Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванова А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" - Морозковой О.А. (доверенность б/н от 21.07.2015);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью строительно-монтажная компания "РосПроект" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью строительно-монтажная компания "РосПроект" (603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 7, корп. 4, офис 3; далее - ООО СМК "РосПроект") на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, 5. 9; далее - ФКУ Упрдор "Россия") при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта по подготовке документации по планировке территории объекта: "Реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 231+000 - км 246+000, Тверская область", извещение N 0336100012516000039 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 24.05.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
10.06.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО СМК "РосПроект" на действия государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта по подготовке документации по планировке территории объекта: "Реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 231+000 - км 246+000, Тверская область", извещение N 0336100012516000039 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.05.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению подателя Жалобы, включение государственным заказчиком в конкурсной документации критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки", содержащего конкретизацию относительно опыта выполнения работ по планировке территории исключительно в отношении автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса, приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки, ввиду того, что правила выполнения работ (оказания услуг) по разработке документации по планировке территории автомобильных дорог являются аналогичными (идентичными) для всех линейных объектов (автомобильные дороги, железные дороги и т.д.).
Учитывая изложенное, податель Жалобы - ООО СМК "РосПроект" просит выдать государственному заказчику - ФКУ Упрдор "Россия" предписание об устранении допущенных нарушений.
Также следует отметить, что доводы дополнений к Жалобе о возможном нарушении государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, ООО СМК "РосПроект" имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Государственный заказчик - ФКУ Упрдор "Россия" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях и в дополнениях на нее (вх. NN 3991, 4099 от 16.06.2016, 20.06.2016 Новгородского УФАС России соответственно), суть которых сводится к следующему.
Требование о наличии опыта участника по разработке документации по планировке территории исключительно для автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса обусловлено спецификой проводимых работ по разработке документации по планировке территории, отличной от иных линейных объектом (наличие придорожных полос).
Действующее законодательство также предусматривает специальный порядок согласования документации по планировке территории автомобильных дорог.
Таким образом, в связи с наличием специальных норм, регламентирующих разработку документации по планировке территории для автомобильных дорог, и особенностей размещения объектов дорожной инфраструктуры, заказчик вправе устанавливать требование о наличие опыта по разработке документации по планировке территории исключительно для автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В мае - июне 2016 года государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта по подготовке документации по планировке территории объекта: "Реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 231+000 - км 246+000, Тверская область" (начальная (максимальная) цена контракта - 11 892 500 ,00 рублей (далее - НМЦК)).
Конкурсная документация утверждена распоряжением N 135-р от 12.05.2016 начальника ФКУ Упрдор "Россия" А.А. Мятиева.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Критерии оценки заявок содержатся в разделе 15 конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 15.3.3.1 конкурсной документации по не стоимостному критерию "Квалификация участников закупки" установлен такой показатель как: "опыт участника закупки по разработке документации по планировке территории (планировке и межеванию территорий) для автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (заключение контракта (договора) с 1 марта 2015 г.)".
Согласно пункту 3.2.1.2 конкурсной документации характеристики работ изложены в Задании (приложение N 4 к настоящей документации) (далее - Задание).
Из пункта 1 Задания следует, что в рамках рассматриваемой закупки будет осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для реконструкции объекта капитального строительства: "Реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 231+000 - км 246+000, Тверская область".
Изучив действующее законодательство в указанной сфере Комиссия установила, что в Российской Федерации разработаны и применяются нормативные правовые акты, определяющие содержание документации по планировке территории с целью размещения автомобильных дорог федерального значения и дорожного сервиса (далее - Документация) и порядок ее согласования с компетентными органами.
Так, из части 2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 257) следует, что порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Проводя закупки, предметом которых является подготовка Документации, заказчик обязан руководствоваться, в частности, приказом Минтранса России от 06.07.2012 N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (далее - Приказ N 199 от 06.07.2012).
Из пункта 34 Приказа N 199 от 06.07.2012 следует, что подготовленная и согласованная в установленном порядке документация по планировке территории подлежит направлению подведомственными Федеральному дорожному агентству учреждениями или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" на утверждение в Федеральное дорожное агентство.
Также при выполнении работ, предусмотренных объектом рассматриваемой закупки, необходимо учитывать, в частности, положения приказа Минтранса N 4 от 13.01.2010 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", согласно пункту 7 которого границы придорожных полос автомобильных дорог федерального значения учитываются в документах территориального планирования, документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения.
Таким образом, наличие специальных нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки и согласования Документации в компетентных органах, обуславливает специфический характер работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, а также требований к опыту исполнителей.
Следовательно, установление в пункте 15.3.3.1 конкурсной документации показателя критерия "Квалификация участников закупки" в виде наличия у участника закупки опыта по разработке документации по планировке территории (планировке и межеванию территорий) для автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема является правомерным и соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку вышеперечисленные нормативные акты регламентируют требованиям к проектированию исключительно таких линейных объектов как автомобильные дороги.
Таким образом, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок заказчик устанавливает требование к участникам о их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса, то есть содержащиеся в конкурсной документации и извещении сведения должны быть тождественны.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Согласно положениям ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ N 257 автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является подготовка (разработка) документации по планировке территории в целях реконструкции объекта капитального строительства (линейного объекта) - автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 231+000 - км 246+000, Тверская область".
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет осуществления закупки обладают следующими признаками:
- представляют собой работы по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,
заказчик должен установить в документации по проведению открытого конкурса обязательное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области проектирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники закупки должны представить в составе своих заявок на участие в открытом конкурсе копии таких свидетельств.
Согласно Перечню работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, являются работами по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающими влияние на их безопасность (например, наличие в разрабатываемой документации схемы планировочной организации земельных участков (пункт 4 раздела 12 Задания) - пункт 1 раздела 2 Перечня, разработка схемы планировочной организации земельных участков для формирования полосы отвода автомобильной дороги (подпункт 3 пункта 4 раздела 12 Задания) - подпункт 1.3 пункта 1 раздела 2 Перечня).
В соответствии с частью 5.1 статьи 48 ГрК в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19714 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства".
Следовательно, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом открытом конкурсе участники закупки должны были иметь и представить в составе своих конкурсных заявок свидетельство о допуске к видам работ по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно (с учетом положений части 5.1 статьи 48 ГрК) свидетельство о допуске к работам по пункту 13 раздела 2 Перечня (работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)).
В пункте 8.1 конкурсной документации государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" установлены требования к участникам рассматриваемой закупки. При этом, среди данных требований, отсутствует требование, предусмотренное пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы, о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, то есть о наличии у них свидетельств о допуске к видам работ по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающими влияние на их безопасность.
В подпункте "г" пункта 2.1.1 конкурсной документации указано, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 (а именно пунктам 3, 4, 5, 7, 9) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, указание на представление документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, то есть о наличии у них свидетельств о допуске к видам работ по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающими влияние на их безопасность, государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" также не установлено.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ УПРДОР "Россия" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 5 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в извещении о проведении рассматриваемой закупки и конкурсной документации обязательных требований к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией в области проектирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и неустановлении к участникам закупки обязательного требования о представлении в составе конкурсных заявок исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (копий свидетельств о допуске к работам по пункту 13 раздела 2 Перечня).
2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, конкретный перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленному запрету, Постановление не содержит.
Ранее указанный запрет установлен в разделе 23 конкурсной документации.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен перечень документов и информации, которая должна содержаться в заявке участника открытого конкурса.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно подпункту "з" пункта 2.1.1 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в частности декларацию, составленную участником закупки в произвольной форме, в которой декларируется соответствие участника закупки Постановлению либо иной документ о соответствии Постановлению, или заверенные копии этих документов.
В соответствии с подпунктами "б", "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать:
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копию документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- копию учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица).
Указанные документы позволяют определить соответствие участников закупки установленному Постановлением запрету и рассматриваются конкурсной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 53 Закона о контрактной системе при подведении итогов открытого конкурса.
Представление каких-либо дополнительных документов и сведений, подтверждающих ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено.
Соответствующая позиция отражена в совместном Письме Министерства экономического развития Российской Федерации N 12589-ЕЕ/Д28и, Федеральной антимонопольной службы N АЦ/28993/16 от 28.04.2016.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержится нарушение части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к содержанию заявок на участие в открытом конкурсе, не предусмотренных законодательством.
3. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
В пункте 2.1.2 конкурсной документации указано, что предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки составляется по форме приложения N 3 к конкурсной документации и включает в себя предложение по цене контракта и предложение по качеству услуг.
На участие в рассматриваемом конкурсе поступили заявки 6 участников.
Согласно пункту 8 протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.06.2016 NПРО1 для закупки N 0336100012516000039 (далее - Протокол), размещенному на официальном сайте, приложениями к Протоколу являются:
1. Оценка предложений участников по критериям оценок;
2. Оценка приложение 2.1 и 2.2 (039) (оценка приложение 2.1 и 2.2 (039).pdf).
Среди перечисленных ранее приложений к Протоколу отсутствует информация, предусмотренная частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, а именно отсутствуют предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме приложения N 3 к конкурсной документации.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержится нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении требований к оформлению протокола, составляемого в ходе проведения открытого конкурса, а именно: в отсутствии в качестве обязательного приложения к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в данном открытом конкурсе от 16.06.2016 NПРО1 предложений участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных в действиях заказчика нарушений Комиссия исходит из следующего.
Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, исходя из общего количества участников рассматриваемой закупки (на участие в ней поступили заявки 6 участников) и их правоспособности (в составе заявок содержатся свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающими влияние на их безопасность по пункту 13 раздела 2 Перечня), а также результатов состоявшихся торгов (НМЦК (11 892 500 ,00 рублей) снижена до 7 000 000,00 рублей)).
В составе заявок всех участников конкурса представлены предложения в отношении объекта закупки по форме согласно Приложению N 3 к Конкурсной документации, ни один из участников не отклонен по причине непредставления неправомерно затребованной декларации о соответствии Постановлению.
Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Также Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с Протоколом участником, предложившим наилучшие условия исполнения контракта после победителя торгов - Общества с ограниченной ответственностью "Автодор" (далее - ООО "Автодор"), было признано Общество с ограниченной ответственностью "Межевой земельный центр" (далее - ООО "Межевой земельный центр"), однако, содержащаяся в его заявке копия свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающими влияние на их безопасность, не позволяет данному участнику выполнять работы, являющиеся объектом закупки, поскольку в соответствии с ним стоимость работ по одному договору не может превышать 5 000 000,00 рублей, в тот момент как, его предложение по цене контракта составляет 7 045 275,05 рублей.
Таким образом, в случае уклонения участника закупки, признанного победителем рассматриваемой закупки (ООО "Автодор") от заключения государственного контракта, государственный заказчик - ФКУ Упрдор "Россия" не вправе направлять проект контракта для его подписания второму участнику закупки, предложившему наилучшие условия исполнения контракта после победителя торгов (ООО "Межевой земельный центр").
Руководствуясь статьями 31, 32, 49, 50, 51, 53, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью строительно-монтажная компания "РосПроект" (603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 7, корп. 4, офис 3) на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, 5. 9) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта по подготовке документации по планировке территории объекта: "Реконструкция автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке км 231+000 - км 246+000, Тверская область", извещение N 0336100012516000039 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.05.2016, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 и части 5 статьи 51, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" и членов его конкурсной комиссии.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
А.Т. Иванов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 июня 2016 г. N 3471/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016