Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Зодчий" (далее - Заявитель) на действия КГАОУ ДОД "СДЮСШ Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спорта "Старт" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение задания по выполнению комплекса проектно-изыскательских работ для объекта капитального строительства "Региональный центр по фигурному катанию" (извещение N 0156200009916000228),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009916000228 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на выполнение задания по выполнению комплекса проектно-изыскательских работ для объекта капитального строительства "Региональный центр по фигурному катанию".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Комиссия, изучив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы подателя жалобы подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с п.п. 9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 документации о закупке.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участников конкурса". Показателем данного критерия, наряду с иными, является показатель: "Наличие у Участника конкурса опыта выполнения работ сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса (С1i)", Предмет оценки - количество заключенных и исполненных участником конкурса контрактов (договоров) по работам сопоставимым* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса (далее - договор).
*Под сопоставимыми по характеру и объему предмету конкурса работами для оценки по данному показателю понимаются:
проектно-изыскательские работы** для выполнения работ по строительству или реконструкции или капитальному ремонту объектов зданий и сооружений (работы, относящиеся к группе 45.21 "Работы общестроительные по возведению зданий и сооружений" общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 и/или работы, относящиеся к группе 41.20 "Здания и работы по возведению зданий" общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014) выполненные в период с 01.01.2013 по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, с ценой по каждому договору не менее 7 200 000 рублей.
** Данные работы должны быть поименованы в предмете договора.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 10 (десяти) договоров по работам, сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта выполнения работ сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса.
Документами, подтверждающими наличие опыта выполнения работ сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса, являются в совокупности:
- копии заключенных и исполненных договоров по выполненным работам сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса, со всеми приложениями и изменениями;
- копии актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в договорах.
Расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если , - по формуле:
C1i =КЗ*100*(Кi;/Кmax)
б) в случае если, - по формуле:
C1i =КЗ*100*(Кi/Кпред),
при этом, если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное максимальное значение по данному показателю, количество баллов, присуждаемые данной заявке, определяются следующим образом:
C1max =КЗ*100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,4);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое максимальное заказчику значение (10);
C1max - количество баллов по показателю, присуждаемых заявкам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком
C1i - количество баллов, присуждаемых по показателю
Опыт выполнения работ считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий заключенных и исполненных договоров по выполненным работам сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса и (или) - отсутствия приложений и (или) копий актов сдачи-приемки выполненных работ по договорам сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса и (или) - несоответствия тематики (предмета) договоров предмету оценки (выполнение сопоставимых* работ по характеру и объему предмету настоящего конкурса) и (или)- несоответствие стоимости работ, указанной в договоре и актах выполненных работ и (или) - период заключения и исполнения договоров не соответствует требуемому периоду с 01.01.2013 по дату подачи заявки на участие в конкурсе. и (или) - цена каждого договора менее 7 200 000 рублей.
При отсутствии опыта выполнения работ, сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящего конкурса и (или) документального подтверждения заявке присваивается 0 баллов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 руб.
Представитель Заказчика пояснила, что начальная (максимальная) цена контракта формировалась путем иного метода - сводная смета.
Согласно сводной смете, проектные работы из 9 159,66 руб., составляют 5 860,91 руб.
По какой причине цена каждого договора, предоставляемого в качестве подтверждения опыта выполнения работ, должна быть не менее 7 200 000,00 руб., представители Заказчика пояснить не смогли.
Кроме того, в документации отсутствует положение о том, что в подтверждение опыта выполнения работ предоставляются договоры, результатом исполнения которых явилось положительное заключение экспертизы, что исходя из установленного в документации о закупке требования о том, что документация должна получить положительное заключение экспертизы, и является опытом, связанным с предметом контракта, сопоставимым по характеру.
Комиссия отмечает, что нестоимостные критерии, в данном случае, "Квалификация участников конкурса", должны быть направлены на выявление в результате конкурса наиболее квалифицированного участника, участника, обладающего успешным опытом выполнения аналогичных работ, участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, чего в данном случае не прослеживается.
Убедительных доказательств обратного не представлено.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Довод о том, что Заказчик установил в документации о закупке требования к опыту выполнения работ, не являющихся предметом закупки отклоняется как несостоятельный. В данной части антимонопольный орган нарушений требований действующего законодательства не усматривает.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Зодчий" на действия КГАОУ ДОД "СДЮСШ Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спорта "Старт", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на выполнение задания по выполнению комплекса проектно-изыскательских работ для объекта капитального строительства "Региональный центр по фигурному катанию" (извещение N 0156200009916000228) обоснованной в части установления предмета оценки.
2. Признать в действиях КГАОУ ДОД "СДЮСШ Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спорта "Старт", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016