Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Поткина - и.о. руководителя управления;
Заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок, торгов и органов власти; О.И. Злобина - специалист-эксперт отдела контроля закупок, торгов и органов власти,
в присутствии представителя заказчика: МБУ "Технопарк - Липецк" - Гончаровой Е.А. (доверенность N8 от 20.06.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе на закупку работ по проекту: "Реконструкция нежилых производственных помещений (Литер М) по ул. 9 Мая, владение 27 в г. Липецке под производственный комплекс опытно - экспериментальных исследований (завершение реконструкции)" (реестровый номер 0346300146516000009) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 14.06.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "Технопарк-Липецк").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
ООО "Стройинвест", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своего представителя для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" указано, что в документации об электронном аукционе имеется ряд нарушений Закона о контрактной системе. А именно в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в локальной смете N02-01-06 "Электрооборудование и электроосвещение" содержится указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент". Также, по мнению заявителя, заказчиком необоснованно сокращены сроки направления участниками запросов о даче разъяснений положений документации. Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, предоставил письменное возражение на жалобу.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом директора МБУ "Технопарк-Липецк" от 19.05.2016 г. N 19 принято решение о проведении электронного аукциона.
Документация об электронном аукционе на закупку работ по проекту: "Реконструкция нежилых производственных помещений (Литер М) по ул. 9 Мая, владение 27 в г. Липецке под производственный комплекс опытно - экспериментальных исследований (завершение реконструкции)" и извещение о проведении электронного аукциона N0346300146516000009 размещены 23.05.2016 г. на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 71 415 298,08 рублей.
Рассмотрев довод жалобы о наличии в локальной смете N02-01-06 "Электрооборудование и электроосвещение" указания на товарные знаки без обязательного включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент", Комиссия считает его не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия установила, что приложением N2 к документации об электронном аукционе являются локальные сметные расчеты, в том числе локальный сметный расчет N02-01-06 "Электрооборудование и электроосвещение".
При этом, в пункте N5 документации об электронном аукционе указано, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в приложении N2 к документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения нескольких методов, в том числе, посредством применения проектно-сметного метода. Таким образом, из указанных положений Закона и документации об электронном аукционе следует, что локально-сметные расчеты - приложение N2 являются обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия установила, что в локальных сметных расчетах содержатся указания на товарные знаки отдельных товаров. Исходя из приведенных положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что запрет на указание товарного знака установлен только для описания объекта закупки. При этом такой запрет не распространяется на обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Довод жалобы о неправомерном сокращении заказчиком сроков направления участниками электронного аукциона запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, Комиссия признает обоснованным в связи со следующим.
Комиссией установлено, что в пункте 21 документации об электронном аукционе указано, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес этой электронной площадки запрос о даче разъяснений положений настоящей документации с 23.05.2016 по 04.06.2016.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок подачи заявок на участие в электронном аукционе - до 14.06.2016. Исходя из положений выше указанной нормы закона и извещения, участники электронного аукциона могли подавать запросы о разъяснении положений документации до 11.06.2016.
Таким образом, заказчик неправомерно сократил срок направления запросов участниками электронного аукциона о разъяснении положений документации, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод жалобы о не установлении заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, Комиссия признала его необоснованным на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12.1. документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
При этом пунктом 16 документации об электронном аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и настоящей документацией, или копии таких документов:
-свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим определенные виды работ,
-или свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим следующие виды работ: работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, заказчиком предъявлено требование к участникам о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем Комиссия в ходе анализа проектной документации установила, что в состав работ, подлежащих выполнению по контракту, входят работы по монтажу систем пожарной сигнализации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (далее - лицензия МЧС России).
Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, заказчик обязан установить в документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии такой лицензии.
При этом Комиссия отмечает, что работы по монтажу систем пожарной сигнализации, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав работ по реконструкции объекта капитального строительства. Обязанность выполнить работы подрядчиком лично документация об электронном аукционе не содержит, что позволит подрядчику при исполнении контракта привлечь к выполнению данных видов работ субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (часть 1 статьи 706 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков) у него должно быть свидетельство о допуске к работам по организации строительства, а в случае отсутствия допуска к работам по генподряду у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе и лицензия МЧС России.
Как было указано ранее, в документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у участников свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим следующие виды работ: работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, требования ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком при установлении требований к участникам электронного аукциона соблюдены.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 14.06.2016 на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки.
При этом, согласно сведениям единой информационной системе одним из участников подавался запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе.
На рассмотрение жалобы ООО "Стройинвест" не представлено доказательств того, что им был направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, а заказчик на него не ответил.
В связи с данным обстоятельством Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат проведения электронного аукциона.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе на закупку работ по проекту: "Реконструкция нежилых производственных помещений (Литер М) по ул. 9 Мая, владение 27 в г. Липецке под производственный комплекс опытно - экспериментальных исследований (завершение реконструкции)" (реестровый номер 0346300146516000009) обоснованной в части необоснованного сокращения сроков направления запросов о даче разъяснений положений документации.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ И.В. Поткина
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 21 июня 2016 г. N 165м/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016