Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ПКБ "Волгостромпроект" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 133 ФМБА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство пристройки к существующему зданию Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения " Центр гигиены и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Пермь) (извещение N 0356100008416000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100008416000016 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство пристройки к существующему зданию Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения " Центр гигиены и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Пермь).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями требований Закона о закупках.
Представители Заказчика с доводами не согласны по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Комиссия, изучив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом пояснений представителей Заказчика, приходит к выводу о том, что доводы подателя жалобы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно положениям Технического задания предусмотрена этапность выполнения работ.
Так, первый этап, срок выполнение работ по которому согласно п. 5.3.1 проекта контракта составляет 15 календарных дней со дня заключения контракта, предусматривает выполнение следующих видов работ: Разработка и утверждение у Государственного заказчика и передача Государственному заказчику утвержденного им заданий на выполнение изыскательских работ и задания на проектирование (в том числе перечень помещений и перечни инженерного и технологического оборудования). Разработка, согласование с Государственным заказчиком и передача Государственному заказчику согласованной им проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Представитель Заказчика подтвердила то обстоятельство, что в рамках 1 этапа необходимо собрать данные, в том числе, технические условия, разработать и утвердить Заказчиком задание не проектирование, подготовить и согласовать результаты инженерных изысканий и проектной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 (ред. от 23.08.2014), утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).
Согласно п.9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В рассматриваемой ситуации Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что предусмотренный условиями документации срок выполнения первого этапа - 15 дней, меньше нормативного срока оформления технических условий - 14 рабочих дней.
Одновременно с этим, Комиссия находит заслуживающим внимания довод представителя Заказчика (с предоставлением соответствующих доказательств), что у Заказчика в наличии уже имеется генеральный план, фасады, разрезы, перечень помещений расчет тепловой мощности, технические условия подключения к тепловым сетям, к сетям водоснабжения и водоотведения и т.д.).
Вместе с тем, при условии отсутствия данной информации в конкурсной документации, сделать вывод о соответствии описания объекта закупки в спорной части требованиям, обозначенным в Законе о закупках, не представляется возможным.
Комиссия отмечает, что убедительных доказательств того, что описание объекта закупки носит объективный характер, что изучив документацию, любое заинтересованное лицо может сформировать предложение о цене контракта, определить объем предстоящей работы, в принципе, оценить целесообразность и экономическую выгоду участия в закупке, Комиссии не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают положения п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п.п. 9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Критерии оценки установлены в Главе 5 документации о закупке.
Так, наряду с иными критериями, критерием является "Срок".
Поскольку установление данного критерия Законом о закупках не предусмотрено, Заказчиком нарушено положение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Представитель Заказчика не отрицала, что данный критерий установлен в нарушение требований Закона о закупках.
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В ч.5 ст.53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о закупках установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п.п.13 п.1.9 документации о закупке заявка должна содержать подтверждение квалификации участника согласно требованиям данной документации. Отсутствие документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона.
Как указано выше, в соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Одним из критериев является критерий "Квалификация участников конкурса". Показателями данного критерия являются:
1. "Обеспеченность трудовыми ресурсами" : Количество баллов, присуждаемое i-й заявке по показателю, определяется по формуле:
C1i =КЗ*100*(Кi/Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,9);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- принимается значение 5 чел. со стажем работы по специальности инженер-проектировщик более 15 лет и стажем работы у заявителя не менее 2-х (двух) лет.
C1i - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю.
Предметом оценки является количество специалистов в штате участника закупки, имеющих высшее инженерное образование, работающих в сфере проектирования строительства, реконструкций и (или) капитальных ремонтов объектов капитального строительства, а так же наличие в штате участника экспертов, сертифицированных по ГОСТ ISO 9001 Оценка производится на основании представленных в составе заявок копий трудовых книжек (всех страниц, заверенных заявителем), копий аттестатов сотрудников, копий трудовых договоров, сертификатов экспертов ISO 9001.
При отсутствии в заявке данных по показателю, заявке присваивается 0 баллов.
2. "Деловая репутация участника закупки": Количество баллов, присуждаемое i-й заявке по показателю, определяется по формуле:
C2i =КЗ*100*(Кi/Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,1);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
C2i - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю.
Предметом оценки является количество отзывов о профессиональной деятельности участника конкурса (копий рекомендательных и благодарственных писем), представленных в составе заявки, сертификат по ГОСТ 9001. Оценка производится на основании представленных в составе заявки копий рекомендательных и благодарственных писем участнику конкурса от государственных, муниципальных заказчиков по выполненным договорам (контрактам). Лучшим предложением по показателю является наибольшее значение показателя .
При отсутствии в заявке данных по показателю, заявке присваивается 0 баллов.
Комиссия, заслушав пояснения Заказчика по поводу предоставления документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, отмечает, что пояснения не коррелируют с положениями конкурсной документации.
Так, в частности, в показателе "Обеспеченность трудовыми ресурсами" не соотносится с предметом оценки, указанном по данному показателю, кроме того, в докуменатци указано "аттестаты сотрудников", тогда как предстаивтель Заказчика пояснила, что имеется ввиду диплом, из документации очевидно не следует, что наличие экспертов ISO должно быть подтверждено трудовыми книжками, тогда как это было озвучено представителем Заказчика.
Более того, по показателю "Деловая репутация участника закупки" предметом оценки являются рекомендательные и благодарственные письма Заказчиков, однако, то, что письма должны содержать указание на выполнение работ, аналогичных объекту данной закупки, в документации не указано.
При указанных выше обстоятельствах, в документации отсутствует предмет оценки, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что нестоимостные критерии, в данном случае, "Квалификация участников конкурса", должны быть направлены на выявление в результате конкурса наиболее квалифицированного участника, участника, обладающего успешным опытом выполнения аналогичных работ, участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, чего в данном случае не прослеживается.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПКБ "Волгостромпроект" на действия ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 133 ФМБА" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство пристройки к существующему зданию Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения " Центр гигиены и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Пермь) (извещение N 0356100008416000016) обоснованной.
2. Признать в действиях ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 133 ФМБА" нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 133 ФМБА" нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016