Так, в соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, рассчитываемой как процент от цены контракта и ее значения.
В соответствии с ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок предусмотрен в п.п. 4, 5, 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
В п.п. 4, 5 Правил указано, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Правилами, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Правилами.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, установленной в Правилах.
Учитывая, что в ФЗ "О контрактной системе_" не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), расчет пени по формуле, закрепленной Правилами, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
В п.7.8 проекта контракта заказчиком установлено: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
В п.7.6 проекта контракта указано: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком".
При этом отсутствует расчет пени по формуле, закрепленной Правилами, что не соответствует требованиям п.6 Правил и является нарушением ч.5 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе_".
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст. 99, 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медпром" на действия заказчика - Областного казенного учреждения "Центр медико-социальных услуг Курской области", уполномоченного органа - комитета по управлению имуществом Курской области обоснованной в части.
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Центр медико-социальных услуг Курской области" нарушившим требования ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", Постановление Правительства N1063 от 25.11.2013 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Выдать заказчику - Областному казенному учреждению "Центр медико-социальных услуг Курской области" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
5. Передать материалы дела N101/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 июля 2016 г. N 101/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016