Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителей: Администрации сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области - Галашевой О.О; в отсутствии представителей ООО "Стройзаказчик", должным образом извещенного о дате, времени и месте заседания Комиссии.
рассмотрев жалобу ООО "Стройзаказчик" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Муниципальное казенное учреждение "Центр муниципальных закупок Одинцовского муниципального района Московской области" (далее-Уполномоченное учреждение), Администрация сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "Закупка в 2016 году работ по устройству металлического ограждения и входной группы в зону спортивных площадок в селе Ершово, дом 8 Одинцовского района Московской области" (номер извещения 0848300045416000616 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское областное УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, в документации Заказчиком были нарушены требования Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 31.05.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 368 841,22;
3) срок окончания подачи заявок - 24.06.2016;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) заявкам 2 участников закупки отказано в допуске к участию в Аукционе;
6) дата проведения аукциона в электронной форме 01.07.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик при описании товара использовал в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе нестандартные понятия, символы и т.п., ввел описание значения и правил употребления различного рода типографских знаком и знаков пунктуации, например, "*1", "{}", "двойные круглые скобки", и т.д. Такое количество знаков и пояснений запутывает участников закупки при заполнении заявки.
Заказчик на заседании комиссии пояснил, что согласно подпункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки в Аукционной документации должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Законом о контрактной системе не установлен запрет на использование тех или иных символов, обозначений. Заказчик наделен правом самостоятельного определения параметров и характеристик товаров, удовлетворяющих его потребностям, способов описания требуемых параметров.
Согласно Инструкции по заполнению заявок: символ "*1" означает показатель, который не может изменяться и все значения, слова, фразы или диапазоны должны быть указаны в неизменном виде.
Символ "(( ))" (двойные круглые скобки), означают показатель, который не может изменяться и все значения, слова, фразы или диапазоны должны быть указаны в неизменном виде, при этом (( )) удаляется.
Символ "{}", который означает, что участник аукциона должен представить конкретное значение показателя, при этом крайние значения включены и знак {} удаляется.
Изучив Инструкцию по заполнению заявок, Комиссия установила, что в инструкции подробно указано применение и значение каждого символа, используемого в документации.
Заявитель доказательств обратного не представил, таким образом довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы заявителя, ко всем товарам/материалам, представленным в Приложении N2- формы 2 отсутствуют ссылки на ГОСТ, что значительно затрудняет подготовку заявки. Участникам закупки не представляется возможным сопоставить ГОСТ к товару.
Комиссия установила, что в технической части документации об Аукционе Заказчиком установлено: "В заявке Участник должен отразить материалы, с показателями (характеристиками) соответствующими, указанным в Приложении N2 к Техническому заданию - Форме-2. Предлагаемые материалы должны соответствовать следующему перечню нормативно-правовых актов и государственных стандартов Российской Федерации в действующей редакции с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями, а также документам, ссылки на которые в таких ГОСТ имеются: ГОСТ 2162-97, ГОСТ 31384-2008, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 6613-86, ГОСТ Р 51693-2000, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 3284-73, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 283-75, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 15030-78, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 24211-2008, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 23683-89, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 25128-82, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 19433-88, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 9389-75"
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлено какой товар какому ГОСТ должен соответствовать, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком предъявлены требования, которые являются расходными и не относятся к объекту закупки, например, п. 1 Лента, п. 4, 14 Бруски, п.12 Проволка горячекатаная в мотках, п. 13 Гвозди строительные, п. 15, 17 Доска, п. 16 Проволка светлая, п. 18 Сжим ответлительный, п. 21 Щиты из досок, п. 22 Парафины, п. 27 Ксилол нефтяной, п. 28 Электроды, п. 5 Бетон.
Комиссия установила, что перечисленные в жалобе Заявителя пункты Приложения N2 Формы-2 к Техническому заданию установлены в Локальной ресурсной ведомости. Так как объектом закупки являются работы по устройству металлического ограждения и входной группы в зону спортивных площадок в селе Ершово, дом 8 Одинцовского района Московской области, все перечисленные наименования товара имеют непосредственное отношение к исполнению работы.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.06.2016 N0848300045416000616-1, Заявке под номером 3 отказано в допуске к участию в аукционе по основанию: "Заявка не соответствует требованиям аукционной документации ч.3. п.12.2. раздела III. ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕТРОННОМ АУКЦИОНЕ, п.22 раздела X. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, а именно: 1. В п.1 "Лента" в п.п. "номинальная ширина" участником указано значение 20 мм, а в п.п. "толщина" участником указано значение 0,10 мм. Согласно ГОСТ 2162-97, на основании которого заданы требования к материалу "Лента", для ленты, использующейся для широкого применения, для номинальной ширины 20 мм значение толщины ленты должно быть 0,35 мм. Участником аукциона в электронной форме указаны недостоверные сведения о материале/товаре. 2. В п.1 "Лента" в п.п. "должна быть" участником указано значение двусторонняя, в п.п. "лента" участником указано значение двусторонняя обычной липкости, в п.п. "марка" участником указано значение 1 ШОЛ, а в п.п. "тип" участником указано значение 1. Согласно ГОСТ 2162-97, на основании которого заданы требования к материалу "Лента", тип 1 - это лента односторонняя, 1 ШОЛ - лента односторонняя обычной липкости для широкого применения. Участником аукциона в электронной форме указаны недостоверные сведения о материале/товаре 3. В п.4 "Бруски" в п.п. "сорт" участником указано значение III, а в п.п. "сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся здоровые пластевые и ребровые" участником указано значение "допускаются". Согласно ГОСТ 8486-86, на основании которого заданы требования к материалу "Бруски", для III сорта брусков размер сучков сросшихся, частично сросшихся и несросшихся здоровых пластевых и ребровых в долях ширины стороны будет составлять 1/2. Участником аукциона в электронной форме указаны недостоверные сведения о материале/товаре".
Заявке под номером 4 отказано в допуске к участию по основанию: "Заявка не соответствует требованиям аукционной документации ч.3. п.12.2. раздела III. ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕТРОННОМ АУКЦИОНЕ, п.22 раздела X. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, а именно: 1. В п.4 "Бруски" в п.п. "сорт" участником указано значение III, а в п.п. "рак" участником указано значение 1/2. Согласно ГОСТ 8486-86, на основании которого заданы требования к материалу "Бруски", для III сорта брусков параметр рак допускается протяжением в долях длины пиломатериала до 1/3. Участником аукциона в электронной форме указаны недостоверные сведения о материале/товаре. 2. В п.4 "Бруски" в п.п. "сорт" участником указано значение III, а в п.п. "Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся здоровые кромочные" участником указано значение 1/2. Согласно ГОСТ 8486-86, на основании которого заданы требования к материалу "Бруски", для III сорта брусков размер сучков сросшихся, частично сросшихся и несросшихся здоровых кромочных в долях ширины стороны составляет во всю кромку. Участником аукциона в электронной форме указаны недостоверные сведения о материале/товаре. 3. В п.4 "Бруски" в п.п. "сорт" участником указано значение III, а в п.п. "прорость" (длиной в долях соответствующей стороны) участником указано значение 1/4. Согласно ГОСТ 8486-86, на основании которого заданы требования к материалу "Бруски", для III сорта брусков параметр прорость длиной в долях длины пиломатериала должен быть не более 1/10. Участником аукциона в электронной форме указаны недостоверные сведения о материале/товаре"
С учетом нарушений, допущенных Заказчиком при составлении Документации об аукционе в части не установления требований о соответствии товаров конкретному ГОСТу заявки под номерами 3, 4 неправомерно отклонены участия в электронном Аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок Заявителя от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройзаказчик" частично необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дел от 30.06.2016 N 07-24-9000/16 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 июня 2016 г. N 07-24-9000/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016