Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Руднева А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - Орденко Леонида Владимировича (доверенность N 53 от 10.05.2016), Плясова Дениса Викторовича (доверенность N 62 от 04.07.2016), Банникова Ильи Викторовича (доверенность N 64 от 05.07.2016);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность N 56 от 19.05.2016);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н; далее - ООО "Элементаль-Норма") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000616000383 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 14.06.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
29.06.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Элементаль-Норма" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000616000383 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.06.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Податель Жалобы приводит следующие доводы.
1. По позиции 2 "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" Приложения N 7 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ" к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Приложение N 7; Документация) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" по характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" установлен показатель, для которого указаны варианты значений - "Смешивается или не смешивается".
По характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" в данной позиции установлен такой же показатель.
В то же время, по характеристике, которая определяется диапазоном значений, "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" установлена нижняя граница диапазона "50" и верхняя граница диапазона "70" в % по массе.
В соответствии с пунктом 3 инструкции по заполнению заявки, содержащейся в Приложении N 7 (далее - Инструкция), при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Следовательно, участник закупки в первой части своей заявки по характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" должен указать диапазон, включающий в себя диапазон значений "50-70".
При этом, из таблиц N 1 и N 2 ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные" (далее - ГОСТ Р 52128-2003) следует, что данный диапазон соответствует битумной эмульсии ЭБК-1. Для этого вида эмульсии по характеристикам "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" возможно единственное значение показателя - "Не смешивается".
Следовательно, установленный государственным заказчиком вариант значения "Смешивается" противоречит положениям вышеуказанного ГОСТ.
2. По позиции 2 "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" по характеристике "Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 7 сут." установлено максимальное значение показателя - "0,5".
По характеристике "Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 30 сут." установлено максимальное значение показателя - "0,8".
Как следует из наименования товара, эмульсия может быть только битумная.
Согласно таблицам N 1 и N 2 ГОСТ Р 52128-2003 показателям по вышеуказанным характеристикам соответствует битумно-полимерная эмульсия ЭБПК.
Следовательно, устанавливая вышеуказанные требования к товарам, государственный заказчик вводит в заблуждение участников закупки.
3. По позиции 2 "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" по характеристике "Глубина проникания иглы: эластичность при 25 °С" указан показатель, с вариантами значений "Не нормируется или 80".
Как следует из наименования товара, эмульсия может быть только битумная.
Согласно таблицам N 1 и N 2 ГОСТ Р 52128-2003 для битумной эмульсии значение эластичности при 25 °С не нормируется. Показатель "80" относится к битумно-полимерной эмульсии ЭБПК.
4. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "минеральный порошок соответствующий требованиям ГОСТ Р 52129-2003" (позиция 3 Приложения N 7) государственным заказчиком установлены варианты значений характеристики "Максимальный показатель битумоемкости минерального порошка" - не нормируется или 80.
Согласно таблице 1 ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей" (далее - ГОСТ Р 52129-2003) битумоемкость для минерального порошка марки МП-1 не нормируется, значение 80 относится к минеральному порошку марки МП-2, но активированным или неактивированным может быть только порошок марки МП-1.
Следовательно, государственный заказчик при описании объекта закупки использует значение показателя битумоемкости, не предусмотренное ГОСТ для порошка МП-1.
5. Кроме того, государственным заказчиком относительно данного товара не установлена единица измерения битумоемкости (в соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 52129-2003 единицей измерения является "г").
6. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 3 Приложения N 7) государственным заказчиком установлено максимальное значение характеристики "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня фракции 1 в составе смеси" - 3 %.
По характеристике "Морозостойкость щебня фракции 1 в составе смеси" установлено минимальное значение - F300.
При этом, согласно Таблице 8 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" (далее - ГОСТ 8267-93) для щебня марки по морозостойкости F300 потеря массы после данного испытания должна быть не более 2 %.
7. По позиции 4 "Термопластик для разметки дорог" Приложения N 7 к характеристике, которая определяется диапазоном значений, "Класс разметочного материала по времени отверждения" установлена нижняя граница диапазона "ВТ1" и верхняя граница диапазона "ВТ3".
По характеристике "Время отверждения термопластика" установлено максимальное значение показателя - "не более 15 мин".
В соответствии с таблицей 11 ГОСТ Р 52575-2006 "Материалы для дорожной разметки" (далее - ГОСТ Р 52575-2006) для каждого класса разметочного материала возможен только один вариант времени отверждения.
Таким образом, участник закупки не способен указать диапазон по характеристике "Класс разметочного материала по времени отверждения".
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" податель Жалобы усматривает нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и введении в заблуждение участников электронного аукциона.
В соответствии с возражениями на Жалобу (исх. N 2319/07 от 04.07.2016) государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.
1. Пункт 3 Инструкции разъясняет участникам закупки правила оформления заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе, при установлении заказчиком верхней и нижней границы диапазона.
Государственный заказчик обращает внимание, что диапазон не может состоять из двух четко установленных границ.
2. В ГОСТ 52128-2003 содержатся такие термины, как битумная эмульсия прямого типа и битумно-полимерная эмульсия.
Учитывая изложенное, битумная эмульсия может быть либо прямой (путем диспергирования вяжущего вещества с водным раствором) либо полимерактивной (с введением эмульгатора) в процессе диспергирования.
Согласно таблицам N 1 и N 2 ГОСТ 52128-2003 значения 0,5 и 0,8 являясь максимальными значениями показателей, включают в себя весь диапазон возможных значений, подходящих для различных типов битумных эмульсий.
3. Установленные значения по характеристике "Глубина проникания иглы: эластичность при 25 °С" (не нормируется или 80) дают участникам закупки возможность предложения более широкого диапазона товаров.
4. Согласно пункту 3 ГОСТ Р 52129-2003 порошок минеральный - материал, полученный при помоле горных пород или твердых отходов промышленного производства; порошок минеральный активированный - материал, полученный при помоле горных пород или твердых отходов промышленного производства с добавлением активирующих веществ, при помоле битуминозных пород, в том числе горючих сланцев.
Следовательно, минеральный порошок бывает двух видов: активированный и неактивированный, из чего следует, что минеральный порошок не активируют, поэтому он является неактивированным, и порошок МП-2 следует отнести к неактивированным.
5. Поскольку в ГОСТ Р 52129-2003 отсутствует безразмерный показатель "Максимальный показатель битумоемкости минерального порошка" (он единственный), то нет двоякого понимания данного термина.
6. Относительно довода N 6 государственный заказчик, считает, что давая возможность участнику использовать более широкие диапазоны показателей (характеристик) материалов, он не вводит их в заблуждение, поскольку не нарушает требования ГОСТ 8267-93.
7. В данном случае один и тот же разметочный материал, закупленный у одного и того же производителя, может находиться в диапазоне класса отверждения в зависимости от применяемых компонентов и погодных условий.
Показатель по характеристике "Время отверждения термопластика" установлен таким образом, чтобы исключить увеличение сроков выполнения работ в процессе их исполнения.
Учитывая изложенное, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает указанные в Документации об электронном аукционе показатели (характеристики) соответствующими законодательству Российской Федерации.
Кроме того, на рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика пояснили следующее.
При указании в Документации требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, государственный заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о контрактной системе.
В процедуре осуществления рассматриваемой закупки ГОКУ "Новгородавтодор" не усматривает в своих действиях нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области.
Государственный заказчик выполнил все требования законодательства о контрактной системе: включил в состав Документации локальную смету и техническое задание, позволяющие определить объем выполняемых работ, а также их соответствие законодательству Российской Федерации о техническом регулировании и т.д.
Податель Жалобы, по мнению ГОКУ "Новгородавтодор", ошибочно полагает, что нормы статьи 33 Закона о контрактной системе распространяют свое действие на устанавливаемые в Документации характеристики товаров, используемых при выполнении работ.
Заказчик, в свою очередь, руководствовался нормами части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определяет содержание документации об электронном аукционе.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" в полной мере выполнил требования действующего законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе всесторонне описав объект рассматриваемой закупки.
При этом Заказчик не допустил установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в рассматриваемом аукционе.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Уполномоченный орган - Департамент письменные возражения на Жалобу не представил. На рассмотрении Жалобы представитель Департамента уточнил, что указанные в Жалобе доводы не относятся к компетенции уполномоченного органа, на участие в рассматриваемой закупке была подана единственная заявка.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В июне - июле 2016 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" и уполномоченным органом - Департаментом осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 36 993 574, 45 рублей).
Документация утверждена начальником ГОКУ "Новгородавтодор" С.И. Назаровым 02.06.2016.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области.
Согласно пункту 10.2 Документации требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении N 7.
В соответствии с наименованием позиции 2 Приложения N 7 эмульсия битумная дорожная должна отвечать требованиям ГОСТ Р 52128-2003.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" для эмульсии битумной дорожной в Приложении N 7 по характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" установлен показатель, для которого указаны варианты значений - "Смешивается или не смешивается".
В отношении характеристики "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" по данной позиции Приложения N 7 установлен такой же показатель.
В то же время, к показателю, который определяется диапазоном значений, "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" заказчиком установлены требования к нижней границе диапазона - 50 % по массе и верхней границе диапазона - 70 % по массе.
Указанные значения приведены заказчиком в столбцах 8, 9 Приложения N 7.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Следовательно, исходя из положений Инструкции, участник закупки в своей заявке по вышеуказанной характеристике должен указать такой конкретный диапазон значений, который включал бы в себя и нижнюю и верхнюю границы, указанные в столбцах 8, 9 Приложения N 7 по данной позиции (то есть 50 и 70 % по массе).
При этом соответствии с таблицами N 1 и N 2 ГОСТ Р 52128-2003 по характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" со значениями от 50 до 70 % по массе соответствует только эмульсия битумная ЭБК-1.
Причем характеристикам "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" ЭБК-1 имеет единственно возможное значение - "Не смешивается".
Таким образом, указанные в Приложении N 7 государственным заказчиком варианты значений показателей "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" противоречат положениям таблицы N 2 указанного ГОСТ, поскольку не имеют иных возможных значений, кроме "не смешивается". Следовательно, вариант значения "смешивается" не мог быть установлены государственным заказчиком в Приложении N 7 (столбец 7) с учетом предъявленных требований к диапазону значений характеристики "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором".
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ Р 52128-2003) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Соответственно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.
2. В соответствии с пунктом 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
По позиции 2 "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" по характеристике "Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 7 сут." установлено максимальное значение показателя - "0,5".
По характеристике "Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 30 сут." установлено максимальное значение показателя - "0,8".
Согласно таблицам N 1 и N 2 ГОСТ Р 52128-2003 таким показателям соответствует эмульсия битумная дорожная ЭБПК (то есть эмульсия битумно-полимерная катионная) всех классов (ЭБПК-1, ЭБПК-2, ЭБПК-3).
Податель Жалобы считает, что под вышеуказанные значения показателя попадает только вышеуказанный вид эмульсии.
В то же время, эмульсия битумная дорожная ЭБК (ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБК-3) в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003 имеет следующие характеристики:
- устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 7 сут. - 0,3 % по массе;
- устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 30 сут. - 0,5 % по массе.
По вышеуказанной позиции согласно Инструкции участник закупки в своей заявке может указать любые значения показателей "Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 7 сут." и "Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014): через 30 сут.", соответствующие ГОСТ Р 52128-2003, не превышающие максимальные значения, установленные в Приложении N 7 (0,5 и 0,8).
Следовательно, участник закупки не лишен возможности предоставить по данным характеристикам такой товар, как эмульсия битумная дорожная ЭБК всех классов.
К тому же эмульсия битумная дорожная (ЭБК-1) отвечает установленным заказчиком требованиям к диапазону значений по характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" - 50-70 % по массе.
Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.
3. По позиции 2 "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" по характеристике "Глубина проникания иглы: эластичность при 25 °С" указан показатель, с вариантами значений "Не нормируется или 80".
Согласно таблицам N 1 и N 2 ГОСТ Р 52128-2003 для битумной эмульсии ЭБК всех классов значение эластичности при 25 °С не нормируется. Показатель "80" относится к эмульсии битумной ЭБПК-1.
Учитывая, что по ранее указанным характеристикам эмульсии битумной дорожной участнику закупки представляется возможным предложить к использованию при выполнении работ только эмульсию ЭБК-1, характеристика "80", соответствующая согласно ГОСТ Р 52128-2003 эмульсии битумной ЭБПК-1, не удовлетворяет потребностям государственного заказчика и создает внутренние противоречия в Приложении N 7.
Таким образом, в данной части государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" также допущено необъективное описание объекта закупки при использовании стандартных показателей, предусмотренных ГОСТ Р 52128-2003, что указывает на нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Соответственно довод Жалобы является необоснованным
4. В соответствии с позицией 3 Приложения N 7 компонент асфальтобетонной смеси - минеральный порошок должен отвечать требованиям ГОСТ Р 52129-2003.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены варианты значений показателя "Максимальный показатель битумоемкости минерального порошка" для минерального порошка - не нормируется или 80.
Согласно Приложению N 7 минеральный порошок может быть неактивированным или активированным.
При этом, согласно пункту 4 ГОСТ Р 52129-2003 порошки в зависимости от показателей свойств и применяемых исходных материалов подразделяют на МП-1 и МП-2.
Согласно данному пункту указанного ГОСТ МП-1 - порошки неактивированные и активированные из осадочных (карбонатных) горных пород и порошки из битуминозных пород, а МП-2 - порошки из некарбонатных горных пород, твердых и порошковых отходов промышленного производства.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ Р 52129-2003 битумоемкость для минерального порошка марки МП-1 не нормируется, значение 80 относится к минеральному порошку марки МП-2, но активированным или неактивированным может быть только порошок марки МП-1.
Следовательно, государственный заказчик при описании объекта закупки использует значение показателя битумоемкости, не предусмотренное ГОСТ для порошка МП-1.
Довод государственного заказчика о том, что участники рассматриваемой закупки могут предложить к поставке порошок марки МП-2 противоречит вариантам допустимых значений показателя "Влажность минерального порошка", установленным государственным заказчиком относительного данного товара в Приложении N 7 (до 1 % по массе или не нормируется), поскольку в соответствии с Таблицей 1 ГОСТ Р 52129-2003 установленные государственным заказчиком значения данного показателя применимы исключительно для порошка марки МП-1.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки при использовании положений, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003.
5. Согласно Таблице 1 ГОСТ Р 52129-2003 единицей измерения показателя битумоемкости минерального порошка является "г".
Однако данный показатель по позиции 3 Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлен без указания единицы измерения.
Таким образом, в данной части государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" также допущено нарушение правил описания объекта закупки.
Следовательно, в ходе рассмотрения вышеуказанные доводы Жалобы нашли свое подтверждение.
6. В соответствии с позицией 3 Приложения N 7 компонент асфальтобетонной смеси - щебень фракции 1 из плотных горных пород должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
Относительно данного товара государственным заказчиком в Приложении N 7 установлено минимальное значение показателя "Морозостойкость щебня фракции 1 в составе смеси" - F300.
В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
Следовательно, использованию при выполнении работ подлежит щебень следующих марок по морозостойкости: F300 или F400.
Кроме того, относительно данного товара государственным заказчиком в Приложении N 7 установлено максимальное значение показателя "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня фракции 1 в составе смеси" - 3 %.
В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8 данного ГОСТ.
Согласно Таблице 8 ГОСТ 8267-93 значение показателя потери массы после испытания для щебня марок F300, F400 по морозостойкости не должно быть более 2 %.
Следовательно, в данном случае, государственным заказчиком также нарушены правила описания объекта рассматриваемой закупки, поскольку установленное государственным заказчиком максимальное значение данного показателя не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня по морозостойкости.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" также содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки (ненадлежащее использование положений ГОСТ 8267-93).
В данной части Жалоба также обоснованна.
7. По позиции 4 "Термопластик для разметки дорог" Приложения N 7 по показателю, который определяется диапазоном значений - "Класс разметочного материала по времени отверждения" установлены требования к нижней границе диапазона - ВТ1 и верхней границе диапазона - ВТ3.
При этом по показателю "Время отверждения термопластика" установлено максимальное значение показателя - "не более 15 мин".
Также заказчиком установлено требование о соответствии данного товара, используемого при выполнении работ (термопластик для разметки дорог) требованиям ГОСТ Р 52575-2006.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 52575-2006 в настоящем стандарте применяются сокращения и обозначения классов разметочных материалов, в частности ВТ (по времени отверждения термопластика и холодного пластика).
В соответствии с пунктом 5.2.5 ГОСТ Р 52575-2006 время отверждения термопластиков и холодных пластиков должно соответствовать значениям, указанным в таблице 11, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Таблица 11 ГОСТ Р 52575-2006 устанавливает следующие значения:
- для класса разметочного материала ВТ1 время отверждения определено в границах 10-20 мин;
- для класса разметочного материала ВТ2 время отверждения определено в границах 5-9 мин;
- классу разметочного материала ВТ3 для времени отверждения отведено менее 5 мин.
Учитывая, положения пункта 3 Инструкции участник закупки в своей заявке должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9 (применительно к данной позиции - ВТ1 и ВТ3).
В соответствии с ГОСТ Р 52575-2006 время отверждения до 15 минут соответствует классам разметочного материала ВТ2, ВТ3.
Однако, время отверждения разметочного материала класса ВТ1 согласно ГОСТ Р 52575-2006 может превышать данный временной промежуток, и составлять 20 мин.
Следовательно, участник закупки может быть лишен возможности предложить к использованию при выполнении работ разметочный материал класса ВТ1, вследствие его не соответствия характеристике "Время отверждения термопластика".
В то же время, класс ВТ1 должен быть включен в диапазон значений, установленных государственным заказчиком в Приложении N 7.
Кроме того, по мнению Комиссии, характеристика класса разметочного материала вообще не должна быть установлена в Приложении N 7 в виде диапазона значений, поскольку действующий государственный стандарт, на который ссылается государственный заказчик, определяет три конкретных класса такого материала в зависимости от времени затвердевания и не описывает данный показатель в качестве диапазонного.
Варианты значения класса разметочного материала должны были быть отражены заказчиком в столбце 7 Приложения N 7, а не столбцах 8,9
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем и не отвечающим положениям государственного стандарта установлении значений показателя товара, используемого при выполнении работ.
Следует отметить, что довод Заказчика об отсутствии в его действиях нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе Комиссия считает несостоятельным исходя из следующего.
Статья 66 Закона о контрактной системе указывает три вида объекта закупки при проведении электронного аукциона: поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
В соответствии с пунктом 3.1 Документации объектом закупки является выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области.
В соответствии с пунктом 3.2 Документации описание объекта закупки указано в Приложении N 1 к Документации (Ведомость объемов работ) и Приложении N 5 к Документации (Дефектная ведомость). Причем данные разделы Документации описывают работы с указанием используемых товаров (строительных материалов), например:
- устройство выравнивающего слоя из горячей плотной асфальтобетонной смеси тип Б марки II;
- розлив битумной эмульсии 0,3 т на 1000 м, транспорт 150 км;
- и т.д.
Кроме того, Приложение N 1 к проекту контракта содержит аналогичную ведомость объемов работ.
Приложение N 7 устанавливает характеристики и показатели материалов (товаров), которые должны использоваться подрядчиком при выполнении рассматриваемых работ.
При этом Приложение N 8 к проекту контракта представляет собой "Конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ"
Следовательно, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ с использованием товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статья 33 Закона о контрактной системе, устанавливающая правила описания объекта закупки, подлежит применению при закупке любых товаров работ и услуг, а также работ и услуг с использованием товаров.
Учитывая изложенное, при описании объекта закупки заказчик в любом случае руководствуется положениями вышеуказанной статьи.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.
Запросов о даче разъяснений положений Документации от участников рассматриваемой закупки не поступало, рассмотрение заявок участников закупки и отбор участников аукциона на момент рассмотрения Жалобы не проведены, в связи с чем оснований полагать, что кто-либо из хозяйствующих субъектов был введен в заблуждение относительно указания показателей предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров, не имеется.
ООО "Элементаль-Норма" не изъявило желания участвовать в закупке и не указало в Жалобе, что совершенные заказчиком при определении содержания Документации действия препятствуют ему в подаче заявки на участие в аукционе.
Таким образом, вследствие отсутствия доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на осуществление закупки, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении допущенных государственным заказчиком нарушений.
В результате проведения на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки Новгородским УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" и уполномоченного органа - Департамента не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Кромы-Вольная Горка-Тёсовский протяжённостью 5,078 км, км 18+517 - км 23+595, в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000616000383 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.06.2016, частично обоснованной в части доводов Жалобы N 1, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению "Новгородавтодор" не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Раскоснов
Д.А. Руднева
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 5 июля 2016 г. N 3874/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2016