Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Некоммерческого партнерства по инновационному развитию в сфере культуры и городской среды "МЭКС Мультикультурный экспертный центр" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения (извещение N 0156200009916000233),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009916000233 Министерством финансов Пермского края (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 10.06.2016 г. заявке подателя жалобы присвоено 58,25 балла, к оценке не приняты документы, подтверждающие наличие в штате участника конкурса сотрудника, имеющего ученую степень доктора и (или) кандидата экономических и (или) политических наук, наличие в штате у участника конкурса сотрудника, имеющего опыт работы (с общим стажем в должности журналист и (или) редактор и (или) руководитель творческой группы не менее 10 лет) в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании), по данным показателям присвоено 0 баллов.
Заявитель с действиями Конкурсной комиссии не согласен по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Конкурсной комиссии полагает действия Конкурсной комиссии законными по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители Заказчика, не оспаривая по-существу решение Конкурсной комиссии, указывают антимонопольному органу на то обстоятельство, что Конкурсной комиссией не было принято во внимание особое мнение.
Исследовав представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия находит доводы подателя жалобы необоснованными.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, в силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Критерии оценки заявок и порядок оценки установлены в Главе 3 документации о закупке.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участников конкурса". В документации установлены следующие показатели данного критерия:
- Наличие в штате участника конкурса сотрудника, имеющего ученую степень доктора и (или) кандидата экономических и (или) политических наук. Предмет оценки - наличие у участника конкурса сотрудника, имеющего ученую степень доктора экономических и (или) политических наук или кандидата экономических и (или) политических наук, состоящего в трудовых отношениях с участником конкурса (далее - сотрудник). Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 1 сотрудника. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие сотрудника.
Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса сотрудника, являются в совокупности:1. копия диплома доктора экономических и (или) политических наук; или - копия диплома кандидата экономических и (или) политических наук; 2. копия трудовой книжки или копия приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора, подтверждающие трудовые отношения сотрудника с участником конкурса с отметкой работодателя о работе сотрудника в организации у участника конкурса в настоящее время (на дату подписания заявки).
Заявка участника конкурса по показателю оценивается следующим образом:
заявке, в которой представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса сотрудника присваивается - 100 баллов;
заявке, в которой не представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса сотрудника присваивается - 0 баллов.
Формула расчета количества баллов по показателю:
С1i = КЗ * Б1i
где:
КЗ - коэффициент значимости данного показателя (КЗ=0,35);
Б1i - количество баллов, присуждаемых оцениваемой заявке в соответствии со шкалой оценки данного показателя.
Наличие у участника конкурса сотрудника, считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копии диплома кандидата экономических и (или) политических наук
и (или)
- отсутствия копии диплома доктора экономических и (или) политических наук;
и (или)
- отсутствия копии трудовой книжки или копии приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора, подтверждающие трудовые отношения сотрудника с участником конкурса;
и (или)
- отсутствия на копии трудовой книжки или копии приказа (распоряжения) о приеме на работу и копии трудового договора отметки работодателя о работе сотрудника в организации у участника конкурса в настоящее время (на дату подписания заявки).
При отсутствии у участника конкурса сотрудника и (или) подтверждающих документов, заявке на участие в конкурсе по данному показателю присваивается 0 баллов.
- Наличие в штате у участника конкурса сотрудника, имеющего опыт работы (с общим стажем в должности журналист и (или) редактор и (или) руководитель творческой группы не менее 10 лет) в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании) (С3i). Предмет оценки - наличие в штате у участника конкурса сотрудника, имеющего опыт работы (с общим стажем в должности журналист и (или) редактор и (или) руководитель творческой группы не менее 10 лет) в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании) (далее - сотрудник). Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 1 сотрудника. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие сотрудника. Документами, подтверждающими наличие сотрудника, являются:
1. копия трудовой книжки, подтверждающая опыт работы в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании) не менее 10 лет в должности журналист и(или) редактор и(или) руководитель творческой группы;
2. в целях расчета стажа работы сотрудника в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании), участник закупки декларирует (в произвольной письменной форме) периоды включенные в стаж и наименование организаций, являющихся средствами массовой информации, осуществляющими телевизионное вещание (телекомпании);
3. копия трудовой книжки или копия приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора или копия гражданско-правового договора, подтверждающего правовые отношения сотрудника с участником конкурса с отметкой работодателя о работе сотрудника в организации у участника конкурса в настоящее время (на дату подписания заявки).
Заявка участника конкурса по показателю оценивается следующим образом:
заявке, в которой представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса сотрудника присваивается - 100 баллов;
заявке, в которой не представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса сотрудника присваивается - 0 баллов.
Формула расчета количества баллов по показателю:
С3i = КЗ * Б3i
где:
КЗ - коэффициент значимости данного показателя (КЗ=0,35);
Б3i - количество баллов, присуждаемых оцениваемой заявке в соответствии со шкалой оценки данного показателя.
Наличие у участника конкурса сотрудника, считается не подтвержденным в случаях:
- не соответствие должности сотрудника;
и (или)
- стаж сотрудника менее 10 лет;
и(или)
- отсутствие декларации;
и(или)
- отсутствия копии трудовой книжки или копии приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора или копии гражданско-правового договора, подтверждающего правовые отношения сотрудника с участником конкурса;
и(или)
- отсутствия на копии трудовой книжки или копии приказа (распоряжения) о приеме на работу и копии трудового договора или копии гражданско-правового договора отметки работодателя о работе сотрудника в организации у участника конкурса в настоящее время (на дату подписания заявки).
При отсутствии у участника конкурса сотрудника и (или) подтверждающих документов, заявке на участие в конкурсе по данному показателю присваивается 0 баллов.
В документации о закупке (Раздел 7) установлен перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки:
5.1. копия трудовой книжки или копия приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора, подтверждающие трудовые отношения сотрудника с участником конкурса с отметкой работодателя о работе сотрудника в организации у участника конкурса в настоящее время (на дату подписания заявки);
5.2. копия диплома доктора экономических и (или) политических наук;
Или
- копия диплома кандидата экономических и (или) политических наук;
5.3. копии дипломов о высшем профессиональном образовании по специальности: банковское дело или финансы и кредит или экономическая кибернетика;
5.4. копия трудового договора или копия трудовой книжки или копия гражданско-правового договора, подтверждающие опыт работы сотрудника в учебных заведениях высшего профессионального образования на момент подписания заявки;
5.5. копия трудовой книжки, подтверждающая опыт работы в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании) не менее 10 лет в должности журналист и(или) редактор и(или) руководитель творческой группы;
5.6. В целях расчета стажа работы сотрудника в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании), участник закупки декларирует (в произвольной письменной форме) периоды включенные в стаж и наименование организаций, являющихся средствами массовой информации, осуществляющими телевизионное вещание (телекомпании).
5.7. копия гражданско-правового договора, подтверждающего правовые отношения с участником конкурса.
В Форме 1.3, предлагаемой к заполнению, установлен перечень о необходимой совокупности документов, подтверждающих наличие в штате сотрудников.
Комиссией установлено, что в составе заявки подателя жалобы была представлена, в том числе, копия трудовой книжки Колмогоровой Дианы Михайловны - сотрудника, имеющего ученую степень доктора экономических и (или) политических наук или кандидата экономических и (или) политических наук, в которой отсутствовали страницы 20-21, копия трудовой книжки Вайсман Вероники Борисовны - сотрудника, имеющего опыт работы (с общим стажем в должности журналист и(или) редактор и(или) руководитель творческой группы не менее 10 лет) в средствах массовой информации, осуществляющих телевизионное вещание (телекомпании), в которой отсутствовали страницы 18-21.
Комиссия Пермского УФАС России находит действия Конкурсной комиссии основанными на нормах Закона о закупках, признает их соответствующими, поскольку отсутствие указанных страниц трудовой книжки означает, что документ не представлен, и, как следствие, отсутствует совокупность документов, подтверждающая наличие в штате указанных сотрудников.
Довод подателя жалобы о том, что на отсутствующих страницах имелись сведения о награждениях, поощрениях и предоставлять их не было необходимости, отклоняется как несостоятельный, поскольку в документации о закупке было установлено императивное требование о предоставлении трудовой книжки, а не страниц, на которых содержатся сведения о месте работы.
При указанных обстоятельствах, поскольку основания считать спорные документы представленными (в случае предоставления документа не в полном объеме) отсутствовали, в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В соответствии с ч.12 ст.53 Закона о закупках протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке состоялось 10.06.2016 г., при рассмотрении заявок присутствовали следующие члены Конкурсной комиссии - Зарубин А.С. - председательствующий, Иващенко И.А. - секретарь единой комиссии, члены комиссии - И.А.Аникина, О.А.Половинкина, Р.В. Унесихин.
Данный состав Единой комиссии утвержден приказом N СЭД-32-01-04-10 от 20.02.2016 г. с изменениями от 30.03.2016 N СЭД-32-01-04-19.
Представитель Заказчика Аникина И.А. пояснила, что протокол рассмотрения и оценки заявок от 10.06.2016 г. не был подписан ею и Половинкиной О.А. в день рассмотрения и оценки заявок, однако, был опубликован в ЕИС.
Тот факт, что Аникина И.А. и Половинкина О.А. не подписали протокол рассмотрения и оценки заявок в день их рассмотрения, остальными членами Конкурсной комиссии не отрицался, равно как и не отрицался тот факт, что не подписанный всеми членами Конкурсной комиссии протокол был опубликован Уполномоченным органом в ЕИС.
При указанных обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч.12 ст.53 Закона о закупах (в части не подписания протокола в день рассмотрения и оценки заявок членами комиссии Аникиной И.А., Половинкиной О.А).
В действиях Уполномоченного органа, опубликовавшего в ЕИС протокол, который не был подписан всеми членами Конкурсной комиссии, также усматривается нарушение ч.12 ст.53 Закона о закупках.
В материалы дела представлен протокол рассмотрения и оценки заявок от 10.06.2016 г., в котором членами комиссии Аникиной И.А. и Половинкиной О.А. выражено особое мнение, которое сводится к несогласию о том, что документы в отношении Вайсман В.Б. не были приняты к оценке, также указано, что при обнаружении несоответствия сведений, содержащихся в протоколе, решению, принятому членами комиссии, представители Заказчика незамедлительно обратились к секретарю с просьбой исправить техническую ошибку, но получили отказ, считают, что информация по Вайсман В.Б. представлена в полном объеме, в этой связи участника N 4 (податель жалобы) необходимо признать победителем конкурса.
Данное особое мнение датировано 16.06.2016 г.
Как указано выше, представители Заказчика, которые являлись и членами Конкурсной комиссии, в ходе рассмотрения жалобы результаты конкурса не оспаривали.
Особое мнение принято Комиссией Пермского УФАС России во внимание.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Порядок работы единых комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Положением о порядке формирования и работы единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков путем проведения конкурсов и аукционов, утвержденном Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 03.02.2014 N СЭД-32-01-04-13.
Согласно п.6.5 Порядка решения Единой комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Единой комиссии, в том числе посредством использования систем видео-конференц-связи (при наличии технической возможности). При равенстве голосов голос председателя (председательствующего на заседании) Единой комиссии является решающим.
При указанных обстоятельствах, считать результаты оценки, отраженные в протоколе рассмотрения и оценки заявок от 10.06.2016 г. не законными, оснований у антимонопольного органа не имеется, поскольку в нем имеются подписи трех членов комиссии - Зарубина А.С., Иващенко И.А., Унесихина Р.В.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Некоммерческого партнерства по инновационному развитию в сфере культуры и городской среды "МЭКС Мультикультурный экспертный центр" на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения (извещение N 0156200009916000233) необоснованной.
2. Признать в действиях Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение требований ч.12 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение требований ч.12 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Уполномоченного органа, членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016